Связь материи и движения

  • 18-19 века – материя оторвана от движения. Возникает такое направление как деизм, который не видит источника движения и считает, что первопричина движения – бог.

Дюринг: сначала материя находилась в состоянии покоя, затем зарядилась энергией и стала двигаться.

  • Вторая половина 19 века. Энергетизм.

E=mv2/2. Энергетизм пытался доказать, что это равенство свидетельствует о превращении материи в энергию. Однако формула Эйнштейна фиксировала не превращение материи в энергию, а пропорциональность энергии другому физическому свойству – массе.

Материя и движение неразрывно связаны. При этом следует учитывать, что движение принадлежит материи, является ее способом существования. Понятия материи и движения в этом смысле далеко не равноправны. Неразрывная связь материи и движения доказывается всем материалом общественных, технических и естественных наук.

Движение существует как изменение чего-либо, некоторого субстрата. Само понятие движения теряет смысл, если его оторвать от понятия движущегося тела.

Одним из случаев движения является движение мысли. Отрыв движения от материи означает в этом весьма важном для понимания сущности мира и человека случае отрыв мысли от материального мозга и материального мира вообще. «Оторвать движение от материи, - писал Ленин, - равносильно тому, чтобы оторвать мышление от объективной реальности, оторвать мои ощущения от внешнего мира».

Движение и покой. Понятие движения раскрывается через противопоставление покою. Материалистическая диалектика вовсе не отрицает реального покоя. Такое отрицание, характерное для релятивизма как одной из форм метафизики, неминуемо приводит к отрицанию движения и, более того, самого существования вещей. Действительно, движение предполагает материальный субстрат, который изменяется. Это означает, что движение должно быть связано с чем-то сохраняющимся, относительно покоящимся. Абсолютизация движения, доведенная до полного отрицания покой, приводит к тому, что вещь, как носитель движения, растворяется нами в чистом движении, что делает и бессмысленным и само понятие движения.

Вместе с тем покой и движение не являются равноправными. Покой выступает как момент движения. Поэтому диалектика рассматривает движение как абсолютное, покой как относительный.

Покой относителен в 2 смыслах. Во-первых, в пределах каждого покоящегося состояния происходят непрерывные изменения, подрывающие покой «изнутри». Во-вторых, всякое состояние покоя рано или поздно сменяется новым состоянием относительного покоя.

Поскольку всякое движение включает в себя моменты покоя, но не сводится к нему, понятие движения получает широкий и узкий смысл. В широком смысле движение – целостный процесс, включающий моменты покоя и собственно движение, движение в узком смысле – за вычетом покоя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: