Разделение и кооперация труда управленческих работников в процессе принятия и реализации решений

Разделение управленческого труда - это объективный процесс отделение некоторых видов управленческих работ в самостоятельные сферы трудовой деятельности, выполняемой различными группами управленческих работников. Разделение труда предусматривает его кооперацию. Кооперация труда - это объединение, взаимодействие групп работников в процессе совместного выполнения взаимосвязанных трудовых процессов. Таким образом, Разделение труда предполагает специализацию отдельных управленческих работников на выполнении определенной части совместной работы, которую невозможно осуществить без четкой согласованности действий отдельных работников или их групп, т.е. без кооперации труда.

  1. Принятие управленческих решений в проекте — главная функция руководителя. Субъективное и объективное в процессе принятия решения

Управленческое решение — выбор альтернатив, осуществленной лицом принимающим решения в рамках его полномочий и компетенции и направленный на достижение цели организации.

Принятие решений является самым важным видом деятельности, выполняемой менеджерами в деловых организациях всех типов и на любом уровне.

Самым важным качеством любого менеджера должна быть его готовность и стремление принимать важные и трудные решения.

Принятие решения призвано обеспечить продвижение к поставленным перед организацией ориентирам, целям с учетом ограниченности ресурсов.

В зависимости от личностных особенностей менеджера существуют следующие стили принятия решений:

ñ директивный стиль - решения понятные, простые для восприятия подчиненных, принимаются быстро, без углубления в подробности и всестороннего анализа, носят рациональный характер;

ñ аналитический стиль - решения принимаются на основе глубокого изучения проблемы и рассмотрения всех возможных вариантов, отличаются взвешенностью и обоснованностью;

ñ концептуальный стиль - творческий, креативный подход к процессу принятия решения, сбор информации и выработка решения осуществляются путем обсуждения проблемы с другими людьми;

ñ поведенческий стиль - решения принимаются с учетом интересов и анализа возможных последствий для тех, кого они непосредственно касаются или затрагивают, ориентированы на межличностные отношения.

На процесс принятия решения влияют как объективные, так и субъективные факторы. Объективными являются факторы, не зависящие от лица, принимающего решения. Представление о них дает собираемая информация о состоянии системы, внешних факторах, воздействующих на нее. Пример: есть ли спрос на товар, конкуренция.

Субъективными являются факторы, связанные с лицом, принимающим решения, и влияющие на адекватность его восприятия объективного положения системы. Наиболее важными из субъективных факторов являются инновационные способности менеджера, умение творчески отнестись к разрешению проблем, способность оценить ситуацию, решиться на разумный риск.

Немаловажным субъективным условием принятия правильного управленческого решения является наличие логического мышления — способность к анализу поступающей информации и синтезу полученных результатов. И, наконец, к субъективным факторам относятся личностные черты субъекта, принимающего решение.

  1. Современные тенденции развития теории и практики принятия решений

Наука об управлении как самостоятельная научная дисциплина возникла в начале XX в.

Началом интенсивного развития теории принятия управленческих решений можно считать 1940-е гг.

В 1950—1960-е гг. сложившаяся и получившая широкое распространение система методов принятия управленческих решений была переосмыслена и сформулирована, сформировались новые научные дисциплины, такие как исследование операций, системный анализ, управление техническими системами и др. В каждую из них неотъемлемой составной частью входила теория принятия решений.

Существует немало современных научных дисциплин, в разной степени посвященных вопросам принятия решений. К ним можно отнести:

ñ математическое программирование;

ñ теорию игр;

ñ теорию статистических решений;

ñ теорию оптимального автоматического управления;

ñ исследование операций;

ñ системный анализ;

ñ экономическую кибернетику.

  1. Типы задач, решаемых менеджером. Решение как продукт управленческого труда

Управленческий труд — вид трудовой деятельности по выполнению функций управления в организации, назначением которого является обеспечение целенаправленной и скоординированной деятельности трудового коллектива по решению стоящих перед ним задач.

Объектом управленческого труда является сфера его приложения — организация, структурное подразделение.

Предмет управленческого труда – информация о состоянии объекта и о необходимых изменениях в его функционировании и развитии.

Продукт управленческого труда — управленческие решения и практические действия, необходимые для обеспечения функционирования объекта в требуемом режиме.

Содержание управленческого труда применительно к конкретному объекту определяется составом функций управления.К их числу можно отнести: определение целей и планирование, организацию исполнения, координацию и стимулирование деятельности исполнителей, учет и контроль исполнения. Каждая функция отражает определенную форму и способ управленческого воздействия на управляемый объект, обусловливая соответствующие стиль и методы управления.

Характер труда руководителя определяется тем, что он реализует важнейшую функцию управления — функцию руководства, решая при этом задачу интегрирования системы управления в единое целое путем координации ее отдельных звеньев.

Составляющие труда руководителя:

ñ производственная функция,

ñ социально-экономическая и организационно-управленческая.

Специфика труда руководителя состоит в том, что производственные, экономические, технические и социальные задачи он решает преимущественно в организационном аспекте, воздействую на работников, которые должны непосредственно решать эти задачи. Руководитель как лидер коллектива рассматривается как носитель инновационной организационной культуры, как основной инициатор последовательных изменений в организации. Важнейшие черты современного руководителя: профессионализм, способность вести за собой коллектив, стремление создавать и поддерживать хороший психологический климат.

Примеры задач: выбор технологического процесса, планирование программы производства; организация материально-технического снабжения, финансовое планирование и финансовый контроль, организация труда и заработной платы, итд

  1. Классификация проблем организации

При существующем в настоящее время разнообразии процедур и моделей принятия решений возможны различные классификации.

  1. Важность проблемы для организации. Важная проблема требует больше четкости, организованности в подготовке принятию решения, создания эффективного контроля, согласованности между подразделениями, участвующими в решении.
  2. Временной аспект решения проблемы. Решение для срочной проблемы, как правило, принимается в условиях большей неопределенности по сравнению с тем случаем, когда проблема не требует быстрого решения и целесообразно накопить необходимую информацию для принятия наилучшего решения.
  3. Предварительная оценка эффективности решения проблемы. Если изначально известен незначительный эффект, то обычно целесообразно не производить большие затраты на поиск информации, оценку возможных решений, поскольку даже не самое лучшее решение не дает большого проигрыша. В случае ожидаемого значительного эффекта процедуру принятия решений необходимо продумывать особенно тщательно.
  4. Условия принятия решений, определяемые состоянием внешней и внутренней среды: определенность, риск, неопределенность и противодействие.
  5. Характер (уровень) принятия решений: индивидуальный или коллективный (организационный). Решение, принимаемое на индивидуальном уровне характеризуется: наличием индивидуального умения, стиля; взятием риска на себя; очень важен процесс принятия решения как такового. Организационное решение характеризуется: созданием соответствующей среды; важностью принятия решения к определенному моменту; вовлечением всех уровней в управление; необходимостью управления групповым процессом [1, 304].
  6. Характер модели проблемной ситуации: точная или приближенная. Как правило, проблемная ситуация описывается приближенной моделью, достаточно простой, чтобы ею можно было воспользоваться. В случае важных проблем (или когда решение дает заведомо большой эффект) необходимо довольно точно описать ситуацию. Найденное оптимальное решение должно быть наилучшим для некоторой идеализированной проблемы, выраженной в модели. Часто бывает целесообразнее найти рациональное, хотя и не всегда наилучшее, решение для реальной проблемной ситуации, чем тратить усилия на поиск оптимальных решений для неразрешимых проблем.
  7. Уровень формализации процесса принятия решения. При принятии решений немаловажную роль играют такие неподдающиеся формализации факторы, как: компетентность, объективность, авторитетность источника информации, психологическое состояние, влияние традиций, моральные нормы.
  8. Кратность принятия решения: однократная или многократная процедура. Однократные решения как правило проявляются на длительном отрезке времени и вызывают большие последствия. Очень часто комплексные задачи являются задачами принятия однократных решений. Многократные решения, в свою очередь, делятся на периодические и непериодические.
  9. Вид принимаемых решений: запрограммированные и незапрограммированные. Для повторяющихся или однотипных проблемных ситуаций, как правило, разрабатываются стандартные правила, инструкции.
  1. Методы выявления организационных проблем

Организационная диагностика — это систематический сбор и анализ информации о состоянии организации или отдельных ее подсистем с целью выявления проблем функционирования и определения путей их преодоления.

Этапы организационной диагностики:

ñ Разработка концептуальной модели диагностики

ñ Сбор информации о фактическом состоянии организации

ñ Анализ полученных данных

Методы сбора данных:

ñ Интервью - психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в проведении разговора между психологом или социологом и субъектом по заранее разработанному плану.

ñ Анкетирование - психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета.

ñ Личностные тесты

ñ Фокус-группа - Исследование заключается в глубинном интервьюировании представителей целевой аудитории. Во время интервьюирования от аудитории исследователи получают субъективные мнения о товаре, услуге и прочих объектах исследования.

ñ Наблюдение

ñ Анализ документов - это совокупность методических приёмов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации при изучении социальных процессов и явлений в целях решения определённых исследовательских задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: