Общая характеристика образовательной области

Учебные стандарты школ России (государственные общеобразовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования). Книга первая. М.: «ТЦ Сфера», «Прометей», 1998.

Общие положения

Общая характеристика образовательной области

Общество как объект изучается комплексом общественных наук. Однако предмет изучения у них различен. Предметом исторической науки является прошлое в его конкретности и неповторимости.

Предметом других общественных наук являются либо общие за­кономерности социального развития в целом, либо современные тенденции развития отдельных сфер общественной жизни.

Различие между социально-гуманитарным образованием и исто­рическим образованием обусловливается наличием двух групп об­щественно-исторических наук. Первую группу составляют собственно исторические науки. Вторую — другие общественные науки.

Исторические науки (история как наука) изучают события про­шлого человечества в их индивидуальном облике и многообразии. Общественные науки второй группы изучают существующую дейст­вительность, как правило, в обобщенном виде. Первые дают пре­имущественно «вертикальный», вторые — «горизонтальный» срез развития общества. Ведущим для первой группы наук является ис­торический подход к изучению общества, для второй — логический или структурный подход.

Другие исследователи выделяют три фундаментальные сферы в рамках обществознания:

- историческая наука, предметом которой является вся реаль­ная история человечества;

- философско-социологические науки — теоретическое осмыс­ление общества в целом, во взаимосвязи его сторон;

- конкретные общественные науки, связанные с анализом и объ­яснением отдельных областей или явлений общественной жизни.

Первая сфера — это собственно историческая наука, задача ко­торой — воссоздание уже минувших исторических событий. Другие сферы — это науки, объект исследования которых непосредственно наблюдаем.

Следует также указать на оправдавшую себя традицию двух цик­лов (исторических и социальных дисциплин), существующую в оте­чественном и мировом опыте школьного преподавания. Попытка объединить два учебных курса в советской школе 20-х гг. привела к разрушению как исторического, так и обществоведческого образо­вания.

Из сказанного ясно, что историческое образование не может заменить обществоведческое образование в специальном, узком смысле слова, а обществоведческое образование не заменяет обра­зования исторического. Каждое из них имеет самостоятельную цен­ность.

Между ними существует тесная связь. В интерпретации прошлого широко используются понятия и категории других общественных наук. Формирование понятий и обобщенных выводов общественных наук осуществляется с опорой на исторический опыт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: