Маркетинговые исследования – это систематический сбор, регистрация и анализ данных по проблемам, относящимся к маркетингу.
К важнейшим направлениям маркетинговых исследований относятся следующие:
1. Исследование рынка и продаж:
- оценка емкости рынка;
- анализ тенденций изменений рынка;
- прогноз объема продаж;
- анализ спроса и предложения;
2. Изучение потребителей:
- возможные покупатели товара;
- побудительные мотивы, заставляющие приобретать товары;
- система предпочтений покупателей;
- выделение сегментов покупателей.
3. Изучение конкурентов:
- существующие и потенциальные конкуренты, их характеристики;
- занимаемая доля рынка;
- сильные и слабые стороны конкурентов;
- применяемые маркетинговые средства, стратегия и тактика конкурентов;
- реакция потребителей на маркетинговые средства конкурентов.
4. Исследование товаров и услуг:
- определение соответствия технико-экономических показателей и качества товаров запросам и требованиям покупателя;
- анализ конкурентоспособности и тестирование товаров;
- исследование и испытание установки.
5. Исследование цен:
- исследование взаимосвязи между ценой и спросом;
- прогнозирование ценовой политики для различных стадий жизненного цикла изделий;
- влияние конкуренции на ценовую политику.
6. Исследование продвижения и стимулирования сбыта:
- исследование эффективности системы продвижения и стимулирования сбыта;
- испытание средств рекламы;
7. Исследование каналов товародвижения и сбыта продукции:
- выбор наиболее эффективного канала товародвижения;
- изучение и оценка торговых посредников;
- исследование форм и методов продаж;
- исследование места расположения складов, торговых точек и сервисных пунктов.
8. Исследование внутренней среды предприятия:
- анализ результатов производственно-сбытовой деятельности;
- анализ сильных и слабых сторон предприятия;
- анализ конкурентоспособности предприятия и оценка конкурентных возможностей.