Матрица «Дженерал Электрик»/«Мак-Кинси» разделена на 9 ячеек, каждая из которых занимает определенные бизнес-позиции с характерными для нее стратегическими решениями (рис. 4.2.2).
Анализируемые виды деятельности могут отображаться на сетке матрицы в виде кругов, координаты центров которых задаются соответствующими показателями данного бизнеса по осям Х, У. Размер каждого круга пропорционален объему продаж на данном рынке, а доля конкретного бизнеса изображается как конкретный сегмент соответствующего круга.
Главным конечным результатом применения модели «Дженерал Электрик»/«Мак-Кинси» является стратегическое позиционирование конкретных видов деятельности, входящих в бизнес-портфель, а также их ранжирование на получение инвестиций по критерию будущей прибыли в заданной стратегической перспективе.
Каждому критерию присваиваются относительные веса, и производится оценка. Она может производиться по пятибалльной шкале, где баллам 1, 3 и 5 присваиваются значения "низкое", "среднее" и "высокое" (значения 2 и 4 - промежуточные). Это может быть 100-балльная шкала.
|
|
По результатам такого анализа строится матрица следующего вида:
Привлекательность рынка | Высокая | Б Избирательное развитие | В Наступательный рост | |
Средняя | ||||
Низкая | А Ликвидация | Г Минимальные инвестиции | ||
Слабое | Среднее | Сильное | ||
Стратегическое положение |
Различные направления деятельности фирмы представляются в виде кругов с площадями, пропорциональными их долям в общей выручке от реализации или вкладам в прибыль.
Выявляемые стратегии:
А - сохранение положения без инвестиций или ликвидация. (аналог "собаки")
Б - избирательный рост. (аналог "трудного ребенка")
В - наступательный рост. (аналог "звезды")
Г - сохранение позиции без крупных инвестиций. (аналог "дойной коровы")
Промежуточные участки соответствуют менее определенным конкурентным позициям, интерпретировать которые труднее: усредненные оценки по всем критериям или по одним - высокие, по другим - низкие (неточность или отсутствие информации).
Существует и другой подход к построению матрицы Мак-Кинзи
В ячейках матрицы представлены стратегии двух типов: наступательные и оборонительные.
Наступательная стратегия призвана обеспечить рост продаж и долю рынка, а также прибыль в долгосрочной перспективе, но ее реализация требует инвестиций. Оборонительная стратегия призвана защитить уже достигнутую позицию компании и поддержать определенный уровень прибыльности. Чтобы компания могла достичь краткосрочных показателей прибыльности, и в то же время укрепить позицию в стратегически важных сегментах, ее портфель должен быть сбалансирован как в плане рыночных позиций товаров, так и в отношении реализуемых стратегий: оборонительных и наступательных.
|
|
Наступательные стратегии: "Инвестировать и расти", "Улучшать позицию", "Выйти на новый рынок".
Оборонительные стратегии: защитить, оптимизировать собственные позиции, максимизировать выручку, пожинать плоды/уходить с рынка.