Социально-экономические предпосылки возникновения менеджмента как вида профессиональной деятельности и как науки.
Как профессиональная деятельность. Управление, управленческий труд, превращение его в особый вид деятельности, связаны с кооперацией труда. Кооперация труда в примитивной форме существовала уже в первобытнообщинном строе: как простое соединение усилий многочисленных работников. Как наука. Первое значительное проявление интереса к Мен-ту было отмечено в 1911 г. Именно тогда Ф.У. Тейлор опубликовал свою книгу «Принципы научного управления», что традиционно считается началом признания Мен-та наукой и самостоятельной областью исследования. В труде описывалась теория научного управления: применение научных методов для определения одного, наиболее эффективного способа выполнения работы.
Четыре управленческих революций.
Первая управленческая революция (4-5 тыс. лет назад) характеризуется как «религиозно-коммерческая». Она произошла в период формирования рабовладельческих государств на Древнем Востоке и в древних Шумере, Египте и Аккаде. В период первой революции управление сформировалось как инструмент коммерческой и религиозной деятельности, превратившись позже в социальный институт и профессиональное занятие. Вторая управленческая революция наступила приблизительно через тысячу лет после первой и связана с именем вавилонского правителя Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.). Знаменитый свод Хаммурапи содержал 285 законов управления различными сферами жизни общества, который является ценным памятником древневосточного прав и этап в истории развития управленческой мысли. Третья управленческая революция получила название «производственно-строительная» и началась примерно через тысячу лет после смерти Хаммурапи. В эпоху правления царя Навуходоносора II (605–562 гг. до н. э.) развивалась система производственного контроля на текстильных мануфактурах и в зернохранилищах. Значительные достижения в управленческих инновациях можно обнаружить в Древнем Риме. Самые знаменитые из них – система терр-го упр-ия Диоклетиана (243 – 316 гг. н.э.), а также администр-ая иерархия Римской католической церкви. В период третьей управленческой революции произошло выделение группы людей профессионально, занимающихся управлением в сфере производства и строительства. Четвертая управленческая революция практически совпадает во времени с великой индустриальной революцией XVIII – XIX веков, которая стимулировала развитие европейского капитализма. Важнейшей характеристикой этой революции в области управления является то, что произошло отделение управления от собственности, а также от капитала и от сферы непосредственного производства, и зарождение профессионального управления.
|
|
Влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента.
|
|
Национальные особенности управления организацией важны для менеджера по следующим мотивам: – в настоящее время многие организации активно взаимодействуют с зарубежными фирмами и компаниями; – опыт зарубежных компаний может быть полезным в других культурах; – менеджер может найти работу за границей.
Развитие управления в России. Предпосылки для новой управленческой революции.
XVI в. процесс ликвидации феодальной раздробленности и объединения рынков в единый национальный рынок. XVIII в В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов и др. Идеи совершенствования государственного управления высказывали в своих трудах, подчеркивали роль государства в руководстве хозяйственными процессами. XVIII в Екатерина II в целях совершенствования управления создано «Учреждение для управления губерний Российской империи». При Александре I для упорядочения звеньев управленческого аппарата были учреждены министерства. 1861 г. при Александр II управление экономикой проявлялось в организации артелей, ссудо-сберегательных товариществ, кредитовании крестьянских хозяйств. В советский период В развитие науки и практики управления вложили свой вклад А.И. Берг, В.М. Глушков, С.Р. Струмилин, и др. 1941 - 1945 непосредственное управление предприятиями со стороны государства было вызвано чрезвычайными обстоятельствами, после войны продолжение этого курса было обусловлено преобладанием государственной собственности на средства производства и землю. В 70–80-е гг. развитие экономики страны тормозили затратные методы хозяйствования, когда поставленных целей добивались любой ценой, не считая затрат. В 1986 г. М.С. Горбачев начал проводить новую общественную реформу, названную перестройкой. Однако в течение первых лет перестройки продолжалась затратная система управления экономикой. 1991 г. Б.Н. Ельцин выступил на Съезде народных депутатов РСФСР с обращением к депутатам и народу, в котором предложил принять меры по разгосударствлению собственности, формированию рыночной среды и образованию новых форм управления на всех уровнях.
► Предпосылки для новой управленческой революции. Развитие менеджмента - это эволюционный процесс, который характеризуется непрерывностью изменений, происходящих в обществе, экономике, культуре, всей системе политических, социально-экономических и духовных отношений, соответствующих определенной стадии развития человеческой цивилизации.
Разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский и др.
ОСОБЕННОСТИ АМЕРИКАНСКОЙ МОДЕЛИ
Изучение американской модели менеджмента представляет известный интерес. Именно в США впервые сформировалась наука и практика менеджмента.
Американский менеджмент впитал в себя основы классической школы, основателем которой является Анри Файоль. Американцы Лютер Гьюлик и Линдал Урвик сделали много для популяризации основных положений классической школы. Классическая школа оказала значительное влияние на формирование всех других направлений в американской теории управления.
Переход от экстенсивных к интенсивным методам хозяйствования в 20—30-е гг. потребовал поиска новых форм управления. Постепенно сложилось понимание того, что для выживания производства необходимо изменить отношение к положению рабочего на предприятии, выработать новые методы мотивации и сотрудничества между рабочими и предпринимателями.
Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился в настоящее время, базируется на трех исторических предпосылках:
|
|
1. Наличие рынка.
2. Индустриальный способ организации производства.
3. Корпорация как основная форма предпринимательства.
Американский экономист Роберт Хейлбронер указал на три основных исторически сложившихся подхода к распределению ресурсов общества. Это — традиции, приказы и рынок. Традиционный подход имеет в виду распределение экономических ресурсов общества посредством сложившихся традиций, от одного поколения к другому. Командный подход подразумевает распределение ресурсов через приказы. Рыночный подход предусматривает распределение ресурсов с помощью рынка, без какого-либо вмешательства общества. Этот подход является наиболее эффективным.
Современная американская модель менеджмента ориентирована на такую организационно-правовую форму частного предпринимательства, как корпорация (акционерное общество), возникшую еще в начале XIXв.
Американские корпорации широко используют в своей деятельности стратегическое управление. Это понятие было введено в обиход на стыке 60—70-х гг., а в 80-е гг. охватило практически все американские корпорации.
Основой стратегического управления является системный и ситуационный анализ внешней (макроокружение и конкуренты) и внутренней (научные исследования и разработки, кадры и их потенциал, финансы, организационная культура и пр.) среды.
Важнейшей составной частью плановой работы корпорации является стратегическое планирование, возникшее в условиях насыщения рынка и замедления роста ряда корпораций. Стратегическое планирование создает базу для принятия эффективных управленческих решений.
Для снижения сопротивления рабочих организационным изменениям, происходящим в корпорациях, разрабатываются программы повышения «качества трудовой жизни», с помощью которых работники корпорации привлекаются к разработке стратегии ее развития, обсуждению вопросов рационализации производства, решению разнообразных внешних и внутренних проблем.
Американские ученые продолжают ставить и разрабатывать реальные проблемы менеджмента. Американская практика подбора руководящих работников делает главный акцент на хорошие организаторские способности, а не на знания специалиста.
|
|