Завершающие стихи

ФАЛЭАШРУТИАГХА
ИТИ:ЩМАНУ КИ:РТАНИ:ЙЯСЬЙЯА КЕ:ШАВАСЬЙЯА МАХА:ТМАНАГХА |
НА:МНАН САХАСРАН ДИВЬЙЯА:НА:МАШЕ:ЩЕ:НЭА ПРАКИ:РТИМ ||1||

1. В вышеупомянутых стихах было дано полное перечисление тысячи божественных имен Великого Существа Кесавы, кто – подходящий объект для всех восхвалений и молитв.

ЙЯ ИДАМ ШРУНЭУЙЯ:ННИТЬЙЯАН ЙЯШЧА:ПИ ПИРИКИ:РТАЙЕ:Т |
НА:ШУБХАНПРА:ПНУЙЯ:Т КИНЧИТ СО:МУТРЕ:ХА ЧА МА:НАВАГХА ||2||

2.Никакие зло или несчастье не случятся с человеком сейчас или в будущем, который ежедневно слышит или повторяет эти имена.

ВЕ:ДА:НТАГО: БРА:ХМАНЭАГХА СЬЙЯА:ТРИЙО: ВИДЖАЙИ: БХАВЕ:Т |
ВАЙШЬЙЯО: ДХАНАСАМРУДДХАГХА СЬЙЯА:ЧЧХУДРАГХА СУКХАМАВА:ПНУЙЯ:Т ||3||
ДХАРМА:РТХИ: ПРА:ПНУЙЯ:Д ДХАРМАМАРТХА:РТХИ: ЧА:РТХАМА:ПНУЙЯ:Т |КА:МА:НАВА:ПНУЙЯ:Т КА:МИ: ПРАДЖА:РТХИ: ЧА:ПНУЙЯ:Т ПРАДЖА:М ||4||
БХАКТИМА:Н ЙЯГХА САДО:ТТХА:ЙЯ ШУЧИСТАДГАТАМА:НАСАГХА |
САХАСРАН МА:СУДЕ:ВАСЬЙЯА НА:МНА:МЕ:ТАТ ПРАКИ:РТАЙЕ:Т ||5||
ЙЯШАГХА ПРА:ПНО:ТИ ВИПУЛЭАН ДЖНЯ:ТИПРА:ДХА:НЬЙЯАМЕ:ВА ЧА|
АЧАЛЭА:Н ШРИЙЯМА:ПНО:ТИ ШРЕ:ЙЯАГХА ПРА:ПНО:ТЬЙЯАНУТТАМАМ ||6||
НА БХАЙЯН КВАЧИДА:ПНО:ТИ ВИ:РЬЙЯН ТЕ:ДЖАШЧА ВИНДАТИ |
БХАВАТЬЙЯАРО:ГО: ДЬЙЯУТИМА:Н БАЛЭАРУ:ПАГУНЭА:НВИТАГХА ||7||

4-7. Любой посвященный человек, вставая рано утром и очищая себя, повторяет этот гимн, посвященный Вишнэу, с умом, который сконцентрирован на нем – такой человек достигает большой известности, руководства среди его пэров (равных по положению), богатства, которое является безопасным и высшего блага, непревзойденного чем-нибудь еще. Он будет свободен от всех страхов и будет наделен большой храбростью и энергией, и он будет свободен от болезней. Красота формы, сила тела и ума, и добродетельный характер будут естественны для него.

РО:ГА:РТО: МУЧЬЙЯАТЕ: РО:ГА:Т БАДДХО: МУЧЬЙЯЕ:ТА БАНДХАНА:Т |
БХАЙЯ:НМУЧЬЙЯЕ:ТА БХИ:ТАСТУ МУЧЬЙЕ:ТА:ПАННА А:ПАДАГХА ||8||
ДУРГА:НЭЬЙЯАТИТАРАТЬЙЯА:ШУ ПУРУЩАГХА ПУРУЩО:ТТАМАМ |
СТУВАННА:МАСАХАСРЕ:НЭА НИТЬЙЯАН БХАКТИСАМАНВИТАГХА ||9||
ВА:СУДЕ:ВА:ШРАЙЕ: МАРТЬЙЯО: ВА:СУДЕ:ВАПАРА:ЙЯНЭАГХА |
САРВАПА:ПАВИШУДДХА:ТМА: ЙЯ:ТИ БРАХМА САНА:ТАНАМ ||10||

10. Свободный от всех грехов, человек посвященный Вищнэу и полностью зависящий от него, достигает вечного состояния Брахмана.

НА ВАСУДЕ:ВАБХАКТА:НА:МАШУБХАН ВИДЬЙЯАТЕ: КВАЧИТ |
ДЖАНМАМРУТЬЙЯУДЖАРА:ВЬЙЯА:ДХИБХАЙЯН НАЙВО:ПАДЖА:ЙЯТЕ: ||11|
ИМАМ СТАВАМАДХИ:ЙЯ:НАГХА ШРАДДХА:БХАКТИСАМАНВИТАГХА |
ЙУДЖЬЙЯЕ:ТА:ТМАСУКХАКЩА:НТИШРИ:ДХРУТИСМРУТИКИ:РТИБХИАГХА ||12||

12. Тот, кто читает этот гимн каждый день с преданностью и вниманием достигает спокойствия ума, терпения, процветания, ментальной стабильности, памяти и славы.

НА КРО:ДХО: НА ЧА МА:ТСАРЬЙЯН НА ЛЭО:БХО: НА:ШУБХО: НА:ШУБХА: МАТИАГХА |
БХАВАНТИ КРУТАПУНЬЙЯА:НА:Н БХАКТА:НА:Н ПУРУЩО:ТТАМЕ: ||13||
ДЬЙЯАУАГХА САЧАНДРА:РКАНАКЩАТРА: КХАН ДИШО: БХУТМАХО:ДАДХИАГХА |
ВА:СУДЕ:ВАСЬЙЯА ВИ:РЬЙЕ:НЭА ВИДХРУТА:НИ МАХА:ТМАНАГХА ||14||
САСУРА:СУРАГАНДХАРВАН САЙЯКЩО:РАГАРА:КЩАСАМ
ДЖАГАД ВАШЕ: ВАРТАТЕ:ДАН КРУЩНЭАСЬЙЯА САЧАРА:ЧАРАМ ||15||
ИНДРАЙЯ:НЭИ МАНО: БУДДХИАГХА САТТВАН ТЕ:ДЖО: БАЛЭАН ДХРУТИАГХА |
ВА:СУДЕ:ВА:ТМАКА:НЬЙЯА:ХУАГХА КЩЕ:ТРАН КЩЕ:ТРАДЖНЯ Е:ВА ЧА ||16||
САРВА:ГАМА:НА:МА:ЧА:РАГХА ПРАДХИМАГХА ПАРИКАЛЭПАТЕ: |
А:ЧА:РАПРАБХАВО: ДХАРМО: ДХАРМАСЬЙЯА ПРАБХУРАЧЬЙЯУТАГХА ||17||

17. Все священные писания рассматривают правильное поведение как передовое и необходимое. Дхарма является основанной на правильном поведении и Дхарма, Асьйута является мастером.

РУЩАЙЯАГХА ПИТАРО: ДЕ:ВА: МАХА:БХУ:ТА:НИ ДХА:ТАВАГХА |
ДЖАНГАМА:ДЖАНГАМАН ЧЕ:ДАН ДЖАГАННА:РА:ЙЯНЭО:ДВХАВАМ ||18||

18. Рущис, Питрус, Девас, великие элементы, фактически все движимые вещей(дел) и неподвижные образования – эта вселенная, образовалась из На:ра:йянэы.

ЙО:ГО: ДЖНЯ:НАН ТАТХА: СА:НКХЬЙЯАН ВИДЬЙЯА:ГХА ШИЛЭПА:ДИ КАРМА ЧА |
ВЕ:ДА: ША:СТРА:НЭИ ВИДЖНЯ:НАМЕ:ТАТ САРВАН ДЖАНА:РДАНА:Т ||19||

19. Йога, Джняна, Са:мкхьйя, науки, искусства, дела, Веды, священные писания, духовное просвещение – все, что они образовались из Джана:рданы.

Е:КО:ВИЩНЭУРМАХАДБХУТАН ПРУТХАГБХУ:ТА:НЬЙЯАНЕ:КАШАГХА |
ШРИ:НЛЭЛЭО:КА:НВЬЙЯА:ПЬЙЯА БХУ:ТА:ТМА: БХУНКТЕ: ВИШВАБХУГАВЬЙЯАЙЯАГХА ||20||

20. Mахавищнэу – единое все-постигшее существо, кто проявляется как множество. Он – суть всех существ, поглотивший миры, неразрушимый единый и мастер всего. При проникновении во все три мира, Он наслаждается всеми объектами, составляющими их.

ИМАН СТАВАН БХАГАВАТО: ВИЩНЭО:РВЬЙЯА:СЕ:НА КИ:РТИТАМ |
ПАРЕ:ДЬЙЯА ИЧЧХЕ:Т ПУРУЩАГХА ШРЕ:ЙЯАГХА ШРА:ПТУН СУКХА:НИ ЧА ||21||

21.Все, кто бы ни пожелал, успеха и счастья, должны повторять этот религиозный гимн Вищнэу, составленный Вьйя:сой..

ВИШВЕ:ШВАРАМАДЖАН ДЕ:ВАН ДЖАГАТАГХА ПРАБХАВА:ПЬЙЯА:ЙЯМ |
БХАДЖАНТИ ЙЕ: ПУЩКАРА:КЩАН НА ТЕ: ЙЯ:НТИ ПАРА:БХАВАМ ||22||

22. Никто не нанесет поражения обращенного на человека, который обожает Лотосо-глазого, который является Мастером всех миров, кто – нерожденный, и вне того, в ком образовались миры, и в ком они распадаются.

ШРИ: ВИЩНЭУСАХАСРАНА:МА:ВАЛЭИАГХА

1.

ВИШВАМ – Все. То, что Упанишады обозначают высказыванием «Йятагха сарванэи бху:та:ни», как причину образования, поддержания и исчезновения вселенной. Оно есть Брахман, Не-двойственное Высшее Существо. Термин Вишвам имеющий значение «все или целая проявленная вселенная» служит признаком (определением) Его, относительно его положения как внутри вселенной так и снаружи. Следствием этого можно считать причину того, что Он называется именем Вишвам – проявленная Вселенная, имеющая свое начало (исток) в Нем, а также созданная Его действиями.

Или наоборот, так как вселенная не существует отдельно от Него, Он может быть назван Вишвам, Вселенной. Подтверждение этого сформулировано в Упанишадах: «Брахма еве:дам вишвам идам варищтэам – эта вселенная есть истинно высший Брахман.» (Му. Уп. 2-2-11). «Пуруща еве:дам вишвам – вся эта вселенная есть Сама Пуруща.»(Му. Уп. 2-1-10).

Соответственно, под коренным значением Вишвама также можно подразумевать Брахму или Высшее Существо. Его корень вишати означает войти или наполнить собою. Брахман заполняет собою все, согласно утверждению Упанишад: «Тат сруштва: тад ева:нупра:вищат – спроектировав вселенную, Он вошел в нее.» А также: «Йят прайя:нтьйя абхисанвишанти – то, что проникает во всех существ во время их исчезновения (в Нем).» Поэтому Брахман входит внутрь их своим воздействием, Вселенной, и Вселенная входит и исчезает в Нем. Таким образом оба этих значения есть Вишвам.*

* Это только краткий Комментарий Санкары, который в значительной степени переработан из цитат из различных других источников, подтверждающих вышеупомянутые ссылки.

2.ВИЩНЭУАГХА – Когда возникает вопрос что есть то Все, чем становится Вишвам, дается ответ, что это Вищнэу. Так как Он наполняет собой все, вевещтэи, Он называется Вищнэу. Термин Вищнэу происходит от корня Вищ, указывающего на присутствие всюду и соединенного с суффиксом нук. Как говорит Вишнэу Пура:нэа (3.1.45):

ЙЯСМА:ДВИЩТЭАМИДАМСАРВАМТАСЙЯШАКТЬЙЯ: МАХА:ТЬАНАГХАТАСМА:ДЕВО:ЧЙЯТЕВИЩНЭУРВИШЕРДА:ТОАГХАПРАВЕШАНА:Т

– «Сила, с которой Высшее Существо входит внутрь вселенной. Корень Вищ означает «идти внутрь».

Следующая Мантра из Ригведы так подтверждает поклонение Вищнэу в достижении духовного просветления:

ТАМУ СТОТА:РАГХА ПУ:РВЬЙЯМ ЙЯТХАВИДА
РУТАСЬЙЯ ГАРБХАМ ДЖАНУЩА: ПИПАРТАНА
А:СЬЙЯ ДЖА:НАНТО НА:МА ЧИДВИВАКТАНА
МАХАС ТЕ ВИЩНЭО СУМАТИМ БХАДЖА:МАХЕ

Это означает: «О, Славный! Положи конец своему проявлению вновь рожденным, достижением подлинного знания, что Древнейшая Сущность, вездесуща и истинна. Понимающий такие имена Вишнэу, повторяет их всегда. Позволь другим людям повторять или не повторять Его святые имена; мы, О Вищнэу, будем поклоняться Ему, очарованные его сиянием.»

3. ВАЩАТЭКА:РАГХА – Он в отношении, что Ващат – это выполненный (совершенный) в Йяджнясе. Ващат есть восклицание издаваемое Хотру жрецом в Йяджне в конце жертвенных стихов, слушая которые Адхварьяу жрец бросает жертву для божества в огонь. Так Ващатэ, поэтому неизменно предшествует жертвоприношению, которое есть важнейший ритуал Йяджни, саму Йяджню можно называть ващатэ-ка:рагха. О Йяджне, отожествляемой с Вищнэу в Ведах говорится: «Йяджнё ваи Вищнэуагха.» (Таи. Сам. 1.7.4)

4. БХУ:ТА-БХАВЬЙЯА-БХАВАТ-ПРАБХУАГХА – Мастер прошедшего, будущего и настоящего. Так как Он есть вне колебаний времени в его трех аспектах, Он есть Вечное (неизменное) существо, и поэтому Его величие вне сомнений. Он, следовательно, есть подлинный Прабху – Господь.

5. БХУ:ТАКХРУТ(БХУ:ТАКРУТЕ:) – Создатель и разрушитель всех существ во вселенной. Содержащий в себе Раджагунэы, Он как Брахма есть производитель всех вещей. Имя может поэтому также обозначать того, кто также, как Рудра, разрушает миры, содержащие в себе Гунэы Тамаса.

6. БХУ:ТАБХРУТ – Он тот, кто утверждает или поддерживает, или обуславливает вселенную. Содержащий в себе Саттва Гунэы, Он поддерживает миры.

7. БХА:ВАГХА – Полнейшее существование. Его можно также назвать как то, что ясно проявляет Само Себя как вселенную.

8. БХУ:ТА:ТМА: – Существование всех жизней. Он есть постоянное пребывание, Антарьйяа:мин, все создания, отдельно или совокупно существующие. «Еща та атм’а:тарьйяа:мйя амрутагха – эта А:тма: всеохватывающа и бессмертна.» (Бр. Уп. 3.7.3.22)

9. БХУ:ТАБХА:ВАНАГХА – Он тот, кто дает начало и развитие всем элементам.

10. ПУ:ТА:ТМА: – Тот, чья природа чиста или тот, кто есть чистота и сущность всех вещей. Согласно Шрути: «Кевало нигунэаш ча» – Он есть не-двойственное существование, неподвластное Гунэам. Швe. Уп. (6.11). Пуруща только допускает связь с Гунэами Пракрути, но Его сущностная природа не затронута ими. Поэтому Он всегда чист.

11. ПАРАМА:ТМА: – Он тот, кто верховный единый и А:тман. Он не приходит в результате взаимоотношения причины и следствия, но Он по природе всегда свободен, чист и пробужден.

12. МУКТА:НА:Н ПАРАМА:ГАТИАГХА – Главная цель – только одно освобождение. Для того, кто добивается Его, тот также не рождается снова, не добивается любых других вещей, не имея ничего важнее, чем достижение Его.

13. АВЬЙЯАЙЯ:ЙЯАГХА -Он, тот, который нетленный. Он описан в Шрути, как «аджаро’маро’вьйяайяагха» – нестареющий, бессмертный, нераспадающийся.

14. ПУРУЩА:ГХА -Тот, кто постоянно поддерживается в теле или пура. Маха:бха:ратаШанти (21.37) говорит:

НАВАДВА:РАМ ПУРАМ РУНЬЙЯАМ ЕТАИР БХА:ВАИХЭ САМАНВАТИТАМ

ВЬЙЯА:ПАЙЯ ШЕТЕ МАХА:ТМА ЙЯХЭ ТАСМА:Т ПУРУЩА УЧЬЙЯАТЕ.

– «Великое существо живет, наполняя собой большой дом тела, обладающий всеми свойствами, описанными раньше и снабженный девятью воротами; вследствие этого Он называется Пуруща.» Или толкуя такие слова, как пура: а:сит, им можно дать значение «тот, кто существует всегда». Или оно может означать того, кто есть пу:рна, законченный (идеальный); или того, кто делает все вещи, как пу:рита т. е., выполняющий, наполняя их.

Маха:бха:ратаУдьйога (7.11) говорит: «Пу:ранэа:т садана:т тато’сау пурущаоттамахэ» – Он называется Пурущаттама, потому что он наполняет все и поддерживает их всех.

15. СА:КЩИ: – Тот, кто свидетельствует все снаружи и поддерживает или приводит в жизнь, будучи добродетелью только Ему присущей природы.

16. КЩЕ:ТРАДЖНЯАГХА – Знающий поле или тело. «Бхагавад-ги:та: говорит: «Кщетраджнян ча:’пи ма:м виддхи» – знающий Меня знает Кщетру или поле, т.е. тело.» Как говорит Ша:нти Парва (351.6): «Эти тела являются полями, на которых посеяны совместно человеческие хорошие и плохие дела, поэтому урожай с них принесет плоды как удовольствий так и страданий. Когда обитель духа есть Знающий все это, Он называется Кщетраджня.

17. АКЩАРАГХА ева чагха – Он тот, кто вне разрушения, т.е. Высший Дух. Слово образовано присоединением суффикса щара в конце корня аш. Ева и ча в тексте указывают соответствие, что согласно великому изречению «Тат твам аси» Кщетраджня и Акщара являются тождественными метафизически и что их различать уместно исключительно сравнительно.

18. ЙО:ГАГХА -Тот, кто достиг [освобождения] благодаря Йоге. А Йога определяется, как следующее:

Джня:нэндрийя:нэисарва:нэинирудхьйяаманаса: саха

екатвабха:вана: йогагха кщетраджняпарама:тманоагха.

Что означает: «Созерцание единства Джива:тма: и Парама:тма:, вместе с органами познания [органами чувств: глаз, ухо, нос, язык, тело, ум] и удержанием ума [остановленной мыслью], есть Йога.»

19. ЙО:ГАВИДА:Н НЕ:ТА:ГХА -Мастер – тот, который укрепился в вышеупомянутой Йоге. Ибо Господь говорит в Бхагавад Ги:те: (9.22)

ТЕЩА:Н НИТЬЙЯА:БХИЙЯУКТА:НА:Н ЙОГАКЩЕМАН ВАХА:МАЙЯ АХАМ.

– «В том, кто всегда соединен со Мною в общность, я рождаю их Йога-кщему – охраняющую их в земных и духовных интересах.»

20. ПРАДХА:НА-ПУРУЩЕ:ШВАРА:ГХА – Мастер Прадха:ны, иным способом узнавший что Пракрути и Ма:йя:, также есть источник, как Пуруща или Джива.

21. НА:РАСИМХАВАПУЩЕ:АГХА – Тот, в котором объединены тела человека и льва. Здесь упоминается перевоплощение [Его] как человека-льва или Нрусимхи.

22. ШРИ:МА:Н(ШРИ:МАТЕ:) – Тот, в чьей груди всегда находится божество Шри.

23. КЕ:ШАВА:ГХА – Тот, чья Кеша или волосы [в пучке]прекрасны. Или тот, кто есть троица – кагха (Брахма:), агха (Вищнэу:) и и:ша: (Шива). Или тот, кто уничтожил Асура Кеши во время перевоплощения как Крущнэа.

24. ПУРУЩО:ТТАМА:ГХА – Самый великий из всех Пуруща:с – духов. Или тот, кто больше, чем отдельные духи. В Гите об этом сказано:

ЙЯСМА:ДКЩАРАМАТИТЁХАМАКЩАРА:ДАПИЧЁТТАМАГХА

АТЁСМИ ЛОКЕ ВЕДЕ ЧА ПРАТХИТАГХА ПУРУЩОТТАМАГХА

– «Так как Я превосхожу Кщару (непостоянство) и Акщару (неизменчивость), Я называюсь Пурущоттама в Ведах и в простом языке.»

25. САРВА:ГХА – Всеведущий источник всех существ, о котором Маха:бха:ратаУд. (70.11) говорит:

АСАТАШЧАСАТАШЧА:ИВАСАРВАСЙЯАПРАБХАВА:ПЬЙЯАЙЯА:Т

САРВАСЬЙЯА САРВАДА: ДЖНЯ:НА:Т САРВАМЕНАМ ПРАСАКЩАТЕ.

– «Такой, как Он являющийся источником всех вещей массивных и едва различимых, и Он, как знающий все вещи во всех временах Его называется Сарва».

26. ШАРВА:ГХА – Разрушитель. Он разрушает целую вселенную во время Пралайяи или исчезновения космоса.

27. ШИВА:ГХА – Тот, кто чист. Ибо Он есть не пораженный тремя Гунэа:миПракрути – Саттвой, Раджасом и Тамасом. Каивальйяа Упанишад говорит: «Са Брахма: са Шивагха. – Он рожден как Брахма и как Шива.» В свете этого утверждения отсутствия различий между Шивой и Вищнэу, он есть сам Вищнэу, который есть возвышенно превозносимый и почитаемый Шива.

28. СТХА:НЭУАГХА – Он тот, кто устойчивый, непоколебимый и неизменный.

29. БХУ:ТА:ДЙАГХА – Источник всех элементов или существующих вещей.

30. АВЬЙЯАЙЯ:АГХА НИДХИАГХА[НИДХИРАВЬЙЯАЙЯАГХА] – Неизменное и неразрушимое Существо в которое вселенная сливается и пребывает в зародышевом состоянии во время Пралайяи или исчезновения космоса.

31. САНБХАВАГХА – Тот, кто рождается из Него своею волей как воплощенный. Ги:та: (4.8) говорит: «Дхарма-санстха:пана:ртха:йя самбхава:ми йуге йуге – для учреждения Дхармы Я рождаюсь (самбхава:ми) в каждую эпоху».

32. БХА:ВАНАГХА – Он тот, кто производит плоды Карм всех Джив для своего наслаждения. Брахма Су:тра (3.2.28) говорит: «Пхаламатагха упапаттеагха – Господь как дарует плоды всех действий Джив.»

33. БХАРТРА: – Он тот, кто поддерживает вселенную как ее фундамент.

34. ПРАБХАВАГХА – Он тот, из кого все великие элементы имеют свое рождение. Или он тот, кто превозносит рождения, как перевоплощения.

35. ПРАБХУАГХА -Он тот, кто сведущ во всех ритуалах.

36. И:ШВАРАГХА – Он тот, кто имеет беспредельное господство или власть над всеми вещами. «Еша сарвешварагха» – говорит МандэУп. (6).

37. ШВАЙЯНБХУ:АГХА – Он тот, кто существует Сам, без иной какой бы то ни было причины. Ману сказал (1.7): «Са ева свайяамудбабхау: – Он проявил Себя:» Он называется так, потому что Он существовал раньше всех и над всеми. Он есть величайший.

38. ШАНБХУАГХА – Он тот, кто дарует счастье знающим тайну набожным людям.

39. А:ДИТЬЙЯАГХА – Золотоцветная личность в солнечных небесных светилах. В Ги:те: о них говорится: «А:дитьйяна:махам ахам Вищнэуагха – среди Адитьйяас Я являюсь Вищнэуагха.» Здесь есть двенадцать Адитьйяас, а Вищнэу, тот, кто в них. Или он может заключать в себе значение, что точнее: как солнце, отражается во множестве в различных сосудах с водой, он есть единый Дух, что отражается во множестве Джив, в многочисленных телах-умах.

40. ПУЩКАРА:КЩАГХА – Он тот, кто имеет глаза, подобные лепесткам Пущкары или лотоса.

41. МАХА:СВАНАГХА – Он тот, из кого возник великий источник – Веда. Вот что Веды сообщают: «Асьйяа махато бху:тасьйяа нишаваситам етад ругведо йяджур-ведагха – Ругведа и Йяджур-веда есть дыхание той великой Сущности.» Бхад. Уп. (2.4.10)

42. АНА:ДИ-НИДХАНАГХА – Единая Сущность, которая как не рождается, так и не умирает.

43. ДХАТА: – Единый, кто есть опора вселенной.

44. ВИДХА:ТА: – Он тот, кто порождает Кармы и их плоды.

45. ДХА:ТУРУТТАМАГХА – Первая и последняя опора любой вещи. Или Он, который существует как Чаитаньйяа или Чистое Сознание, есть наставник для всех других Дха:тус или существ [субстанций]. Или это можно объяснить следующим образом: Он есть Дха:ту, потому что Он родитель всего, и Он также есть Уттама, продолжение всех существ.

46. АПРАМЕ:ЙЯАГХА – Единый, кто не измерим или не мыслим каким-либо общепринятым способом познания, подобным чувственному восприятию, предположению и т.д. Даже священные писания не могут показать Его непосредственно. То, что делают священные писания, только освещают проявленную вселенную, которая есть присутствие Его на интуитивном пути [познания]. Или [они могут доказывать]не существование [Его, как] объекта, но только конечным свидетельствованием или знанием, ибо Он вне сферы всех способов познания, которыми можно обнаружить только вещи реального [вещественного] мира.

47. ХРУЩИ:КЕ:ШАГХА – Мастер чувств (Хрущикас); или Он тот, под чьим контролем находятся чувства. Другими словами, Он тот, чьи кеша (волосы) спадают лучами солнца и луны, давая радость (харща) миру. Шрути говорит: «Су:рьйяа-рашмир Харикешагха пураста:т – лучи солнца, которые есть Харикешагха (волосы Хари)».

48. ПАДМАНА:БХАГХА – Он, в чьей середине[пупке] (на:бхиагха) находится лотос (падма), источник вселенной. Шрути говорит: «Аджасьйяа на:бхэа:вадхьйяекам арпитам – в пупке Нерожденного Единого, помещается лотос».

49. АМАРА-ПРАБХУАГХА – Мастер Амарас или одних бессмертных, т.е. Богов.

50. ВИШВАКАРМА: – Он, чья Карма (действие) имеют результат во всех, которые есть существованиях (Вишвам). Или Он тот, чья сила созидания уникальна и удивительна.

51. МАНУАГХА – Он тот, кто думает. О нем говорится (Бр. Уп.. 3.7-23): «На:ньйяо:то:сти манта: – Здесь не думают, иначе чем Он.» Или: Он называется Ману, потому что Он проявляется в форме Мантры и Ману (Патриарх).

52. ТВАЩТЭАГХА – Он тот, кто сжимает все существа (тану:каранэа) во время исчезновения космоса.

54. СТХАВИЩТЪЭАГХА – Он тот, кто выделяется среди всего большими размерами и прочностью.

55. СТХАВИРАГХА ДХРУВАГХА – Вечный Единый, бывший наиболее древним. Он владеет также, как простым языком, именами всей линии с их определениями.

56. АГРА:ХЬЙЯАГХА – Он тот, кто не может быть охвачен органами познания или постигнут умом. К этому заключению Шрути добавляет: «Йято ва:со тшвартанте апра:пьйяа манаса: саха – Это вне осознания умом, повернутым обратной стороной, который говорит сам с собой» Таи. Уп.(13.1).

56. ША:ШВАТАГХА – Единый, кто существует во все времена (Шашват). Шрути говорит: «Ша:шватам шивам асьйяутам – Он постоянный, благоразумный и неухудшающийся.» (На:р. Уп. 13.1)

57. КРУЩНЭАГХА – Сущность-Познавшая-Блаженство. Как сказано в Маха:иха:ратаУдьйога-парве (70.5):

КРУЩИРБХУ:ВА:ЧАКАГХАШАБДОНЭАШЧАНИРВРУТИВА 6ЧАКАГХА

ВИЩНЭУС ТАД-БХА:ВА-ЙОГА:Ч ЧА КРУЩНЭО БХАВАТИ ША:ШВАТАГХА

– «Слог кру означает сущность. Слог нэа означает блаженство. Вищнэу есть эти оба. Таким образом Он всегда есть Крущнэа.»

58. ЛЭО:ХИТА:КЩАГХА – Единый, чьи глаза имеют красный [золота?] оттенок.

59. ПРАТАРДАНАГХА – Разрушитель всего во время исчезновения космоса.

60. ПРАБХУ:ТАГХА – Великий, потому что обладает уникальными качествами подобно, как всемогущество, всеведение и т.е.

61. ТРИ-КАКУБ-ДХА:МА – Он тот, кто поддерживает (дха:ма) три сферы наверху, внизу и в середине.

62. ПАВИТРАМ – Тот, который все очищает.

63. МАНГАЛЭАМ ПАРАМ – Величайший благоразумный. Вищнэу Пура:на говорит:

АШУБХА:НИ НИРА:ЧАЩТЭЕ ТАНОТИ ШУБХА-САНТАТИМ

СМРУТИ МА:ТРЕНЭА ЙЯАТ ПУНСА:М БРАХМА ТАН МАНЭГАЛАМ ВИДУАГХА

– «Тот, чья истинная память удаляет неблагоприятное и вмещает благоприятное в изобилии – тот Брахман называется манэгалам, благоразумный». С определением парам, величайший, манэгалам образует одно целое имя.

64. И:ША:НАГХА – Он тот, кто все контролирует и регулирует.

65. ПРА:НЭАДАГХА – Единый, кто одаряет или оживляет Пра:ной, жизненной энергией. О ней говорится в Таит. Уп. (2.7): «Ко хйя ева:нйяа:т, кагха пра:нэйяа:т – если там не находится Господь, кто тогда оживляет Пра:нэой?» Это может также быть объяснено, как единый, кто уничтожает (дьйяати) Пра:нэой. Таким образом имя может означать Единого, кто дает Пра:нэу при рождении и разрушает Пра:ной [при смерти].

66. ПРА:НЭАГХА – Верховное Существо. ШрутиБр. Уп. (4.4.18) говорит: «Пра:нэасьйяа пра:нэагха – Жизненная сила после жизненной силы.» Вторая жизненная сила есть Джива, живое воплощение духа. Верховное Существо есть та же самая последующая жизненная сила. В таком контексте Он называется Мукхйяа Пра:нэа (главная Пра:нэа). Его также применяют в таком выражении жизненной энергии, которую потребляют при вдохе и выдохе.

67. ДЖЬЙЯЕ:ЩТЪЭАГХА – Самый старший из всех, вследствие этого, здесь не было никого прежде Него.

68. ШРЕ:ЩТЪЭАГХА – Единый, достойный возвышенного восхваления (прашамса:). «Пра:нэо ва:ва джьйяещтъэаш ча шрещтъэаш ча – Пра:на исключительно самый старший и великий.» – Чх. Уп. (5.1.1) [ Пра:на ] упоминается здесь – есть в смысле Мукхьйяа-пра:нэа. Или: существует первая причина и поэтому самый старший из всех, Он есть Джьйяащтъэагха, и так как существует высшее Существо, превосходящее других, Он есть Шрещтъэагха.

69. ПРАДЖА:ПАТИАГХА – Мастер всех живущих существ, потому что он есть Ишвара.

70. ХИРАНЭЬЙЯА-ГАРБХАГХА – Единый, кто есть Атман равный Брахме: творец, тот, кого по-другому знают как Хиранэаьйяа-гарбхагха – сияющее небесное тело, которое вмещает целую вселенную в зародышевой форме (Брахма:нэдэа). Руг Веда (10-121.1) говорит: «Хиранэьйяа-гарбхагха самавартатэа:гре – в начальном Хиранэьйяа-гарбхе единое существование.»

71. БХУГАРБХАГХА – Единый, кто имеет ослепительный мир внутри Себя.

72. МА:ДХАВАГХА – Супруг «Ма:» или Маха:лакщми. Или Единый, кто снабжает знанием через Мадху – Видьйяе:. «Мауна:д дхьйяа:на:д ча йога:с виддхи Бха:рата Ма:дхавам – О, Бха:рата! Знание Ма:дхавы [имеют]через мауну (молчание), дхьйяну (медитацию) и Йогу.» Маха:. Удьйо (70.4)

73. МАДХУСУ:ДАНАГХА – Истребитель демонов Мадху.

74. И:ШВАРАГХА – Всемогущее Существо.

75. ВИКРАМИ: – Смелый Единый.

76. ДХАНВИ: – Единый, вооруженный луком. Ги:та: (10.31) говорит: «Ра:магха шастрабхрута:м ахам – Я – Ра:ма среди тех, кто носит оружие.

77. МЕ:ДХА:ВИ – Он тот, кто имеет великий ум способный охватить все тексты.

78. ВИКРАМАГХА – Он тот, кто перешел (Краманэа), т.е. переступил пределы самса:ры. Или единый, кто имеет «Виагха», птицу, т.е. Гаруду как Его сидение.

79. КРАМАГХА – Вищнэу называется «Крамагха», потому что Он сделавший Краманэу или святой, перешедший океан самса:ры, или потому что из Него все Крамы или проявления вселенной имеют место воздействия.

80. АНУТТАМАГХА – Он так велик, чем кто бы то ни было другой. Сказано в На:р. Уп. (12.3): «Йяасма:т парам на:парам асти кинэсид – Он тот, кого никто не превзойдет.» Гита: (11.4) говорит: «На тват само:стйя:абхьйяадхикагха куто:ньйяагха – никого не приравнять Ему. Где можно быть некто сколько-нибудь более великий?»

81. ДУРА:ДХАРЩАГХА – Единый, кого никто (Асурас) не может победить.

Е. Кто знает все относительно того, что было выполнено j.

91. САНВАТСАРАГХА – Так как Время есть форма Вищнэу, Он называется Санватсара или год.

92. ВЬЙЯА:ЛЭАГХА – Существо не сжимающее, подобно змее, Он называется Вьйяа:лэагха.

93. ПРАТЬЙЯАЙЯГХА – Единый, кто есть природа Прати:ти или Праджня: (сознание): «праджня:нам БрахмаБрахман есть Праджня:на или чистое сознание.» Аит. Уп. (3.5.3)

94. САРВА-ДАРШАНАГХА – Единый, с глазами повсюду. Так как Господь содержит в себе все формы, глаза-зрение всех существ, Он есть. Швет. Уп. (3.3) характеризует Его, как «Вишваташ чакщугха – Единый с

82. КРУТАДЖНЯАГХА – Единый, кто знает все относительно того, что было выполнено (Крута) для Джив. Также он тот, кто нравится одинаково всем, кому предлагают простые подношения, такие, как листья, цветы, плоды и воду, как сказано в Ги:те:.

83. КРУТИАГХА – Слово означает того, кто достигает через все человеческие усилия и труды. Господь есть означающий это слово, потому что Он настоящая опора всех опор, поддерживающий все действия.

84. А:ТМАВА:Н – Единый, упрочившийся в его собственной величественности, т.е. не нуждающийся в поддержке кого бы то ни было другого. «Са бхагавагха касмин зкфеищтъэхита ити, све махимни – что есть то, в чем, О, Бхагаван, тот есть упрочившийся? В Его собственной величественности.» Чх. Уп. (7.24.1)

85. СУРЕ:ШАГХА – Господь сузрас или богов. Оно может также означать великого, того, кто дарует добро.(Сурагха может быть разбито на суагха =добро и ра:= дарующий дар.)

86. ШАРАНЭАМ – Единый, кто убирает печаль у всех, кто страдает (а:рхта:гха).

87. ШАРМА – Единый, кто есть природа высочайшего блаженства.

88. ВИШВА-РЕ:ТА:ГХА – зерно вселенной.

89. ПРАДЖА:БХАВА:ГХА – Он, в ком все существа имеют начало.

90. АХАГХА – Единый проливающий свет.глазами повсюду.» На:р.Уп. (13.1) говорит о нем: «Вишва:кшам – Единый наделенный всеми чувствами.»

95. АДЖАГХА – Единый, кто не имел рождений. Шрути говорит: «На джа:то, на джанищьйяате – Единый, кто есть не рожденный и не бывший никогда рожденным.»

96. САРВЕ:ШВАРАГХА – Бог всех Богов, или верховный Бог. Ма:. Уп. (6) говорит: «Еща сарвешварагха – Он есть бог всех.»

97. СИДДХАГХА – Единый навсегда упрочившийся в единой своей собственной природе.

98. СИДДХИАГХА – Единый, кто есть природа Сознания во всем. Или единый, чья форма превосходит какие ни есть все другие. Или единый, кто есть плод всех стремлений.

99. САРВА:ДИАГХА – Единый тот, кто есть первая причина всех элементов.

100. АЧЬЙЮТАГХА – Единый, кто никогда не теряется и воля его никогда не утрачивает ему присущую природу и силу. На:р. Уп. (13.1) говорит: «Са:шватам шивам ачьйютам – единый, кто всегда существует, имеет благоприятную природу и не гибнущую форму Ему свойственной природы.» К тому же она указывает: «Йясьа:н на чьйюта-пу:рво: хам ачьйютас тена карманэа: – Так как Я никогда не гибну (чьйюти), Я есть Ачьйюта [не гибнущий].»

Это 100 имен Сахасранамы, перечисленные выше.

101. ВРУЩА:КАПИАГХА – Единый, кто орошает все объекты желаний. Другое значение: Врущагха означает Дхарма; и Кам значит вода. Апа:т означает поднятие. В Вара:ха:вата:ра (Воплощенный в кабане) Вищнэу поднимает земную форму до вод Пралайи. Поэтому Он есть природа Дхармы (Вруща) и Капи (Ва:ра:ха или Хряк). – говорит Мах. Бх. Ша:нти (342-89):

КАПИРВАРА:ХАГХАШРЕЩТХАШЧАДХАРМАШЧАВРУЩАУЧЬЙЯТЕ

ТАСМА:Т ВРУЩА:КАПИМ ПРА:ХА КА:ШЬЙЯПО МА:М ПРАДЖЯПАТИАГХА

– «Капи значит Вара:ха (хряк) и также «Старейший Единый (Шрещтъэхагх а)». Поэтому Ка:шьйяпа-Праджапати назвал Его Вруща:-капи.»

102. АМЕ:ЙЯ:ТМА: – Единый, чьи форма или природа не могут быть измерены и установлены.

103. САРВАЙО:ГА-ВИНИАГХАСРУТАГХА – Единый, кто всецело стоит отдельно от всех зависимостей. Бр.Уп. (4.3.15) говорит: «Асанъэго хи айям пурущагха – пуруща вне какой либо привязанности.» Или это может означать единого, кто знает в совершенстве все Йоги или духовные дисциплины, изучаемые по священным писаниям.

104. ВАСУАГХА – Единый, в ком находятся все существа и единый, кто находится во всех существах. Или, как говорит Гита: (10.23): «Васу:на:м па:вакаш чэа:сми – Среди Васус Я есть огонь[вдохновения] (Па:вака).»

105. ВАСУМАНА:ГХА – Термин Васу означает изобилие или богатство. Здесь он указывает на величественность. Также он означает единого, обладающего великим умом, т.е. умом, свободным от привязанностей, гнева и других вредных качеств.

106. САТЬЙЯАГХА – Единый, природа которого есть Соответствие. Таит. Уп. (2.1.1) говорит: «Сатьйяам джня:нам анантам БрахмаБрахман есть Соответствие, Знание и Множественность.» Кроме того, Таит. Уп. (2.6.1.) говорит: «Сач ча тьйяач – где сат означает присутствие какого-либо действия и тьйяач означает отсутствие причинного условия. Таким образом, так как Он есть все, что существует в действии или при условиях бездействия, Он называется Сатьйяагха, Соответствие. Согласно Аит.А:ран. (2.1. 5.6.): «Сад ити пра:нэа:с ти:тьйяаннам йяам итьйя аса:ва:дитьйяагха – сат означает Пра:нэас, ти означает анна (пища) и Йяам означает Солнце (Су:рьйяа). Также Он есть природа Пра:нэы, Анна, и Адитьйяа.»

107. САМА:ТМА: – Единый, чей ум есть Сама, вне пристрастий или раздражения, а поэтому он одинаков относительно всех существ. Или согласно Шрути «Сама а:тмэети видьйяатэ – Он присутствует одинаково во всех существах.»

108. САММИТА:ГХА – Это имя и предыдущее (сама:тма:) идущие подряд, могут быть в двух соотношениях – как сама:тма + саммитагха, и как сама:тма: + асаммитагха. В предшествующем случае оно означает «обуславливающий [ограничивающий] все живущие существа» и в последующем – «беспредельное бытие любых существ.»

109. САМАГХА – Единый невозмутимый [его нельзя взволновать] всех времен. Или Единый соединенный с ма: (Маха:лакщми:, Супруга Вищнэу).

110. АМО:ГХАГХА – Единый, почитание кого не пройдет напрасно, но всегда принесет обильные плоды. Это Единый, кто есть: «Сатьйяа-санкалпагха – Тот, чье решение всегда является правильным.» Бх. Уп. (8.7.1)

111. ПУНДЭАРИ:КА:КЩАГХА – Единый, кто имеет проход, т. е. осуществивший [проход] внутрь себя, лотос сердца. Или Он, чьи глаза похожи на лепестки лотоса.

112. ВРУЩАКАРМА: – Единый, чьи действия соответствуют Вруща, т.е. Дхарме.

113. ВРУЩА:КРУТИАГХА – Единый, кто создал форму ради Вруща или Дхармы. Ги:та: (4-8) говорит: «Дхарма-санстха:пана:рха:йяа санбхава:ми йюге – Я есть тело Меня самого, из-за чего от эпохи (юги) к эпохе сохраняется Дхарма.»

114. РУДРАГХА – Единый, кто создал все существа молитвой во время исчезновения космоса. Или единый, кто дает руд или речь. Или единый, кто отводит далеко ру или печаль. Шива-пура:нэа (6.9-14) говорит:

РУРДУАГХАКХАМДУАГХАКХА -ХЕТУМВА:

ТАД ДРА:ВАЙЯТИ ЙЯАГХА ПРАБХУАГХА |

РУДРА ИЕЬЙЮЧЬЙЯТЕ ТАСМА:Т

ШИВАГХА ПАРАМАКА:РАНЭАМ

– «Ру означает печаль. Как Господь удаляет все печали; а их причины удаляет Шива, то удаляющий конечную причину, называется Рудра.»

115. БАХУШИРАГХА – Единый с бесчисленными головами. Пуруща Сукта говорит: «Сахасра-ширща: пурущагха – Пуруща с бесчисленными головами.»

116. БАБХРУАГХА – Единый, кто правит миром.

117. ВИШВАЙО:НИАГХА – Единый, кто есть причина мира.

118. ШУЧИШРАВА:ГХА – Единый, чьи имена и слава являются истинно святыми и очищающими слух.

119. АМРУТА:ГХА – Единый, кто бессмертен. «Аджяро’марагха – нестареющий и бессмертный.» Бр. Уп. (4.4.25).

120. ША:ШВАТА-СТХА:НУАГХА – Единый, кто рожден вечным и укрепился основательным, неизменным.

121. ВАРА:РО:ХАГХА – Он, чье восхождение (а:рохам) дает благословение. Или Он достигший того, что есть великая благая удача. Ибо Джива тот, кто делает счастливым того, кто знает способ не рождаться снова в низших мирах. Чх.Уп. (8.15.1) говорит: «На ча пунара:вартате – они уходят без возврата.» А Ги:та: (15.6) говорит: «Йяд гатва: на нивартанте тад дха:ма парамам мама – Мое высочайшее положение делает счастливыми тех, которые твердо хотят никогда не возвращаться.»

122. МАХА:ТАПАГХА – Прочно соединенный с мирозданием, которое есть природа знания (Джнянамайяам тапагха), он есть великое могущество. Поэтому он есть Маха:тапа:гха. «Йясьйяа Джня:намайям тапагха – чей Тапас есть природа знания.» Му. Уп. (1.1.9) Или он может знать, что Его Тапас, который использует природу Всемогущества, есть величие и очищение.

123. САРВАГАГХА – Единый, кто охватывает все существа природы из-за их вещественной причины. Или Он тот, кто распространен везде.

124. САРВАВИД-БХА:НУАГХА – Единый, кто всеведущий и все освещающий. Катх. Уп. (2.2.15) говорит: «Там ева бха:нтам анубха:ти сарвам – все другие светят потому что Оно светит.» Также Ги:та: (15.12) говорит: «Йяд а:дитьйяагатам еуджо джагат бха:сайяате’кхилам – это блеск, который возникает в солнце (А:дитьйяа), освещает весь мир.»

125. ВИЩВАКСЕ:НАГХА – Он впереди всех, кто достиг разгрома армий (сена:гха) Асуров.

126. ДЖАНА:РДАНАГХА – Единый, кто налагает испытания на злого человека. Или Он, у кого все набожные люди вымаливают земное счастье и освобождение.

127. ВЕ:ДАГХА – Он тот, кто есть форма Вед. Или Единый, кто помещает Джня:ну в Дживы. Ги:та: (10.11) говорит:

Теща:мев ’а:нуканп ’а:ртхамахамаджня:наджамтамагха

На:шайяа:мйя а:тма-бха:вастхо джня:на-ди:пена бха:свата:

– «Без жалости к ним, Я, как находящаяся глубоко внутри Душа, уничтожаю мрак невежества светом знания.»

128. ВЕ:ДАВИТ – Единый, кто знает Веду и ее значение. Ги:та: (15.15.) говорит: «Веда:нтакрут ведавид ева ча:’хам – Я создатель Веда:нты и знаток Веды.»

129. АВЬЙЯАНГАГХА – Единый, кто само – наполнен знанием и другими великими определениями и свободен от всяких недостатков. Или единый, кто не обнаруживает чувств. Говорит Ги:та: (2.25): «Амьйяакто’йяам – Он есть не проявляющий чувств или ума.»

130. ВЕ:ДА:НГАГХА – Он, в ком Веды помещаются, как органы.

131. ВЕ:ДАВИТ – Единый, кто знает все Веды.

132. КАВИАГХА – Единый, кто все видит. Брх. Уп. (3.7.23) говорит «На:ньйяо’то’сти дращтэа: – здесь нет провидца другого, чем Он.» Иша. Уп. (8) говорит: «Кавир мани:щи – Он есть все знающий и понимающий.»

133. ЛЭО:КА:ДХЬЙЯАКЩАГХА – Он, кто служит доказательством всей вселенной. Это есть единый, кто видит все, как заключенное в Прадха:не или Пракрути (Природе).

134. СУРА:ДХЬЙЯАКЩАГХА – Единый, кто есть верховный владыка, охраняющий Божества всех религий.

135. ДХАРМА:ДХЬЙЯАКЩАГХА – Единый, кто прямо видит заслуженное (Дхарма) и незаслуженное (Адхарма) существ, награждая своими надлежащими воздаяниями всех существ.

136. КРУТА:КРУТАГХА – Единый, кто влияет на формы миров и в то же время не влияет на их причину.

137. ЧАТУРА:ТМА: – Единый, кто ради творения, поддержки и разрушения сотворяет формы, в каждой из которой есть четыре группы:

БРАХМА: ДАКЩА:ДАЙЯАГХА КА:ЛАС

ТАТХА’ИВА:’КХИЛА-ДЖАНТАВАГХА |

ВИБХУ:ТАЙО ХАРЕР ЕТА:ГХА

ДЖАГАТАГХА СРУЩТИ-ХЕТАВАХ.

ВИЩНЭОР МАНВ’А:ДАЙЯАГХА КА:ЛАГХА

САРВАБХУ:ТА:НИ ЧА ДВИДЖА |

СТХИЕР НИМИТТА-БХУ:ТАСЙЯА

ВИЩНЭОР ЕТА: ВИБХУ:ТАЙЯАГХА.

РУДРАГХА КА:Л’ОНТКА:ДЙЯА:Ш ЧА

САМАСТА:Ш ЧА’ИВА ДЖАНЕТАВАГХА |

САТУРДХА: ПРАЛАЙЯА:ЙЯА’ИТА:

ДЖАНА:РДАНА-ВИБХУ:ТАЙЯАГХА

– «Брахма:, Праджа:патис равной Дакще, Ка:ле (времени) и Дживам – это силы Вищнэу, направленные на сотворение. Вищнэу, Манус, Ка:ла (время) и живые существа – это силы Вищнэу, направленные на поддерживание. Рудра, Время, Смерть (Мрутьйю) и живые существа – это силы Вищнэу, направленные на разрушение.» Вищнэу. Пу. И. (22-31-33)

138. ЧАТУРВЬЙЯУ:ХАГХА – Единый, кто принимает четырехкратное проявление (Вьйю:хас). Вьйя:са сказал:

Вьйю:ха:тма:нам чатурдха ваи Ва:судев’а:диму:ртибхиагха

Срущетьйяа:дин пракаро’тьйяеща вишрут’атма: джана:рданагха.

– Все-известен Джана:рдана, сам принявший четыре проявления, известные как Вьйю:хас, подобно Ва:судеве, Санкарщанэа, Прадьйюме и Анируддхе, выполнивший работу создателя в таких формах.»

139. ЧАТУР-ДАНЩТЭРАГХА – Единый с четырьмя клыками в Его Перевоплощении как Нрусимха (человеколев).

140. ЧАТУР-БХУДЖАГХА – Единый с четырьмя руками.

141. БХА:ДЖИЩНЭУАГХА – Единый тот, кто есть чистый яркий свет.

142. БХО:ДЖАНАМ – Пракрути или Майя: называется Бходжанам или то, что является наслаждением Господа. Но, так как Господь сам есть Пракрути, Он также называется Бходжанам или объектом наслаждения.

143. БХО:КТА: – Так как Он, как и Пуруща, являются наслаждением Пракрути, Он называется услаждением или Бхоктой.

144. САХИЩНЭУАГХА – Так как Он подавил Асуров подобно Хиранэьйяа:кще, Он есть Сахищнэу.

145. ДЖАГАДА:ДИДЖАГХА – Единый, кто проявляется как Хиранэьйяа-гарбха, находясь сам в начале творения.

146. АНАГХАГХА – Безгрешный Единый. Чха.Уп. (8.7.1) говорит: «Анахата па:пма: – Он есть без грехов.»

147. ВИДЖАЙЯАГХА – Единый, кто имеет господство над всей вселенной, действующий добродетелями его шести особых выдающихся качеств подобно всемогуществу, всеведению и т.д., известен как Бхагас.

148. ДЖЕ:ТА: – Единый, кто есть естественный победитель над существами, т.е. превосходящий всех других существ.

149. ВИШВАЙО:НИАГХА – Источник вселенной.

150. ПУНАРВАСУАГХА – Единый, кто оживает снова и снова в телах как Дживас.

151. УПЕ:НДРАГХА – Единый, рожденный как младший брат Индры. Или единый, кто величественнее чем Индра. Харивамша (2.19.46) сказал:

МАН’ОПАРИ ЙЯАТХЕНДРАС ТВАМ СТХА:ПИТО ГОБХИР ИШВАРАГХА!

УПЕНДРА ИТИ КРУЩНА ТВА:М ГА:СЬЙЯАНТИ БХУВИ ДЕВАТА:ГХА!!

– «Смиренный укоренивший Тебя высшего во мне, как моем мастере. Поэтому, О, Крущна, Боги проявляются звуками вокруг Тебя, направленными к Тебе, как Упендра.»

152. ВА:МАНАГХА – Единый, кто в форме Ва:мана (карлика), пришел служить к Бали. Или Единый, кто имеет благочестивого почитателя. Катха Уп. (2.5.3.) сказал: «Мадхьйяе ва:манам а:синам вишве дева: ипа:сате – Вишве – божество благочестиво почитаемое Ва:мана, как укоренившийся в середине[сердце].»

153. ПРА:НШУАГХА – Единый великий ростом. Появившийся, как карлик в первом раз перед Махабали, Он увеличился в росте превысив все миры. Как говорит Харивамша (3.71.43-44):

ТОЬЙЯЕ ТУ ПАТИТЕ ХАСТЕ ВА:МАНО’ИХУД АВА:МАНАГХА

САРВА-ДЕВА-МАЙЯАМ РУ:ПАМ ДАРШАЙЯА:МА:СА ВАИ ПРАБХУАГХА

БХУ:АГХА ПА:ДАУ ДЬЙЯУАГХА ШИРАШ Ч’А:СЬЙЯА ЧАНДР’А:ДИЕЬЙЯАУ ЧА ЧАКЩУЩИ:

– «Тот час же после этого Бали вылил воду в его руки с намерением (дать дар напрашиваться на неприятности), но карлик (Ва:мана) стал противоположностью карлика (Ава:мана). Господь тогда показал Его форму, которая содержит в себе все небесные создания. Он показал Его космическую форму, имеющую землю Его ногами, небо Его головой, а солнце и луну Его глазами.»

154. АВО:ГХАГХА – Единый, чьи действия не делаются напрасно.

155. ШУЧИАГХА – Единый, кто очищает тех, кто поклоняется и восхваляет Его. Так есть священный текст о таком воздействии: «Асьйяа спаршас ча маха:н шучиагха – Его истинное прикосновение есть очищение.»

156. УРДЖИТАГХА – Единый в безграничной численности.

157. АТИ:НДРАГХА – Единый, кто превосходит Индру, имея Его неотъемлемые признаки подобно всемогуществу, всеведению и т.е.

158. САНГРАХАГХА – Единый, кто приводит всех к их тонкому состоянию или способности понимания Его Самого внутри них.

159. САРГАГХА – Единый, кто есть тонкая форма вселенной, в которой находится создатель. Или единый, кто есть причина создания.

160. ДХРУТА:ТМА:ГХА – Единый, кто есть всегда в Нем неотъемлемой формой или природой, вне изменений, включающих в себя рождение и смерть.

161. НИЙЯМАГХА – Единый, кто определяет Его творения в разных местах.

162. ЙЯМАГХА – Единый, кто упорядочивает все, пребывающее внутри него.

163. ВЕДЬЙЯАГХА – Единый, кого должны знать те, кто стремится к Мокща [освобождению].

164. ВАЙДЬЙЯАГХА – Единый, кто знает всех Видьйяас или линии знающих.

165. САДА:ЙО:ГИ – Единый, кто всегда познает, будучи всегда существующим.

166. ВИ:РАГХА: – Единый, кто уничтожает геройских Асуров для защиты Дхармы.

167. МА:ДХАВАГХА – Единый, кто Господь или Мастер «Ма:» или знающий. Харивамша (3.8.49) говорит:

МА:ВИДЬЙЯА ЧА ХАРЕАГХА ПРОКТА: ТАСЬЙЯА: ШЩА ЙЯАТО БХАВА:Н!

ТАСМА:Н МА:ДХАВА-НА:МА:СИ ДХАВАГХА СВА:М’ИТИШАБДИТАГХА!!

– «Видьйя а или знающий Хари, означает Ма:. Ты искусный Мастер, который есть Видьйяа. Поэтому ты получил имя Ма:дхава. Ибо суффикс дхава означает Мастер.»

168. МАДХУГХА – Мед, потому что Господь дает радость, точно подобную меду.

169. АТИ:НДРИЙЯГХА – Единый, кто не знает чувств. Ка. Уп. (3.15) сказал: «Ашабдам аспаршам – вне или сверх звуков и прикосновений.»

170. МАХА:МА:ЙЯАГХА – Единый, кто может причиной иллюзии даже при других великих иллюзиях. Ги:та: (7.14) говорит: «Мама ма:йяа: дуратьйяайяа: – Моя Ма:йяа: есть тяжелое испытание [крест].»

171. МАХО:ТСА:ХАГХА – Единый, кто всегда занят работой созидания, поддержания и разрушения.

172. МАХА:БАЛЭАГХА – Сильнейший среди всех, кто имеет силу.

173. МАХА:БУДДХИАГХА – Мудрейший среди мудрых.

174. МАХА:ВИ:РЬЙЯАГХА – Самый могущественный единый, потому что Невежество, которое есть причина Самса:ры, есть Его великая сила.

175. МАХА:ШАКТИАГХА – Единый с огромными запасами силы и умения.

176. МАХА:ДЬЙЮТИАГХА – Единый, кто есть ярко сверкающий как внутри так и снаружи. Бр. Уп. (4.3.9.) сказал: «Свайяджьйётиагха – Единый, кто есть самоцвет»; также Брх.Уп. (4.4.16): «Джьйётища:м Джьйётиагха – Единый, кто сверкает ярче всех бриллиантов, существующих реально.»

177. АНИРДЕ:ШЬЙЯА-ВАПУГХА – Единый, кого нельзя сравнить с другим, как: «Он не тот», потому что Он не может объектом познания.

178. ШРИ:МАН – Единый, с величественностью одаряющий каждого добротой.

179. АМЕ:ЙЯ:ТМА: – Душа с интеллектом, который не возможно измерить чем-нибудь одним.

180. МАХА:ДРИДХРУК – Единый, кто владел вершиной великой горы Мандара во время взбивания Молочного Океана, а также Говардхана в Его перевоплощении в Крущну.

181. МАХЕ:ЩВА:САГХА – Единый вооруженный большим луком.

182. МАХИ:БХАРТА: – Единый, кто владел верхом земли, поглощенной в Пралайю водами.

183. ШРИ:НИВА:САГХА – Единый, на чьей груди Богиня Шри:, вечный в природе, постоянно пребывающий.

184. САТА:Н ГАТИАГХА – Единый, кто дарует возвышенный удел, достижимый для всех святых людей.

185. АНИРУДДХАГХА – Единый, кто никогда не был препятствием кому бы то ни было или чьим-нибудь проявлениям в разнообразных формах.

186. СУРА:НАНДАГХА – Единый, кто дарует радость всем небесным созданиям.

187. ГО:ВИНДАГХА – Маха: Бх. Шанти (342.70) говорит:

НАЩТЭА:МВАИДХАРАНЭИ:МПУ:РВАМАВИНДАДЙЯДГУХА:ГАТ:М!

ГОВИНДА ИТИ ТЕН’А:ХАМ ДЕВАИР ВА:ГБХИР АБХИЩТУТАГХА!

– «В древние времена, Я возродил землю, что была погружена под воду во время Па:та:лы. Поэтому все Боги восхваляют Меня как Говинду.» Харивамша (2.19.45) говорит:

АХАМ КИЛЕНДРО ДЕВА:НА:М ТВАМ ГАВА:М ГТДРАТА:М ГАТАГХА!

ГОВИНДА ИТИ ДЩКА:С ТВА:М СТОЩЬЙЯНТИ БХУВИ ША:ШВАТАМ!!

– «Я есть Индра или глава Богов. Ты есть быстро добившийся превосходства над смиренными. Поэтому в этом мире человек восхваляющий Тебя всегда обращается к Говинде.» Харивамша (3.88.50) говорит:

ГАУР ЕЩА: ТУ ЙЯТО ВА:НЭИ ТА:М ЧА ВИНДАЙЯТЕ БХАВА:Н!

ГОВИНДАС ТУ ТАТО ДЕВА МУНИБХИАГХА КАТХЬЙЯТЕ БХАВА:Н!!

– «Гау означает слова. Ты наполняешь собой все слова, давая им силу. Поэтому мудрые призывают Тебя, Говинда.»

188. ГО:ВИДА:Н ПАТИАГХА – «Гау означает слова.» Единый, кто знает их есть Говид. Он тот, кто мастер слов, показывающих его имя.

189. МАРИ:ЧИАГХА – Верховная сила и выразительный взгляд в личностях, наделенных такими качествами. «Теджас теджасвина:м ахам – Я являюсь силой в тех, кто наделен силой.» Ги:та: (10.36)

190. ДАМАНАГХА – Единый, кто в форме Йямы налагает наказание на тех, кто идут путем несправедливости.

191. ХАМСАГХА – Единый, кто устраняет страх Самса:ры у тех, кто упражняет чувства в тождественности с Ним: как «ахам сагха – Я являюсь Им». Или оно может означать того, кто вращается [двигается] в каждом теле. Катха Уп. (2.5.2.) говорит «Хамсагха шучисат – солнце вращающееся в небесах.» Здесь Хамса означает вращающийся.

192. СУПАРНЭАГХА – Единый, кто имеет два крыла в образе Дхармы и Адхармы.

193. БХУДЖАГО:ТТАМАГХА – Единый, кто есть величайший, среди тех, кто двигает Бхуджас или руками, которые есть змеи. Великие змеи, подобные Ананте и Ва:суки, являются силами Вищнэу. Таким образом Он приходит, имея это имя.

194. ХИРАНЭЬЙЯАНА:БХАГХА – Единый, чей пупок [центр] благоприятен, подобно Хиранэьйяе или золоту.

195. СУТАПА:ГХА – Единый, кто выполняет суровый аскетизм в Бадарика:шраме как Нара и На:ра:ьйяана.

196. ПАДМАНА:БХАГХА – Единый, чей пупок есть прекрасное создание подобное лотосу. Или единый, кто сияет в На:бхи:,или средний, или сердце-лотос всего.

197. ПУДЖА:ПАТИАГХА – Отец всех существ, тех, кто являются Его детьми.

198. АМРУТЬЙЯУАГХА – Единый, кто вне смерти и ее причины.

199. САРВАДРУК – Единый, кто видит Кармы всех Джив через Его врожденную мудрость.

200. СИМХАГХА – Единый, кто действует Химса: или разрушением.

Это окончание 200-т имен Сахасранамы.

201. САНДХА:ТА: – Единый, кто соединяет Дживы с плодами их действий.

202. САНДХИМА:Н – Единый, кто Сам себе наслаждение от плодов действий.

203. СТХИРАГХА – Единый, кто есть всегда той же самой природы.

204. АДЖАГХА – Корень Адж существует как обозначение обоих «передвигаться» и «бросаться». Поэтому имя означает Единого, кто внутри сердец святых людей или Единого, кто набрасывается на злых Асуров на расстоянии, т.е., истребляет их.

205. ДУРМАРЩАНЭАГХА – Единый, чье могущество Асуры не могут выдержать.

206. ША:СТА: – Единый, кто обучает и направляет всех посредством священных писаний.

207. ВИШРУТА:ТМА: – Единый, кто есть особенное знание, выраженное посредством терминов, имеющих значение, подобное Истине, Познанию и тому подобному.

208. СУРА:РИГХА: – Единый, кто уничтожает врагов Сурас или Богов.

209. ГУРУАГХА – Единый, кто есть учитель всех форм познания.

210. ГУРУТАМАГХА – Единый, кто дает познание Брахманам равным в божественном Брахме. Шве. Уп. (6.18) говорит: «Йё Брахма:нэам видадха:ти пу:рвам... – Единый, кто привносит Брахму внутрь существ и передает им Веды.»

211. ДХА:МА: – Оно означает сверкающий брильянт. Нар.Уп. говорит: «На:ра:йянэа паро джьйётиагха – Нараьйя:нэа есть предельно сверкающий брильянт.» Или окончательное опора все ценностей. Ги:та: (10.12)говорит: «Парам брахма парам дха:ма – Брахман есть окончательное опора.»

212. САТЬЙЯА:АГХА – Единый, кто есть внутри тела специально как добродетель правдивости. Шрути говорит: «Тасмат сатьйяам парамам ваданти – Правдивость есть поэтому указание на высшее.» Или как говорит Брх. Уп. (2.3.6): «Пра:нэа: ваи сатьйяам, тещам еща сатьйяам – Пра:нэас является истиной. Парама:тман есть истина равная ему».

213. САТЬЙЯАПАРА:КРАМАГХА – Единый, исполненный доблести.

214. НИМИЩАГХА – Единый, чьи веки глаз закрыты в Йога-нидра:.

215. АНИМИЩАГХА – Единый, кто всегда пробужден. Или Единый, кто не моргает как рыба в Его Перерождении Рыбой, или как А:тман.

216. СРАГВИ – Единый, кто имеет Его ожерелье называемое Ваиджайянти:, на котором нанизаны тонкие составляющие (Танма:трас) пяти элементов.

217. ВА:ЧАСПАТИР-УДА:РАДХИАГХА – Существующий мастер Ва:к или мира, т.е. познания, Он называется так. Так как Его интеллект воспринимает все, Он есть Уда:радхих. Оба этих эпитета вместе друг с другом составляют одно имя.

218. АГРАНЭИАГХА – Единый, кто ведет всех к освобождению – само устремлению к высшим состояниям.

219. ГРА:МАНЭИАГХА – Единый, кто управляет Бху:тагра:мой или совокупностью всех существ.

220. ШРИ:МА:Н – Единый более великолепный, чем все.

221. НЬЙЯА:ЙЯАГХА – Степень полноты – пустоты, которая направляет движение знающего на всем пути, и которая ведет его к истине не-двойственности.

222. НЕ:ТА: – Единый, кто приводит в движение этот мир становления.

223. САМИ:РАНЭАГХА – Единый, кто в форме дыхания поддерживает функционирование всех живых существ.

224. САХАСРАМУ:РДХА: – Единый с тысячью, т.е. неисчислимыми головами.

225. ВИШВА:ТМА: – Душа вселенной.

226. САХАСРА:КЩА:ГХА – Единый с тысячью, т.е. неисчислимыми глазами.

227. САХАСРАПА:Т – Единый с тысячью, т.е. неисчислимыми ногами. Пуруща Су:кта говорит: «Сахасра-ширща:гха пурущагха сахасра:кщагха сахасрапа:т – Пуруща с тысячью головами, тысячью глазами, тысячью ногами и т.д.»

228. А:ВАРТАНАГХА – Единый, кто вертит круг за кругом Самса:ра-чакру, колесо Самса:ры или мирское существование.

229. НИВРУТТА:ТМА: – Единый, чье бытие есть свобода или незатронутость рабством Самса:ры.

230. САНВРУТАГХА – Единый, кто охватывает все-охватывающую Авидьйю или невежество.

231. САНПРАМАРДАНАГХА – Единый, кто наносит разрушительные удары по всем существам через Его Вибху:тис (силы, проявленные подобно Рудре, Йяме и т.д.)

232. АХАГХА-САНВАРТАКАГХА – Господь, кто, как солнце, упорядочивает продолжительность дня и ночи.

233. ВАХНИАГХА – Единый, кто как огонь достигает жертв, сделанных Богам в жертвоприношениях.

234. АНИЛЭАГХА – Единый, кто не привязан местопребыванием (анилайягха). Или единый без точки отправления [начала]. Или единый, кто двигается.

235. ДХАРАНЭИ:-ДХАРАГХА – Единый, кто поддерживает миры как А:дишеща, слоны сторон света, и т.д.

236. СУПРАСА:ДАГХА – Единый, чья Праса:да или милостыня необыкновенно замечательная, потому что Он дает спасение Шишупа:ла и другим, кто испытал Его зло.

237. ПРАСАННА:ТМА: – Единый, чей ум никогда не осквернен Раджасом или Тамасом (страстью или инертностью). Или Единый, кто чрезвычайно сострадателен по природе своей. Или Единый, кто само-удовлетворен.

238. ВИШВАДХРУК – Единый, кто удерживает вселенную его силой.

239. ВИШВАБХУК – Единый, кто поглощает, или обладает, или ограждает миры.

240. ВИБХУАГХА – Единый, кто становится множеством из низов Хиранэьйяагарбха. Му. Уп. (1.5.6.) сказал: «Нитьйяам вибхум».

241. САТКАРТА: – Единый, кто приносит пользу.

242. САТКРУТАГХА – Единый, кто поклоняется одинаково всем, кто заслуживает поклонения.

243. СА:ДХУАГХА – Единый, кто поступает согласно справедливости. Или единый, кто достигает всех Са:дхьйяас, которые есть объекты достижения. Или единый, кто есть вещественная причина всего.

244. ДЖАХНУАГХА – Единый, кто растворяет все существа в себе во время смерти. Или единый, кто покидает совершивших зло и ведет набожных людей к спасению.

245. НА:РА:ЙЯНЭАГХА – «Нара» означает А:тман. А:ка:ша и другие категории, что рождаются им, являются На:ра:с. Потому, что Он наполняет собой эти вышеупомянутые категории как их причина, Он называется На:ра:йяана, кто есть единый, имеющий Его присутствие во всех существах. На. Уп. (13.1.2) говорит:

ЙЯАЧЧАКИНЬЧИТДЖАГАТСАРВАМДРУШЬЙЯАТЕШРУ:ЬЙЯАТЕ ’ПИВА:

АНТАР БАХИШ ЧА ТАТ САРВАМ ВЬЙЯА:ПЬЙЯ НА:РА:ЬЙЯА:НЭАГХА СТХИТАГХА

– «Нара:ьйяанэа продолжает наполнять собой внутри и снаружи эту целую вселенную, которая видит и слышит.» Махабхарата говорит:

НАРА:Т ДЖА:ТА:НИ ТАТТВА:НИ НА:ГА:НЭ’И:ТИ ТАТО ВИДУАГХА!

ТА:НЬЙЯ ЕВА Ч’А:ЙЯАНАМ ТАСЬЙЯА ТЕНА НА:РА:ЙЯАНЭАГХА СМРУТАГХА!!

– «Все категории, рождены Нарой, поэтому, они называются На:рас. Они также составляют местопребывание Господа.

Он называется На:ра:йяанэа также потому, что Он есть Айяана или местопребывание всех существ во время смерти.» Таит Уп. (3.1.) говорит: «Йяат прайяанти, абхисамвишанти – это тот, в кого все Джи:вас входят после смерти.» Ману (1.1.10) говорит:

А:ПО НА:РА: ИТИ ПРОКТА: А:ПО ВАИ НАРАСУ:НАВАГХА!

ТА: ЙЯАД АСЬЙЯ’А:ЙЯАНАМ РУ:РВАМ ТЕНА НА:РА:ЙЯАНЭАГХА СМРУТАГХА

– «Вода называется На:ра: потому что она есть детище [продукт] Нары или Парама:тманы. Эта вода является сотворенным месторасположением Парама:тмана. Поэтому Он называется На:ра:йяэа.»... Нарасимха Пу:ра:нэа: говорит:

НА:РА:ЙЯАНЭА:ЙЯ НАМА ИТЬЙЯ АЙЯАМ ЕВА САТЬЙЯАГХА

САМСА:РА-ГХОРА-ВИЩА-САМХАРАНЭА:ЙЯА МАНТРАГХА

ШРУНЭВАНТУ БХАВЬЙЯАМАТАЙЁ ЙЯАТАЙЁ’СТАРА:ГА:ГХА

УЧЧАИСТАРА:М УПАДИША:МЬЙЯ АХАМ У:РДХВА-БА:ХУАГХА

– «О, аскет, целомудренный умом и наделенный духовным самоотречением! Слушай меня. С руками, вознесенными вверх, Я громко объявляю, что «На:ра:йяанэа:йя намагха (приветствие На:ра:йяанэы)» есть истинная Мантра, побеждающая внушающий ужас яд змея Самса:ры.»

246. НАРАГХА – Соответствует словам Вьйяасы: «Найяатити нарагха проктагха парама:тма: сана:танагха – так как Он управляет всем, вечный Парама:тма называется Нара».

247. АСАНЬКХЬЙЯАГХА – Единый, кто не Санькхьйяа: или различающий имя и форму.

248. АПРАМЕ:ЙЯ:ТМА: – Единый, чья природа не может быть охвачена никакими средствами познания.

249. ВИШИЩТЭАГХА – Единый, кто превосходит все.

250. ШИЩТЭАКРУТ – Шищтэам означает приказ. Так что единый тот, кто приказывает всем. Или единый, кто защищает Шищтэас или хороших людей.

251. ШУЧИАГХА-Единый вне какого-либо загрязнения.

252. СИДДХА:РТХАГХА – Единый, чей объект [желания] всегда совершенен. Слова Чх.Уп. (8.7.1.): «Сатьйяака:магха – единый, чьи желания являются истинными», показывают этот атрибут Господа.»

253. СИДДХАСАНКАЛЭПАГХА – Единый, чья твердость является всегда совершенной. Слова Чх. Уп. (8.7.1.) «Сатьйяа санькалпагха» показывают этот атрибут Господа.

254. СИДДХИДАГХА – Единый, кто дарует Сиддхи или совершенство во всем тем, кто применяет дисциплины, в соответствии с их выбором.

255. СИДДХИСА:ДХАНАГХА – Единый, кто приносит совершенство в дела, что заслуживают этого.

256. ВРУЩА:ХИ – Вруща означает Дхарма или заслуга. Так как отблеск в некотором отношении имеет сходство с ним, он может быть назван Ахас или отрезок времени. Также Йяаджняс, подобный Два:даша:ха называется Вруща:хам. Так как Господь – это Йаджнас, Маха:вищнэу, Он называется Вруща:хи:.

257. ВРУЩАБХАГХА – Единый, кто проливает на святых людей все, что они вымаливают.

258. ВИЩНЭУГХА – Единый, кто наполняет собой все. Маха. Удьйога (70. 13) говорит: «Вищнэур викраманэа:т».

259. ВРУЩАПАРВА: – Единый, кто дарует ступени (Парвас), соблюдающему природу Дхармы (Вруща), в том, кто желает достигнуть высшего состояния.

260. ВРУЩО:ДАРАГХА – Единый, чей живот рассыпает плоды [потомков].

261. ВАРДХАНАГХА – Единый, кто увеличивается.

262. ВАРДХАМА:НАГХА – Единый, кто приумножается в форме вселенной.

263. ВИВИКТАГХА – Единый, кто есть незатронутый и непораженный. Единый, кто остается не пораженным злобой, приумножаясь, как упоминалось выше.

264. ШРУТИСА:ГАРАГХА – Единый, в ком струятся все слова и изречения Шрути или Веди (имеется ввиду, что их содержание, совсем как все струи воды в океане).

265. СУБХУДЖАГХА – Единый, владеющий превосходными армиями, которые защищают миры.

266. ДУРДХАРАГХА – Единый, кто владыка над вселенной – работа, которую не может делать никто, кроме него. Или единый, над кем не может быть владыкой любой другой. Или единый, кто владеет умом с великим препятствиями во время медитации самодостигшего Мокщи [освобождения].

267. ВА:ГМИ: – Единый, от чьих слов составленные Веды вышли в свет.

268. МАХЕ:НДРАГХА – Великий Господь, который есть Верховное Существо, кто есть Бог всех богов.

269. ВАСУДАГХА – Единый, кто дарует богатство. Бр.Уп. (4.4.24) говорит: «Анна:до васуда:нагха – пищу для еду и богатство в дар.»

270. ВАСУАГХА – Единый, кто сам себе Васу (богатство, что Он себе дарит). Или единый, кто скрывает Его настоящую природу, благодаря Майяа:. Или единый, кто, как воздух, двигается вокруг имеющих единственное исключительное местопребывание (ва:са) в А:ка:ше. Ка. Уп. (2.5.2.) говорит – «Васур антарикщасат – Васу, кто живет в Антаракще или в небе.

271. НАЙКАРУ:ПАГХА – Единый, кто вне ограниченности формой. Бр.Уп. (2.5.19) говорит: «Индро ма:йяа:бхиагха пуру ру:па и:йяате – Индра или Парама:тма сделан Им силой Майяи, принявший отдельную форму». Вищну Пура:на (2.12.38) говорит: «Джьйётимщи Вищнэуагха – все превосходное [превосходящее все другое] есть Вищнэу».

272. БРУХАДРУ:ПАГХА – Единый, кто принимает непостижимые формы, подобные таким, как Хряк [Кабан].

273. ШИПИВИЩТЭАГХА – Шипи означает луч света. Единый, кто живет в лучах света, как Йяджня. Это есть Йяджняму:рти. Таи. Самхита: (1.7.4.) говорит: «Йялднё ваи вищнэуагха, пашавагха шипиагха. Йяджня ева пашущу пратитищтэхати – Йяджня есть поистине Вищнэу.» Шипи есть луч света. Йяджня – упрочившийся в лучах света. Единый, кто входит внутрь них, есть Шипивищтэа.» Это прослеживается в строфе:

ШАИТЬЙЯА:ЧЧХАЙЯАНА -ЙОГА:ЧЧА

ШИТИ ВА:РИ ПРАЧАКЩАТЕ

ТАТ ПА:НА:Д РАКЩАНЭА:Д Ч’АИВА

ШИРАЙО МАТА:ГХА

ТЕШУ ПРАВЕША:Д ВИШВЕШАГХА ШИПИВИЩТЭА ИХО’ЧЬЙЯАТЕ

– «Вода называется ши, потому что она холодная и потому, что Вищнэу находится в ней. Лучи солнечного света называются шипи, потому что они поглощают эту воду и сохраняют ее. Так как Вищнэу, Господь миров, входит внутрь них, Вищнэу называется «Шипивищтэа:» в этом мире.»

274. ПРАКА:ШАНАГХА – Единый, кто освещает все.

275. О:ДЖАС-ТЕ:ДЖО:-ДЬЙЮТИ-ДХАРАГХА – Оджас означает проникающая жизненность. Теджо означает могущество и также качество. Дьйюти означает сияние. Также это слово означает единого, кто обладает всеми этими качествами. Или еще, эти слова могут быть собраны как самостоятельное имя. Ги:та: (7.11) говорит: «Балам балавата:м ча:хам – Я являюсь сильнейший из сильных.» Также: «Теджас теджасвина:м – Я являюсь могущественным из могущественных.» Он есть «Дьйютидхарагха», потому что он имеет качества знающего.

276. ПРАКА:ША:ТМА: – Единый, чья форма есть источник света.

277. ПРАТА:ПАНАГХА – Единый, кто согревает мир благодаря силе, проявленной, как Солнце.

278. РУДДХАГХА – Единый, кто богат высшими качествами, подобными Дхарма, Джняна (Познание), Ваира:гьйяа (Самоотречение) и т.д.

279. СПАЩТЭА:КЩАРАГХА – Он есть Спащтэа или высокий звук, называемый так, потому что Омка:ра есть проявленный звук Господа,.

280. МАНТРАГХА – Единый, кто проявлен как Мантры: Рук, Са:ма, Йяджус и т.д. Или единый, кто познает посредством Мантр.

281. ЧАНДРА:МШУАГХА – Он называется Чандра:мщуагха или лунный свет, потому что именно так лунный свет дает облегчение и убежище тому, кто подвергается жару Самса:ры.

282. БХА:СКАРА-ДЬЙЮТИАГХА – Единый, кто подобен свету Солнца.

283. АМРУТА:НШУ:ДБХАВАГХА – Парама:тман, из чьего Амрута:мшу или Луны возникает во времени вспененный Молочный океан.

284. БХА:НУАГХА – Единый, кто сияет. Катх. Уп. (2.5.15) говорит: «Там ева бха:нтам анубха:ти сарвам – когда Он сияет ярче всех других сияний.»

285. ШАШАБИНДУАГХА – Слово означает единого, кто имеет характеристику зайца; это есть луна. Господь называется так потому, что подобно луне, Он прибавляет все живые создания. Ги:та: (15.13) говорит: «Пущнэа:ми са:уща:дхиагха сарва:гха сомо бху:тва: раса:тмакагха – как водянистая луна, Я питаю все, что растет.»

286. СУРЕ:ШВАРАГХА – Единый, кто есть Господь всем Богам и тем, кто делает добро.

287. АУЩАДХАМ – Единый, кто есть Аущадха или лекарство от великой болезни Самса:ры.

288. ДЖАГАТАГХА СЕ:ТУАГХА – Единый, кто помогает на переходе через океан Самса:ры.

289. САТЬЙЯА-ДХАРМА-ПАРА:КРАМАГХА – Единый, чье превосходные качества подобны истинности, всеведению, всемогуществу и т.д., является все подлинными.

290. БХУ:ТА-БХАВЬЙЯА-БХАВАН-НА:ТХАГХА – Единый тот, кто мастер для всех существ прошлого, будущего и настоящего. Он цель их молитв. Он повод для их суровых испытаний и Он их мастер. Или Он есть единый, кто поддерживает у них дисциплину, порядок, контроль, и т.д.

291. ПАВАНАГХА – Единый, кто есть очищающий. Ги:та: (10.31) говорит: «Паванагха павата:м асми – Я являюсь Паваном или ветром среди очищающих действующих сил.»

292. ПА:ВАНАГХА – Единый, кто причины движения. Таит. Уп. (2.8) говорит: «Бхища:сма:д ва:тагха павате – из-за страха перед Нем, дует ветер.»

293. АНАЛЭАГХА – Джи:ва:тма: называется Анала, потому что он осознает Ану или Пра:ну как Себя Самого. Так как Анала происходит от корня Нал, она означает запах. Также в свете Вед существует подобное изречение: «Агандхам арасам -Парама:тама: не имеет запаха.» Или, так как Парама:тма: не имеет «Алам», это означает, наконец, что Он есть Анала.

294. КА:МАГХА: – Единый, кто разрушает природу желания в устремленном к освобождению.

295. КА:МАКРУТ – Единый, кто удовлетворяет потребности [нужды] заботившихся о своей непорочности набожных людей. Или единый, кто есть отец Ка:мы, то есть Прадьйюмна. Или единый, кто стирает [вычеркивает] желания.

296. КА:НТАГХА – Единый, кто чрезвычайно прекрасен.

297. КА:МАГХА – Единый, кто пользуется успехом, а также кто желает добиться четырех высших ценностей жизни. Другой вариант значения происходит из того, что [слог] «Ка», означает Брахма:, «А», означает Вищнэу, и «Ма», означает Шива. Поэтому это слово может означать единого, кто есть Триму:рти, как упомянуто выше.

298. КА:МАПРАДАГХА – Единый, кто щедро выполняет желания набожных людей.

299. ПРАБХУАГХА – Единый, кто превзошел все.

300. ЙЮГА:ДИКРУТ – Единый, кто есть причина периодов времени, подобных Йюге. Или единый, кто дает начало в Йюге.

Это окончание 300 имен Сахасранамы.

301. ЙЮА:ВАРТАГХА – Единый, кто как время причин повторяется в четырех Йюгах, начиная с Сатьйяа Йюги.

302. НАЙКАМА:ЙЯАГХА – Единый, кто может принимать многочисленные формы Майяи:, а не одну единственную.

303. МАХА:ШАНАГХА – Единый, кто поглощает все в конце Кальпы.

304. АДРУШЬЙЯАГХА – Единый, кто не может быть охвачен [осознан] никаким из пяти органов познания.

305. ВЬЙЯАКТАРУ:ПАГХА – Он так называется потому, что Его большая форма, как вселенная, может быть ясно воспринята. Или единый, кто существует самосветящимся, ясно воспринимаем Йогами.

306. САХАСРАДЖИТ – Единый, кто несет победу над неисчислимыми врагами Богов в битвах.

307. АНАНТАДЖИТ – Единый, кто существует наделенный всеми силами, есть победитель во все времена над всеми.

308. ИЩТЭАГХА – Единый, кто любим всеми, потому что Он есть по природе высочайшее Блаженство. Или единый, кто обожаем ищтэи или совершающим жертвоприношение (Йяджня).

309. АВИШИЩТЭАГХА – Единый, кто живет во всем.

310. ШИЩТЭЕ:ЩТЭАГХА – Единый, кто любим шищтас или Познающим Единого. Или единый, в ком Познающий Единого является любимым. Ги:та: (7.17) говорит:

ПРИЙО ХИ ДЖНЯНИНО:ТЬЙЯАРТХАМ

АХАМ СА ЧА МАМА ПРИЙЯАГХА

– «Я являюсь любимым Джняни и


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: