Увеличение двигательных возможностей (сначала ползание, затем ходьба) приводит к возрастанию доступности многих вещей, часто небезопасных для ребенка. Со стороны родителей вынужденно возникает запрет. Регулярно сталкиваясь с противодействием взрослого в реализации некоторых своих устремлений, ребенок начинает понимать, что его желания не всегда совпадают с желаниями и чувствами другого человека. Из спокойного и уступчивого ребенок превращается в невероятно активного, своевольного, пытающегося добиться выполнения своего желания.
Поведенческим симптомом наступления кризиса одного года Лев Выготский считал появление особых аффективных состояний — гипобулических реакций, протекающих по типу эмоционального взрыва. Ребенок требует желаемого и наталкивается на сопротивление взрослых, он разочарован, заливается слезами, бросается на пол. Ребенок обнаруживает собственное желание, становится его субъектом; появляется Я желающий. Кроха впервые осознает себя как лич-ть, отдельную от мамы, и начинает проявлять характер. Он становится самостоятельней и требует большей свободы.
Кроме того, кризис характеризуется общим регрессом деят-ти ребенка, как бы обратным развитием. При этом наблюдаются различные нарушения: нарушение биоритма (например, соотнош-я сна — бодрствования); нарушение удовлетворения витальных потребностей (чувства голода); эмоциональные аномалии (плаксивость, обидчивость).
Пространство должно быть разграничено на можно и нельзя.