Двусторонний коммуникативный процесс – это способ, посредством которого сообщение отправителя достигает получателя.
1. Рождение идеи
2. Кодирование (информация преобразуется в удобную для передачи форму).
3. Передача (записка, звонок, беседа).
4. Получение (инициатива переходит к получателю; если он не готов к принятию сообщения, его содержание утрачивается).
5. Декодирование (восприятие, понимание сообщения получателем).
6. Принятие (получатель может принять или отвергнуть идею сообщения, это зависит от восприятия достоверности, авторитета коммуникатора и т.д.).
7. Использование информации (адресат может не реагировать на информацию, выполнить задачу, сохранить информацию на будущее и т.п.).
8. Обеспечение обратной связи (в том случае, когда получатель осознает сообщение и отвечает отправителю между ними возникает обратная связь). Двусторонние коммуникации, возникающие при наличии обратной связи, предрасполагают диалог получателя и отправителя. В данной ситуации отправитель может корректировать свое следующее послание в соответствии с полученным ответом. Обратная связь позволяет узнать отправителю получено ли сообщение, правильно ли оно декодировано.