Учебные стандарты школ России (государственные общеобразовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования). Книга первая. М.: «ТЦ Сфера», «Прометей», 1998.
Общие положения
Общая характеристика образовательной области
Общество как объект изучается комплексом общественных наук. Однако предмет изучения у них различен. Предметом исторической науки является прошлое в его конкретности и неповторимости.
Предметом других общественных наук являются либо общие закономерности социального развития в целом, либо современные тенденции развития отдельных сфер общественной жизни.
Различие между социально-гуманитарным образованием и историческим образованием обусловливается наличием двух групп общественно-исторических наук. Первую группу составляют собственно исторические науки. Вторую — другие общественные науки.
Исторические науки (история как наука) изучают события прошлого человечества в их индивидуальном облике и многообразии. Общественные науки второй группы изучают существующую действительность, как правило, в обобщенном виде. Первые дают преимущественно «вертикальный», вторые — «горизонтальный» срез развития общества. Ведущим для первой группы наук является исторический подход к изучению общества, для второй — логический или структурный подход.
|
|
Другие исследователи выделяют три фундаментальные сферы в рамках обществознания:
- историческая наука, предметом которой является вся реальная история человечества;
- философско-социологические науки — теоретическое осмысление общества в целом, во взаимосвязи его сторон;
- конкретные общественные науки, связанные с анализом и объяснением отдельных областей или явлений общественной жизни.
Первая сфера — это собственно историческая наука, задача которой — воссоздание уже минувших исторических событий. Другие сферы — это науки, объект исследования которых непосредственно наблюдаем.
Следует также указать на оправдавшую себя традицию двух циклов (исторических и социальных дисциплин), существующую в отечественном и мировом опыте школьного преподавания. Попытка объединить два учебных курса в советской школе 20-х гг. привела к разрушению как исторического, так и обществоведческого образования.
Из сказанного ясно, что историческое образование не может заменить обществоведческое образование в специальном, узком смысле слова, а обществоведческое образование не заменяет образования исторического. Каждое из них имеет самостоятельную ценность.
Между ними существует тесная связь. В интерпретации прошлого широко используются понятия и категории других общественных наук. Формирование понятий и обобщенных выводов общественных наук осуществляется с опорой на исторический опыт.