По истории древнего мира:
- называть хронологические рамки первобытной эпохи;
- показывать на исторической карте границы расселения людей в древности;
- характеризовать жизнь первобытных людей; рассказывать об их основных хозяйственных занятиях; выявлять влияние природных условий на жизнь человека;
- характеризовать важнейшие открытия и изобретения первобытных людей, их вклад в развитие человечества; характеризовать особенности первобытных религиозных верований, искусства;
- раскрывать причины возникновения неравенства;
- знать хронологию основных исторических событий и процессов в истории древневосточных и античных цивилизаций;
- называть и раскрывать факторы, влиявшие на формирование историко-географической карты древнейших цивилизаций; знать основные изменения на карте древнего мира;
- рассказывать о хозяйственной жизни в государствах Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Рима, выявлять специфику и общие черты;
- характеризовать положение, труд, быт, образ жизни различных социальных слоев и групп в древних восточных и античных обществах;
|
|
- излагать ключевые события политической жизни государств Древнего Востока и античного мира; характеризовать крупнейших политических и государственных деятелей древности;
- раскрывать своеобразие социальных движений в государствах Древнего Востока и античного мира; сравнивать их цели, формы борьбы, результаты;
- объяснять особенности познания мира человеком древности, рассказывать о зарождении и роли древнейших религий в восточных и античных цивилизациях;
- характеризовать основные достижения культуры народов Древнего Востока и античного мира; называть ее крупнейших представителей; выявлять своеобразие культурного развития отдельных регионов древнего мира; оценивать вклад древнейших цивилизаций в мировую культуру;
- раскрывать характер взаимодействия народов древних цивилизаций, излагать основные события, характеризующие противостояние государств и народов и их взаимодействие;
- выявлять общее и особенное в историческом развитии различных регионов мира в эпоху древнейших цивилизаций.
По истории средних веков:
- знать периодизацию истории средних веков;
- раскрывать факторы, влиявшие на формирование историко-географической карты средневековых цивилизаций; основные изменения на геополитической карте мира, Европы, России в эпоху средневековья; влияние географического пространства на характер исторического развития, образ жизни и быт народов разных стран и регионов в средние века;
- характеризовать этнические процессы в эпоху средневековья, их своеобразие на Руси, в других странах мира;
|
|
- показывать изменения в образе жизни, людей, восприятии ими мира от раннего к позднему средневековью (Европа, Русь, Восток);
- раскрывать основные черты аграрного производства, выявлять общее и особенное в его организации в различных регионах мира; давать характеристику феодальной сеньории в Западной Европе, поземельных отношений на Востоке; раскрывать сущность феодальных отношений в; России и своеобразие ее социально-экономического развития в эпоху средневековья;
- описывать социальную структуру средневекового общества (Западная Европа, Русь, Восток); давать характеристику различным социальным группам и сословиям; показывать изменения социальной структуры и социальных взаимоотношений в эпоху позднего средневековья, объяснять их причины;
- называть этапы становления и развития государственности у народов Европы, Руси, Востока; объяснять причины политической раздробленности; рассказывать об образовании централизованных государств в Европе; характеризовать исторические условия и этапы развития Российского государства; раскрывать особенности сословно-представительной монархии, самодержавия в России;
- характеризовать основные вехи политической истории Руси, крупнейших государств средневековья, знать основные черты их внутренней политики и ключевые события политической жизни; характеризовать политических и государственных деятелей средневековья на Руси и в других странах;
- раскрывать причины, характер социальных движений средневековья, показывать их особенности на Руси, в странах Западной Европы, на Востоке, роль в них отдельных исторических деятелей;
- давать характеристику развития культуры на Руси, в других странах, раскрывать своеобразие культуры Руси в средние века, вклад ее народов в европейскую и мировую культуру;
- показывать роль религии и церкви в развитии культуры и духовной жизни средневековья (Запад и Восток, Русь);
- рассказывать об основных направлениях, течениях, жанрах средневековой литературы и искусства (Русь, Западная и Восточная Европа, страны Востока, Америка); оценивать вклад в науку и культуру отдельных исторических личностей;
- раскрывать основные события и последствия взаимодействия и противостояния народов средневековых цивилизаций;
- характеризовать взаимоотношения Руси с Востоком и Западом; излагать основные события противостояния Руси завоевателям, факты внешней политики Российского государства в средние века;
- выявлять общее и особенное в историческом развитии различных регионов мира в эпоху средневековья; характеризовать особенности российской средневековой цивилизации.
По новой истории:
- знать периодизацию нового времени;
- раскрывать изменение геополитической ситуации в мире и отдельных регионах на протяжении нового времени; характеризовать место России на карте Европы и мира, ее положения на рубеже западного и восточного миров;
- объяснять особенности развития человека в новое время, причины роста его материальных и духовных потребностей;
- характеризовать развитие производства, труд, образ жизни и быт людей в новое время; раскрывать основные черты экономического развития России, стран Европы и Северной Америки, народов Востока в XVII—XIX вв.;
- объяснять сущность национальных процессов нового времени в России и других странах; характеризовать колониальную политику крупнейших держав в XVII—XIX вв.;
- раскрывать эволюцию сословий и классов в России, странах Запада и Востока, социальную структуру российского общества в XVII—XIX вв. в сравнении со странами Запада;
- излагать основные факты становления и развития национальных государств в новое время, характеризовать этапы складывания Российской многонациональной империи в XVII—XIX вв., процессы образования многонациональных империй в Европе и Азии;
|
|
- раскрывать содержание наиболее значительных государственных реформ в России в XVII—XIX вв.; знать формы и типы политических систем и режимов, сложившихся в мире к концу XIX в.; показывать проявление либеральных и консервативных тенденций в политической жизни отдельных стран;
- характеризовать основные социальные движения нового времени; излагать причины, основные события, значение буржуазных революций XVII—XIX вв., выделять в них общее и особенное; характеризовать крестьянские движения в России и других странах в XVII—XIX вв., рабочее и социалистическое движение в западных странах и России в XIX в.;
- характеризовать идеи Просвещения, изменения представлений людей новой эпохи о материальном и духовном, о месте человека в мире и смысле его жизни; характеризовать традиционные ценности жителей России, их образ жизни, то, как они изменялись в ^П-Х1Х вв.;
- представлять развитие культуры народов России и мира в новое время, достижения науки и просвещения; характеризовать художественные стили и течения в отечественной и зарубежной литературе и искусстве нового времени; оценивать роль культуры России в мировой культуре XVII— XIX вв;
- характеризовать основные направления и события внешней политики России, других стран мира в новое время; этапы борьбы за гегемонию на европейском континенте в XVII—XIX вв., значение создания различных дипломатических союзов с участием России.
По новейшей истории:
- излагать периодизацию истории XX в., отдельных процессов и событий;
- называть изменения на карте мира в начале и к концу XX в. в результате мировых и локальных войн и социальных движений; характеризовать место России и СССР на геополитической карте;
- раскрывать изменения в социальном положении, правовом статусе, образе жизни людей в XX в. в России (СССР), других странах; давать оценку деятельности конкретных исторических личностей;
|
|
- характеризовать этапы научно-технического прогресса в XX в. в России и в мире, его достижения, социальные и экологические последствия;
- проводить сопоставительное рассмотрение социально-экономических отношений в индустриальном и традиционных обществах; рассказывать о периодах кризисного и стабильного развития в истории стран и регионов;
- характеризовать этапы социально-экономической истории России и СССР в XX в., их основное содержание и итоги; сравнивать динамику социально-экономического развития отдельных стран, пути их модернизации;
- раскрывать, как проходило в XX в. образование новых независимых государств в Европе, Азии, Африке; характеризовать национальные процессы в XX в. (интеграционные и центробежные тенденции, стремление к суверенитету, сепаратизм); раскрывать ход этих процессов в России и СССР;
- рассказывать о наиболее значительных социальных реформах в России (СССР) и других странах в XX в.;
- давать оценку значения крупнейших революций XX в., в том числе российских революций 1905—1907 гг. и 1917 г.;
- раскрывать эволюцию основных политических (консервативных, либеральных, радикальных) течений в новейшую эпоху; давать оценку деятельности их представителей;
- характеризовать развитие демократических систем XX в.;
- разъяснять причины и последствия прихода к власти авторитарных, фашистских режимов в отдельных странах, давать сравнительную характеристику их внутренней и внешней политики; раскрывать сущность тоталитаризма XX в.;
- характеризовать крупнейшие научные и технические открытия XX в. в России и мире, их влияние на жизнь людей; раскрывать сущность и место различных светских и религиозных учений в современном мире; показывать, как изменялись идейные и ценностные ориентиры людей в России и СССР в XX в.
- объяснять, какое место в отечественной и зарубежной художественной культуре XX в. занимают отдельные стили и течения, называть их представителей; высказывать свое мотивированное отношение к известным памятникам, произведениям художественной культуры XX в.; характеризовать явления и произведения художественной культуры России и СССР в XX в., их место в мировой культуре;
- показывать, как развивались в XX в. тенденции сосуществования и конфронтации между народами; называть основные этапы международных отношений в новейшее время; раскрывать ход и итоги первой и второй мировых войн, Великой Отечественной войны Советского Союза, крупных региональных войн и конфликтов; характеризовать внешнюю политику России (СССР) и других государств; давать оценку деятельности международных организаций и движений в XX в., высказывать свое мнение о дискуссионных проблемах в истории международных отношений XX в.; объяснять сущность глобальных проблем современности; определять свое отношение к ним.