Полезность какого-либо блага – выражается в его способности удовлетворять какие-либо потребности человека или общества.
Термин «полезность» был введён в научный оборот Бентамом (1748-1832гг) «принцип максимизации полезности является основным принципом поведения человека».
Теория предельной полезности:
- общая полезность (TU) – совокупное удовлетворение, получаемое в результате потребления данного количества товара или услуги;
- предельная полезность (MU) – дополнительная полезность, получаемая от потребления одной дополнительной единицы данного блага за единицу времени.
График общей полезности: График предельной полезности:
Функция полезности – это функция, показывающая убывание предельной полезности блага с ростом его количества.
MU = d(TU) / dQ (предельная полезность равная частной производной общей полезности(TU) данного блага).
MU = TUn – TUn-1 (предельная полезность дополнительная n-ая единица товара).
Закон убывающей предельной полезности (Герман Генрих Госсен 1810-1858гг):
|
|
первый закон: Генрих Госсен – закон насыщения потребителя – по мере удовлетворения потребностей степень насыщения растёт, а величина потребности полезности падает;
второй закон: Генрих Госсен – распределение доходов потребителя между различными благами – при ограниченном запасе блага, существует его «предельный экземпляр», то есть стоимость товара определяется предельной полезностью.
Для любых товаров A,B,C… имеет место:
MUA / PA = MUB / PB = MUC / PC = … = λ (λ лямда – коэффициент, которых характеризует предельную полезность денег).
Для всех непокупаемых товаров Z, Y… имеет место:
MUz / Pz ≤ λ MUy / Py ≤ λ
Предельная полезность денег (λ) -возрастание степени удовлетворения (полезности), достигаемых потребителем, при расходовании потребителем дополнительной единицы денег на приобретение товаров и услуг.
Ординалисты - это сторонники измерения полезности путём сопоставления наборов благ (В. Парето, И. Фишер).
Порядковая теория полезности. Основополагающие предположения:
- аксиома полной упорядоченности – способность ранжировать альтернативу;
- аксиома транзитивности – A>B, B>C, A>C;
- аксиома ненасыщенности – большее количество товара всегда предпочтительнее, чем меньшее.