Экономическая либерализация (дерегулирование) – процесс ослабления гос регулирования хоз деятельности.
1. Внутриэкономическая
Бурно идет в странах с перех экономикой, + процесс охватил некоторые регионы 3 мира (лат Америку, Западную Азию, Сев Африку).
Если гос-во отказывается от прямого владения и регулирования отраслей, от их кредитования и субсидирования, от установления цен и зарплат, это не значит, что оно отказывается от разработки и осуществления рыночного законодательства, борьбы с экономической преступностью, собиранию налогов, борьбы с дефицитом госбюджета и инфляцией. Напротив, все это остается за ним, т.е. оно осуществляет косвенное регулирование.
Развитые страны. Доля гос расходов после длительного роста здесь стабилизировалась. Увеличение доли гос расходов идет за счет расходов на науку + социально-культурные отрасли (образование, здравоохранение…) + одновременно с этим приватизируются гос предприятия и сокращается либо вообще прекращается гос регулирование рынков отдельных товаров и услуг. Вывод: в тех сферах, где роль гос-ва была чрезмерной, она уменьшается, там, где она была недостаточной, возрастает.
|
|
2. Внешнеэкономическая
Развитые страны.
Таможенные пошлины (они снизили их уровень еще после Второй мировой в несколько раз; на 2004 – 2005 гг. в США = 3,6 %, в Японии = 3,0 %, в ЕС = 4,2 %.
Международное движение капитала. Либерализован ввоз и вывоз капитала.
Валютно-расчетные отношения практически полностью либерализованы.
Международная передача технологии регулируется в целях избежания бесконтрольного вывоза военной технологии и товаров двойного назначения.
Международная миграция рабочей силы. В развитых странах были и остаются ограничения на приток раб силы из-за рубежа.
Развивающиеся страны и страны с перех экономикой.
Либерализация здесь началась позже
+ их желание использовать протекционистские таможенные пошлины для защиты своих неконкурентных на мировом рынке отраслей
Þ уровень таможен пошлин выше, иногда выше 20 % (в России тарифные ставки на импортные товары = 8,7 % (2002 г.), в Китае = 6,0 %, в Индии = 28,1 %).
В этих 2 группах стран больше всего ограничений на ввоз и особенно вывоз капитала.
Но зачастую гораздо более эффективным барьером на пути импорта могут быть не таможенные пошлины, а квотирование импорта, технические стандарты и санитарные нормы.
Вывод: в экономике даже развитых стран либерализация сочетается с протекционизмом, но преобладает первая.