Предмет и система гражданского права

Термин „гражданское право” многозначен. Под ним понимают, в частности:отрасль права как определенную совокупность правовых норм;науку как систему знаний, идей, представлений о гражданско-правовых явлениях;учебную дисциплину.

Предмет гражданского права составляют отношения, регулируемые гражданским законодательством (ст.2 ГК РФ). В круг таких отношений гражданский кодекс прямо включает имущественные отношения, а также связанные с ним личные неимущественные отношения.

Имущественные отношения – это отношения по поводу имущества, то есть материальных предметов и других экономических ценностей, и притом повсюду конкретных материальных объектов и между конкретными субъектами.

Предмет имущественных отношений, регулируемых гражданским правом, обычно выражается в денежной форме и имеет возмездный характер. Однако, возможны ситуации, когда гражданским правом регулируются и безвозмездные отношения (например, дарение).

Личные неимущественные отношения возникают по поводу нематериальных благ, не имеющих экономического содержания (независимо от их связи с имущественными отношениями) и не отделимых от личности.

Гражданское право любой страны, в том числе России, имеет свои принципы, под которыми понимаются основные начала, характеризующие систему гражданских правоотношений, определяющие основу их строения и развития. Они названы в ст.1 ГК РФ.

Первый принцип – равенство участников гражданских правоотношений.

Второй принцип – неприкосновенность собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и полного возмещения.

Третий принцип – свобода договора –участники гражданских правоотношений самостоятельно решают вопрос о том, вступать ли им в эти отношения, с кем и на каких условиях..

Четвертый принцип – недопустимость вмешательства в частные дела –право каждого на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, защиту своей чести и доброго имени.

Пятый принцип – беспрепятственное осуществление гражданских прав –каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности

Шестой принцип – восстановление и судебная защита нарушенных прав – означает, с одной стороны, наличие строгой имущественной ответственности субъектов гражданского права при нарушении принятых на себя обязательств, а с другой – возможность защищать гражданские права в суде, в том числе оспаривать в арбитражном суде акты государственных органов или органов местного самоуправления, незаконно ограничивающие права участников имущественного оборота Как и любая другая отрасль права, гражданское право имеет свою систему.

Система гражданского права – это его структура, состав отдельных институтов и норм в их определенной последовательности. Система гражданского права существует объективно, отражает реальные общественные отношения, являющиеся предметом данной отрасли. Она получает свое выражение в законодательстве, прежде всего в актах кодификационного характера – таких, как Гражданский кодекс, а так же в науке права и в учебном процессе, которые придерживаются этой системы, что облегчает изучение и преподавание курса гражданского права.

Гражданское право включает в себя две большие группы институтов и норм: общую и особенную части. Далее система гражданского права делится на подотрасли права, представляющие собой совокупность нескольких однородных и предметно взаимосвязанных гражданско-правовых институтов и имеющих свой подотраслевой предмет и метод регулирования. В свою очередь, общая часть и подотрасли особенной части делятся на институты, то есть совокупности правовых норм, регулирующие относительно самостоятельные группы однородных и взаимосвязанных общественных отношений. В качестве примера можно привести институт представительства или институт купли-продажи.

Общая часть содержит положения, которые имеют значение для всех или многих институтов особенной части гражданского права. В общую часть входят институты и нормы, определяющие предмет гражданского права и способы защиты гражданских прав. В нее включаются также нормы, посвященные участникам гражданских правоотношений - субъектам гражданских прав; главному основанию возникновения и прекращения гражданских правоотношений - сделкам. К общей части относится и институт, используемый для совершения и реализации сделок: представительство и наиболее распространенное его основание - доверенность. Наконец, общее значение имеют правила о сроках вообще и о сроках для принудительного осуществления субъективного права через суд, арбитражный суд и третейский суд — о сроках исковой давности, в частности.

Особенная часть включает в себя следующие подотрасли права: право собственности и иные вещные права; обязательственное право; личные неимущественные права; право на результаты творческой деятельности; наследственное право.

БИЛЕТ № 4

1. Бюджетный процесс

Выполнение гос-ом возложенных на него фун-й связано с наличием у него необходимых фин-х ресурсов, а это в свою очередь требует концентрации в бюджете части денежных средств, создаваемых в гос-ве. В ходе мобилизации в бюджет этих средств и их использования возникают фин-ые отношения между гос-м, налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований. Эти отношения строятся в соответствии с финансово-бюджетной политикой, разрабатываемой и осуществляемой органами власти. Финансово-бюджетная политика включает действия гос-ых и территориальных органов власти в налоговой, денежно-кредитной, ценовой и других областях финансов.

Финансово-бюджетная политика — это совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти, по использованию финансовых отношений для выполнения ими своих функций и управлению бюджетной системой.

Финансово-бюджетная политика осуществляется главным образом в ходе работ, производимых органами власти по мобилизации средств в бюджет и их использованию, т. е. в ходе бюджетного процесса.

Совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой и есть бюджетный процесс.

Финансово-бюджетная политика государства ежегодно опре­деляется в Бюджетном послании Президента РФ Правительству РФ. На территориальном уровне она определяется решениями соответствующих органов власти. Эта политика реализуется в деятельности финансовых и налоговых органов, органа денежно-кредитного регулирования (Банк России), контрольно-счетных органов (контрольно-счетные палаты Российской Федерации и субъектов Российской Федера­ции, другие контрольные органы исполнительной власти).

В РФ бюджетный период, т. е. время совершения процесса исполнения бюджета, установлен с 1 января по 31 декабря, следовательно, он совпадает с календарным годом. Продолжительность бюджетного процесса значительно больше бюджетного периода, так как в бюджетный процесс включается время, необходимое для бюджетного планирования, последующего бюджетного контроля и других действий.

Органы, наделенные в соответствии с законодательством бюджетными полномочиями, т. е. правами и обязанностями участников бюджетного процесса, осуществляют бюджетный процесс.

Такими полномочиями наделены:

• органы представительной и исполнительной власти;

• финансовые и налоговые органы;

• органы денежно-кредитного регулирования и органы государственного финансового контроля;

• главные распорядители бюджетных средств и распорядители бюджетных средств;

• государственные целевые внебюджетные фонды.

Представительные органы власти рассматривают и утверждают проекты бюджетов и отчетов об их исполнении.

Исполнительные органы власти осуществляют сводное финансовое планирование, составление проектов бюджетов, внесение проектов бюджетов на рассмотрение представительных органов власти, исполнение бюджетов, анализ и контроль за исполнением бюджетов.

Банк РФ совместно с Правительством России разрабатывает и представляет на рассмотрение Гос. Думы основные направления денежно-кредитной политики гос-ва, обслуживает денежные счета Казначейства РФ, счета гос-ых целевых внебюджетных фондов, счета территориальных бюджетов.

Главный распорядитель бюджетных средств — это орган исполнительной власти, имеющий право распределять средства между распорядителями и получателями бюджетных средств. Распорядитель бюджетных средств — это орган исполнительной власти, распределяющий средства между бюджетополучателями, Бюджетополучатель (бюджетное учреждение) — это организация, созданная органом исполнительной власти для осуществления функций некоммерческого характера (управление, оборона, социально-культурные мероприятия и др.) и финансируемая в сметном порядке из бюджета или внебюджетных фондов.

Контрольно-счетные органы (Счетная Палата РФ, контрольно-счетные палаты субъектов РФ и муниципальных образований) осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, проводят внешний аудит отчетов об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов.

Все перечисленные выше органы власти и учреждения являются участниками бюджетного процесса. Бюджетный процесс включает:

• сводное финансовое планирование и прогнозирование;

• составление, рассмотрение и утверждение проекта бюджета;

• исполнение бюджета в течение бюджетного года;

• анализ и контроль исполнения бюджета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: