Налоги, уплачиваемые гражданами

Налоги дают возможность государству выполнять свои функции. Под налогом принято понимать определенную сумму денежных средств, которую каждый производитель товара, получатель дохода, владелец определенного имущества должен уплатить в пользу государ­ства. Налоги появились с возникновением государства и представляют собой основной источник доходов государства, средство оплаты расхо­дов правительства.

Благодаря налогам перераспределяется часть национального дохода от тех, кто создает прибыль или, не создавая ее, занимается другой об­щественно полезной деятельностью (врачи, учителя, работники право­охранительных органов, военнослужащие). Также за счет налогов осуществляется и социальная поддержка населения (в виде стипендий, пенсий, пособий, компенсаций, ежемесячных денежных выплат). Уп­лату налогов осуществляют основные участники производства - работ­ники, непосредственно своим трудом создающие материальные и нема­териальные блага и получающие определенный доход (физические лица), и хозяйствующие субъекты (юридические лица).

Разделяют прямые и косвенные налоги. К прямым налогам отно­сятся те, которые уплачиваются с какого-то имущества или дохода в определенном размере (например, подоходный налог все граждане на­шей страны должны уплачивать в размере 13 процентов от дохода).

Косвенные же налоги взимаются обычно в сфере реализации или по­требления товаров и услуг, следовательно, в конечном счете — с потреби­телей (когда вы покупаете товар в магазине, то уплачивая его цену, до­полнительно должны оплатить и налог на добавленную стоимость).

Виды налогов

Прямые налоги Косвенные налоги
Личный подоходный налог Налог на наследство Налог на имущество Налог с владельцев транспортных средств и т.д. Налог на добавленную стоимость Акцизный налог (на сигареты, ал­коголь и др.)

В современной России налоговая система как необходимое условие построения цивилизованных рыночных экономических взаимоотно шений предприятий и граждан с государством, начала формироваться с 1992 г. По структуре и принципам построения она в основном отра­жает общераспространенные в мировой практике налоговые системы и включает:

федеральные налоги (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий, акцизы, налог на операции с ценными бума­гами, таможенная пошлина);

налоги субъектов Российской. Федерации (налог на имущество пред-. приятии, лесной налог, плата за воду и т.д.);

местные (или муниципальные) налоги (налог на имущество физи­ческих лиц, земельный налог, сбор за право торговли, налог на вме­ненный доход и др.).

Подобное разнообразие налогов обеспечивает решение многочис­ленных целей и задач, стоящих перед различными уровнями государ­ственной и муниципальной власти, дает возможность реализовать раз­нообразные функции в процессах регулирования экономической деятельности различных слоев общества.

2. Председатель Конституционного суда Российской Федерации В.Д. Зорькин считает: «Любая демократическая конституция создает­ся для граждан и для властей, но по разному. Конституция призвана гарантировать права и свободы граждан. Что касается любой из вла­стей, она должна ограничить их свободу действовать «по усмотрению по отношению как к гражданам, так и к другим властям. Конституция в отличие от других законов нуждается в гарантиях повышенной ста­бильности, в защите от частых (и не всегда оправданных) изменений, зачастую диктуемых политическими устремлениями». Сформулируй­те главные идеи текста. Опираясь на знания курса, объясните, почему конституция нуждается в гарантиях повышенной стабильности.

Конституция (от лат. constitutio — установление, учреждение) — это основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу и за­крепляющий основные принципы государственного строя, высшие пра­вовые гарантии прав и свобод человека и гражданина, а также структуру и взаимоотношения органов государственной власти и управления.

Конституция призвана выражать интересы народа в целом либо от­дельных социальных слоев (групп) общества. Конституционные нормы являются основополагающими для деятельности государственных ор­ганов, политических партий и иных общественных объединений, должностных лиц, граждан данной страны и пребывающих на ее тер­ритории иностранцев.

Конституция выполняет несколько функций, в том числе учреди­тельную, организаторскую и юридическую. Учредительная функция вы­ражается в том, что конституция либо закрепляет то, что уже существует, как результат деяний людей, либо создает предпосылки для совсем новых общественных отношений, созревших в обществе, учреждая для них соответствующую нормативную базу. То есть учредительные начала кон­ституции проявляются и по отношению к политической системе общест­ва в целом, и по отношению к системе государственных органов.

Организаторская функция Конституции заключается в том, что она стимулирует политическую активность, нацеливает государственные органы и общественные объединения, всех граждан на деятельность в духе Основного закона.

Конституция носит основополагающий характер, так как она регу­лирует наиболее важные общественные отношения, является базой развития общества. Ее задачей является раскрытие и закрепление са­мого главного в общественных отношениях. Одновременно конститу­ция должна выражать интересы народа.

Чтобы созданные Конституцией новые общественные отношения за­работали в полную силу, этот документ должен действовать достаточно долго и быть стабильным. Стабильность, являясь одной из основных черт конституции, означает длительность ее действия без внесения сущест­венных изменений. Стабильность конституции основывается на незыб­лемости самого социального строя, в условиях которого она принимается и который оформляет. Стабильность конституции обеспечивается и ус­ложненным порядком внесения изменений в Основной закон.

3. Составьте перечень своих социальных ролей в семье, школе, компании друзей. Возникают ли противоречия между вашими различ­ными социальными ролями? Если да, то как вы их можете разрешить?

Положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с воз­растом, полом, происхождением, профессией и другими показателями и предполагающее определенные права и обязанности, называется социаль­ным статусом. Каждая личность в обществе выполняет определенные со­циальные функции: для школьника и студента — это учеба, для солдата — служба, для профессора — преподавание. И у каждой личности таких функций множество. Человек может быть одновременно школьником, спортсменом, сыном и т.д., то есть может иметь несколько статусов. Один статус личность приобретает по рождению и его называют предписанным (например, если родители родившегося ребенка являются гражданами России, он тоже становится гражданином России; предписанным является статус мужчины или статус женщины, статус национальности и т.д.). Дру­гие статусы приобретаются в течение жизни и называются достигаемыми, К ним можно отнести статус руководителя предприятия, статус чемпиона мира по плаванию, статус учителя и т.д. Принятая в обществе иерархия статусов является основой социальной стратификации.

С каждым статусом соотносится определенное ожидаемое поведение при исполнении соответствующих функций. В этом случае говорят о социальной роли личности. То есть социальная роль личности — это набор функций, более или менее четко определенный шаблон пове­дения, который ожидается от человека, занимающего определенный статус в обществе. Социальная роль представляет собой некоторый об­разец поведения, признанный целесообразным для людей денного ста­туса в данном обществе. Социальная роль может быть закреплена за человеком формально (например, министр, президент и т.п.) или же иметь неформальный характер.

Ролевая идентификация — это процесс усвоения образцов поведе­ния, связанных с той или иной статусной позицией. Как правило, че­ловек обладает не одной, а несколькими социальными ролями. Сово­купность таких социальных ролей называется ролевой системой. Уильям Шекспир такое состояние гениально описал:

«Весь мир — театр.

В нем женщины, мужчины — все актеры.

У них свои есть выходы, уходы.

И каждый не одну играет роль».

Конечно, не все социальные роли равнозначны для общества и рав­ноценны для личности. В качестве основных можно выделить семейно-бытовые, профессиональные и общественно-политические роли. Бла­годаря их успешному выполнению членами общества возможно и нор­мальное функционирование общества в целом.

Но каждому человеку приходится исполнять и множество ситуаци­онных ролей. Войдя в автобус, человек становится пассажиром и обя­зан выполнять правила проезда в автобусе, в магазине человек выпол­няет роль покупателя, в театре — роль зрителя и т.д.

Многообразие социальных ролей может стать причиной межроле­вых конфликтов. Например, тяжело совмещать роль любящего отца, который много времени должен проводить с детьми, и роль крупного государственного деятеля, который по роду своей деятельности не име­ет возможности много времени уделять семье. Но человек всегда имеет возможность выбрать из множества социальных ролей те, которые по­зволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально адекватно применять свои способности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: