Вопрос. Эластичность предложения и ее виды

Эластичность предложения — степень изменения в количестве предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене. Процесс возрастания эластичности предложения в долгосрочном и краткосрочном периодах раскрывается через понятия мгновенного, краткосрочного и долгосрочного равновесия.

Коэффициент эластичности предложения — числовой показатель, отражающий степень изменения количества предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменения в их цене.

Степень изменения объема предложения в зависимости от изменения цены характеризует эластичность предложения по цене. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения, рассчитываемый как отношение объема предложения к росту цен.

Эластичность предложения зависит от:

· особенности производственного процесса (позволяет производителю расширить производство товара при повышении цены на него или переключиться на выпуск другого товара при снижении цен);

· временной фактор (производитель не в состоянии быстро реагировать на изменения цен на рынке);

· зависит и от (не)способности данного товара к длительному хранению.

Основными факторами определяющими эластичность предложения являются:

1. период времени (мгновенной, краткосрочный, долгосрочный)

· для мгновенного периода предложение неэластично;

· для краткосрочного периода производить может в определенных пределах адаптировать к изменяющейся цене;

· для долгосрочного периода предложение эластично;

2. специфика производства (минимальный объем затрат на расширение производства);

3. возможности хранения изготовленной продукции;

4. максимально возможный объем производства при полной загрузке мощностей.

По аналогии с классификацией видов эластичности спроса, существуют разнообразные виды эластичности предложения, обусловленные многообразием факторов, влияющих на предложение.

Увеличение предложения (сдвиг линии предложения вправо) может произойти по следующим причинам:

а) понижение цен на применяемые в производстве данного блага ресурсы;

б) понижение цен на блага, которые являются "конкурентами" данного блага в производстве (например, понижение цены на свеклу может увеличить предложение моркови);

в) повышение цен на блага, производимые "совместно" с данным благом. Так, повышение цен на шкуры крупного рогатого скота может увеличить предложение говядины;

г) улучшение технологии производства данного блага;

д) уменьшение налога на данный благо или введение дотации;

е) благоприятные погодные условия, если речь идет о сельскохозяйственном продукте, или открытие месторождений с благоприятными условиями добычи, если речь идет об ископаемом сырье.

Соответственно, кроме показателя эластичности предложения по цене, теоретически могут существовать:

а) ресурсная эластичность предложения данного блага;

б) перекрёстная эластичность предложения данного блага, когда понижение цен на блага, которые являются "конкурентами" данного блага в производстве могут изменять предложение сопряжённого блага (например, понижение цены на свеклу может увеличить предложение моркови);

в) перекрёстная эластичность предложения данного блага, когда повышение цен на блага, производимые "совместно" с данным благом могут изменять предложение сопряжённого блага. Так, повышение цен на шкуры крупного рогатого скота может увеличить предложение говядины;

г) технологическая эффективность предложения данного блага, когда улучшение технологии производства данного блага изменяет его предложение;

д) налоговая (дотационная) эластичность предложения данного блага, когда изменение налога на данное благо или введение дотации изменяют предложение данного блага;

е) сырьевая эластичность предложения данного блага, когда благоприятные погодные условия, если речь идет о сельскохозяйственном продукте, или открытие месторождений с благоприятными условиями добычи, если речь идет об ископаемом сырье, изменяют предложение данного блага.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: