Общественные отношения в сфере таможенного дела

Общественные отношения в области таможенного дела представляют собой комплексную систему общественных отношений межотраслевого (частно-публичного) характера, специфика которой определяет особенности соответствующего правового регулирования. В указанную систему включаются три основных вида отношений: административные, налоговые (фискальные), гражданские. При этом гражданские отношения в данной системе занимают относительно самостоятельное место и носят субсидиарный характер, что находит свое проявление в цели их установления - обеспечение, главным образом, имущественных потребностей субъектов отношений в области таможенного дела.

Гражданско-правовое регулирование в области таможенного дела выступает как относительно самостоятельный, субсидиарный, но необходимый инструмент воздействия государства на данную область общественных отношений (одно из средств организации желаемого законодателем правопорядка в таможенной сфере). Отмеченные самостоятельность и субсидиарность основываются на используемой законодателем модели правового регулирования области таможенного дела (публично-частной) и находят свое проявление в основном на уровне системообразующих признаков правовых отраслей. Они отражаются: в цели данного регулирования — организация удовлетворения частных интересов в области таможенного дела; в предмете указанного регулирования — совокупность гражданских отношений, возникающих в таможенной сфере; в методе регулирования — используются гражданско-правовые приемы, способы и средства; в источниках соответствующего правового регулирования — наряду с актами таможенного законодательства используются общие источники гражданского законодательства.

Необходимость гражданско-правового регулирования как инструмента правового воздействия обусловлена тем, что область таможенного дела выступает, в том числе и как сфера удовлетворения отдельных частных интересов.

С позиций теории правовых стимулов и правовых ограничений таможенное регулирование имеет двойственную правовую природу. Систему исключительно публично-правовых средств этого регулирования следует обозначить как правовое ограничение (обременение) предпринимательской деятельности. С другой стороны, таможенное регулирование может носить характер правового стимулирования отдельных наиболее значимых с точки зрения государства видов предпринимательской деятельности. В любом значении таможенное регулирование есть средство оптимизации предпринимательского и иного гражданского оборота с иностранным элементом.

Введение в таможенное регулирование частноправовых средств также призвано содействовать выполнению данной общей цели, однако средствами частного права. Ряд публичных интересов защищается именно такими средствами. В общем виде гражданское право России призвано обеспечить выполнение следующих общественных интересов: незыблемость основных начал гражданского законодательства; эффективную организацию общественной жизни РФ институтами гражданского общества; неприкосновенность всех форм собственности; обеспечение эффективной защиты гражданских прав, в том числе и судебной; установление пределов осуществления гражданских прав; предотвращение злоупотребления правом. В данном случае публичные интересы соответствуют частным интересам отдельных лиц.

Регламентирование отношений в области таможенного дела на основе принципа сочетания публично-правового и частноправового регулирования предполагает существование межотраслевых связей гражданского права с отраслями публичного права в данной сфере, которые направлены на обеспечение эффективной организации таможенного дела. При этом имеют место два вида названных связей. Во-первых, межотраслевые связи гражданского права функционального проявления, основывающиеся на том, что публичные отношения в области таможенного являются следствием частноправовой активности субъектов. Такие связи выражаются в структуре механизма публично-правового регулирования отношений в области таможенного дела, включающего гражданско-правовые средства. Во-вторых, это межотраслевые связи гражданского права восполнительного характера, существующие вне публично-правового регулирования отношений в области таможенного дела.

Общественные отношения в сфере таможенного дела следует считать таможенными отношениями. Правовой характер они носят лишь в случае урегулированности их соответствующими таможенно-правовыми нормами. А результат регулирующего воздействия таможенно-правовых норм на данный вид общественных отношений, придающий им юридическую форму, согласно общей теории права и следует считать таможенно-правовыми отношениями. Специфика любых правоотношений как сознательно-волевых отношений состоит в том, что они не только всегда возникают на основе норм права, но и представляют собой связь юридических субъективных прав и обязанностей их участников. Именно связь субъективных прав и обязанностей, когда субъективное право одного участника отношений корреспондирует с обязанностью другого (и наоборот) составляет структуру любых правоотношений. А отсутствие этой связи означает и отсутствие самого правоотношения. Исходя из этого, понятие «таможенно-правовые отношения» следует характеризовать как урегулированные таможенно-правовыми нормами общественные отношения, стороны которых выступают носителями взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных таможенно-правовыми нормами. Причем в данном определении уже нет необходимости упоминать об общественных отношениях именно в сфере таможенного дела, поскольку эта характеристика в скрытой форме там уже присутствует — она входит в понятие «таможенно-правовая норма». Таможенно-правовые отношения носят комплексный характер, что обусловлено комплексным характером современного таможенного дела как предмета таможенно-правового регулирования, основываются на принципах власти и подчинения и носят публично-правовой характер. Одной стороной этих отношений всегда выступает государство, а участники этих отношений не состоят в юридическом равенстве, которое характерно, например, для гражданско-правовых отношений. Как и любые другие управленческие отношения, таможенные правоотношения имеют строго определенную структуру — составные части. Такими частями являются: а) субъекты таможенного права (участники таможенных правоотношений); б) объекты таможенно-правовых отношений (то, по поводу чего эти отношения собственно и возникают); в) содержание этих правоотношений. Субъектом права в любой правовой отрасли принято считать носителя определенных прав и обязанностей, которыми он наделен государством для реализации своих жизненных потребностей, либо возложенных на него полномочий в соответствующей сфере общественных отношений. Поэтому под субъектами таможенного права России следует понимать лица (как физические, так и юридические), которые наделяются государством способностью быть носителями юридических прав и обязанностей в сфере таможенного дела.

54.Таможенные правоотношения: структура, способы защиты, особенности.Таможенные правоотношения представляют собой общественные отношения, возникающие в процессе или по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации и урегулированные нормами таможенного права.

Из данного определения вытекают следующие особенности таможенных правоотношений:

1) эти правоотношения возникают, функционируют и развиваются только на основе таможенно-правовых норм, содержащихся в различных источниках. Отношения, не урегулированные нормами права, не имеют правового характера;

2) таможенные правоотношения всегда индивидуализированы, так как в них вступают конкретные субъекты – носители юридических прав и обязанностей. При этом участниками правоотношений являются две и более стороны;

3) указанные правоотношения возникают на основе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу или связаны с таким перемещением. Иными словами, эти правоотношения носят имущественный характер, так как предполагают перемещение материальных ценностей или денежных средств. Эта особенность вытекает из специфики предмета правового регулирования таможенного права;

4) таможенные правоотношения носят публичный характер. Для их возникновения, как правило, достаточно волеизъявления одной из сторон. В большинстве случаев стороной в правоотношениях такого рода являются таможенные органы, которые в своей деятельности применяют императивный метод: взимают таможенные платежи, производят таможенный досмотр, привлекают к ответственности виновных лиц;

5) таможенные правоотношения охраняются от возможных нарушений принудительной силой государства в лице его органов (например, органов административной юрисдикции). Участник правоотношений, который считает, что его права нарушены, вправе обратиться за защитой в компетентные органы. В соответствии с ч. 2 ст. 45 Конституции РФ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Итак, таможенные правоотношения характеризуются как индивидуализированные, имущественные, публично-правовые, императивные, охраняемые от нарушений принудительной силой государства.

Как и любое правоотношение, таможенное правоотношение имеет свою структуру, включающую в себя: объект правоотношения, его субъектов и содержание.

Объектом таможенного правоотношения является порядок, складывающийся в связи с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств.

Субъекты правоотношений – это их конкретные участники. Для того, чтобы вступить в правоотношение, субъект должен обладать правосубьектностью, т. е. праводееспособностью. Именно она является необходимой юридической предпосылкой правоотношения. Правовой статус субъектов таможенных правоотношений находит выражение в наличии специальной таможенной правосубъектности. Под таможенной правосубъектностью понимается способность быть участником правоотношений в области таможенного дела.

Следует отличать субъектов таможенного права от субъектов таможенных правоотношений. Субъекты права – потенциальные участники правоотношений, а субъекты правоотношений – их конкретные участники, поэтому понятие субъекта таможенного права более широкое по сравнению с субъектами таможенного правоотношения.

Каждый субъект правоотношения наделяется субъективными правами и обязанностями, что составляет содержание правоотношения. Права и обязанности субъектов таможенного правоотношения соотносятся как мера возможного и должного поведения этих субъектов. Каждый субъект таможенного правоотношения наделяется полномочиями, регламентированными нормами таможенного законодательства.

Товары и транспортные средства как предметы таможенных правоотношений

Согласно ст. 11 ТК РФ товар – это любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства.

Российские товары — товары, имеющие для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, то есть не вывезенные с таможенной территории Российской Федерации товары, полностью произведенные в Российской Федерации, товары, выпущенные для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации, и товары, изготовленные в Российской Федерации из товаров, полностью произведенных или выпущенных для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации (п. 2 ст. 11 ТК РФ).

Иностранные товары – товары, не являющиеся российскими товарами (п. 3 ст. 11 ТК РФ).

Для того чтобы разграничить два основных предмета таможенного правоотношения, необходимо уяснить, что понимается под транспортными средствами. ТК РФ относит к ним любые средства, которые непосредственно используются для международных грузовых и пассажирских перевозок (п. 5 ст. 11 ТК РФ). Иными словами, единица транспорта в области таможенного дела может выступать как в качестве товара, так и в качестве транспортного средства. Основополагающим фактором является частота пересечения границы. Если машина пересекла границу 1 раз (например, ввоз иномарки гражданином из-за рубежа), она является товаром. Это значит, что ее перемещение связано с прохождением всех таможенных формальностей: оформлением, уплатой таможенных платежей, как и при ввозе-вывозе любого товара. В случае пересечения машиной границы два и более раза, она выступает в таможенном правоотношении в качестве транспортного средства.

Конец бесплатного ознакомительного фрагмента.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: