Проверке подлежат следующие элементы исторической подготовки учащихся.
1. Знание исторической топографии (мест, где происходили события, расположения городов и др., границ расселения народов и государств, направлений походов, передвижении народов и т. п.).
Основные виды вопросов и заданий предполагают указание и описание картографических данных.
2. Представления о геополитическом положении государств, цивилизаций.
Основные виды вопросов и заданий:
- на описание геополитического положения (показ на карте и объяснение);
- на сравнение геополитических ситуаций, выявление их изменений.
3. Знания об изменении карты мира, регионов, стран в результате этнических, социально-политических, государственных и других процессов. Вопросы и задания на показ по карте и объяснение.
Проверка проводится: устно с использованием исторических карт или письменно при наличии контурных карт и компьютерных программ с картографическим материалом.
Образцы заданий
1. Покажите на карте и опишите границы Древней Руси. По каким рекам, морям они проходили? С какими народами, государствами граничила Киевская Русь? (ОШ)
|
|
2. Покажите на карте, где (близ какого города, реки, озера и т. д.) происходили следующие сражения: Ледовое побоище, Куликовская битва, Бородинское сражение. (ОШ)
3. Какие территории вошли в состав Российского государства в VI— XVII вв.? (ОШ)
4. Сравните политическую карту мира к началу нового времени (XVI в.) и к концу его (конец XIX в.). В качестве линий для сравнения используйте присутствие на карте суверенных государств, полуколоний, колоний. Сделайте выводы о характере основных изменений на карте. (СШ).
5. Используя политическую карту России XVIII—XIX вв., определите основные направления расширения ее территории. Из приведенных выше положений выберите те, которые, с вашей точки зрения, раскрывают последствия (значение) этих изменений: а) Россия превратилась в крупнейшую мировую державу; б) Россия освободила ранее угнетенные народы Европы и Азии; в) территориальные завоевания России в XVIII—XIX вв. — источник национальных конфликтов в XX в.; г) внешняя экспансия России стала одним из факторов внутреннего застоя, (ч. 1 — ОШ; ч. 1 и 2 — СШ)
6. Покажите на карте территории великих географических открытий конца XV—XVI вв. Какое значение имели эти открытия для представлений средневековых европейцев о мире? (ОТ)
7. Охарактеризуйте геополитическое положение России в мире к концу XIX в. (обратите внимание на следующие факторы: континентальное положение; территория и климатические зоны; этнический состав населения; соседи; природные богатства; внешнеполитическое наследие предшествующих эпох). (СШ)