Главное содержание конкуренции – борьба за полное удовлетворение потребностей потребителя. Основная цель конкурирующих субъектов на строительном рынке – реализовать свою продукцию с целью удовлетворения потребностей общества и получения наибольшей прибыли.
Рыночные ситуации:
1) чистая конкуренция – число участников, производящих однородную продукцию, не ограничено;
2) чистая (абсолютная) монополия – наличие одной фирмы, господствующей над производством определенной продукции или услуг и не имеющей конкурентоспособных заменителей, фирма представляет всю отрасль, отсутствует дифференциация продукции;
3) монополистическая конкуренция – большое число продавцов производят дифференцированную продукцию;
4) олигополия – небольшое количество участников конкуренции.
Различают три типа конкурентного поведения:
1) креативное – создание новой продукции, услуг, видов сбыта продукции и т.д.;
2) приспособленческое – учет инноваций в производстве и предупреждение действий конкурентов;
3) обеспечивающее (гарантирующее) – сохранение и стабилизация достигнутых позиций на рынке за счет повышения качества продукции и гарантийных услуг.
Методы конкуренции:
1) ценовая – соперничество за извлечение прибыли на основе уменьшения издержек производства и реализации определённой продукции, снижение цен на продукцию без изменения ее ассортимента и качества;
2) неценовая – предусматривает следующие действия:
- изменение свойств продукции;
- придание продукции качественно новых свойств;
- создание новой продукции для удовлетворения тех же потребностей;
- совершенствование сопутствующих услуг (доставка, монтаж, гарантийный ремонт).
Конкурентная стратегия – действия фирмы, направленные на достижение поставленной цели (монополизация/интеграция).
Факторы, влияющие на конкурентоспособность продукции и услуг:
1) внешние (маркетинг);
2) внутренние (технология, техника, организация строительного производства, экономические факторы).
Основные экономические факторы, характеризующие конкурентоспособность строительной организации на рынке, - объем продажи продукции и услуг, чистая прибыль.