Понятие рынка

Рынок – совокупность отношений, основанных на взаимном согласии между субъектами рынка по поводу перехода прав собственности на товары или возможность получения услуг (=все отношения по поводу купли-продажи товаров/услуг.

Виды рынков: по масштабу: местный, национальный, мировой; по объекту сделки: товаров и услуг, средств производства, труда, валюты, ценных бумаг, духовных благ; по отношению к закону: легальный, нелегальный.

Рыночная инфраструктура: совокупность предприятий, учреждений, организаций, которые связывают производителей и потребителей (торговые предприятия, товарные и фондовые биржи, банки и так далее).

Спрос и предложение.

С.: желание и способность людей приобретать экономические блага.

Величина С.: объем товара определенного вида, который покупатели готовы приобрести при определенном уровне цены этого товара.

Закон С.: существует обратная взаимосвязь между ценой товар и величиной спроса – чем ниже цена, тем выше спрос, и наоборот. ГРАФИК КРИВОЙ С.

Факторы, лежащие в основе С.: здравый смысл, принцип убывающей предельной полезности (меньше удовлетворения от каждой последующей единицы продукции, эффект замещения (при выборе из двух и более товаров).

П.: желание и возможность продавца продать данное благо.

Величина П.: объем товара определенного вида, который продавцы готовы предложить на рынок при определенном уровне рыночной цены.

Закон П.: существует прямая взаимосвязь между ценой и величиной предложения: повышение цены ведет к росту величины предложения, а снижение цены – к ее уменьшению. ГРАФИК КРИВОЙ П.

Эластичность С. по цене – степень зависимости объема покупаемого товара от колебания рыночных цен.

Неэластичные товары: картофель, сахар, сигареты. - Эластичные товары: мебель автомобили, etc.

Равновесная цена: цена, при которой количество предложенного на рынке товара, равно количеству, на которое предъявлен спрос. ГРАФИК РАВНОВЕСНОЙ ЦЕНЫ

Дефицит и профицит.

Механизм действия рыночного механизма

Неценовые факторы, влияющие на спрос и предложение.

Спрос: 1) численность покупателей, 2) увеличение доходов покупателей, 3) изменение цен на сопряженные товары, 4) предпочтения покупателей (вкусы, традиции, изменение вкусов), 5) эффект повального увлечения, 6) эффект снобизма, 7) эффект Веблена (неполная информированность покупателя о товаре, приводящая к повышению спроса при росте цены)

Предложение: 1) цены других товаров, 2) цены факторов производства (ресурсов), 3) повышение и понижение налогов, 4) технические нововведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: