Глава 12. Юридическая ответственность военнослужащих 1 страница

§ 1. Понятие и виды юридической ответственности военнослужащих*(191)

1. Понятие юридической ответственности. Понятие ответственности тесно связано с жизнью общества, так как является одним из основных в определении взаимоотношений между его индивидами. Именно ответственность придает общественным отношениям присущую им упорядоченность и предсказуемость. Суть ответственности состоит в том, что принятые в обществе правила поведения человека или групп людей должны восприниматься ими как необходимое условие существования, как залог осуществления естественных прав и свобод. В данном контексте ответственность обычно называют социальной. Социальная ответственность рассматривается, с одной стороны, как осознанная необходимость действовать в соответствии с принятыми в обществе нормами, а с другой - как возможность негативной реакции общества на поведение лица, нарушающего эти нормы. Чаще всего термин "социальная ответственность" применяется во втором смысле. Различают следующие виды социальной ответственности - моральную, юридическую, ответственность перед общественными организациями.

Юридическая ответственность отличается от остальных видов социальной ответственности тем, что, во-первых, наступает в случае нарушения лицом установленных государством правил поведения (правовых норм); во-вторых, сама юридическая ответственность регулируется правовыми нормами; в-третьих, негативная реакция на нарушение норм права заключается в применении к правонарушителю установленных мер принуждения со стороны государственных органов и должностных лиц в пределах их компетенции и в этом смысле является результатом их деятельности.

В теории права под юридической ответственностью понимается обязанность правонарушителя претерпеть меры государственного принуждения, порицающие его виновно совершенное противоправное деяние и заключающиеся в лишениях личного или имущественного характера. В данном смысле юридическая ответственность, с одной стороны, выступает как средство наказания, кары виновного, а с другой стороны, несет воспитательную нагрузку, стимулируя дальнейшее правомерное поведение как самого правонарушителя, так и других лиц.

Для наступления юридической ответственности необходимо наличие двух оснований - нормативного и фактического. Под нормативным основанием юридической ответственности понимаются правовые нормы, предусматривающие ее наступление в том или ином случае. Фактическим основанием юридической ответственности является конкретное виновное противоправное деяние (правонарушение). Иными словами, юридическая ответственность за конкретное правонарушение может наступить только в случае, когда это предусмотрено действующей нормой права.

Как следует из вышеизложенного, одной из основных категорий, определяющих юридическую ответственность и служащих основанием для ее наступления, является правонарушение. Правонарушение характеризуется как общественно опасное, противоправное, виновное и наказуемое деяние (действие или бездействие), за совершение которого наступает юридическая ответственность.

Категория общественной опасности характеризует правонарушение с точки зрения его способности нанести вред общественным отношениям, находящимся под защитой закона. Общественная опасность служит также критерием, по которому, в зависимости от ее характера и степени, осуществляется разделение правонарушений на две группы - преступления и проступки. Эти группы, в свою очередь, могут быть более подробно классифицированы с использованием указанного критерия (например, преступления небольшой и средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления).

Правонарушения, обладающие большей общественной опасностью, влекут более строгие меры воздействия.

Под противоправностью понимается направленность действия (бездействия) на нарушение нормы права.

Виновность характеризует правонарушение с точки зрения наличия в противоправном деянии вины правонарушителя, которая выступает в форме умысла или неосторожности.

Наказуемость характеризует правонарушение с точки зрения последствий его совершения, а именно - наличие предусмотренных государством соответствующих мер взыскания. Если применение взыскания за совершение того или иного деяния не предусмотрено, то правонарушением оно не является.

2. Состав правонарушения. Для того чтобы точно определить вид конкретного правонарушения и соответствующее степени его общественной опасности наказание, используется особая теоретическая конструкция, называемая составом правонарушения. Под составом правонарушения понимается система его юридически значимых признаков. В составе правонарушения указанные признаки объединяются в четыре группы (стороны): объект правонарушения, объективная сторона, субъект правонарушения и субъективная сторона.

Объект правонарушения указывает на общественные отношения, охраняемые правом, на которые посягает правонарушитель. Этот признак служит критерием для классификации правонарушений. Так, различают правонарушения в сфере личных прав граждан, экономики, государственного управления и т.п. Указанный критерий также помогает определить, какой вид юридической ответственности подлежит применению в конкретном случае.

В объективную сторону правонарушения входят признаки, характеризующие его внешнее выражение - способ действия или бездействия, которым осуществляется противоправное посягательство, вредные последствия и причинная связь между ними.

Способ противоправного действия или бездействия в составе конкретного вида правонарушения может быть указан весьма подробно (что характерно для составов преступлений) либо не указан вовсе (например, большинство дисциплинарных проступков). В последнем случае способ противоправного деяния не влияет на отнесение конкретного правонарушения к тому или иному виду, однако может служить отягчающим или смягчающим фактором, влияющим на вид и размер взыскания.

Вредные последствия - вредоносный результат противоправного деяния, который может быть выражен в причинении материального ущерба, в виде физических или моральных страданий и т.п. Целый ряд составов правонарушений не содержит данного признака, что означает презюмирование их вредоносности.

Причинная связь между совершенным правонарушением и наступившим вредом является необходимым признаком состава правонарушения, если этот состав содержит обязательное условие наличия вреда.

Причинная связь характеризуется, во-первых, тем, что между явлением-причиной и явлением-следствием всегда существует временная зависимость: причина всегда предшествует следствию во времени возникновения; во-вторых, тем, что она является необходимой и достаточной: причина всегда с неизбежностью должна порождать следствие.

Сторону субъекта правонарушения составляют признаки, характеризующие личность правонарушителя, такие как возраст, гражданство, состояние психического здоровья, а в ряде случаев и принадлежность к отдельным социальным группам (должностные лица, военнослужащие и т.п.). Субъективную сторону образует признак, характеризующий внутреннее отношение правонарушителя к совершаемому деянию, - вина.

Под виной понимается психическое отношение лица к своему противоправному поведению (действию или бездействию) и его последствиям. Она означает осознание лицом недопустимости (противоправности) своего поведения и вытекающих из этого поведения результатов. Вина является необходимым условием всех видов юридической ответственности, а форма вины, как правило, оказывает существенное влияние на меру наказания. Вина выражается в форме умысла или неосторожности, которые различаются степенью наличия воли и разума правонарушителя в совершенном им противоправном действии или бездействии.

Правонарушение считается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало общественно опасный характер своего деяния, предвидело возможность его общественно опасных последствий и желало (прямой умысел) или сознательно допускало их наступление или относилась к ним безразлично (косвенный умысел).

Неосторожным считается правонарушение в том случае, когда лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных на то оснований рассчитывало предотвратить их наступление (легкомыслие), либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (небрежность).

Признаки состава правонарушения формируют абстрактные модели различных видов противоправных деяний, давая четкое представление о том, какое именно поведение является юридически наказуемым и какому именно юридическому взысканию подлежит правонарушение, соответствующее конкретному составу. При этом юридически наказуемым будет являться только такое поведение, которое имеет все признаки состава правонарушения, предусмотренные правом.

3. Деяния, не подлежащие юридической ответственности. В ряде установленных законодательством случаев деяние, имеющее все признаки состава правонарушения, тем не менее не считается противоправным и наказуемым. К таким случаям относятся: необходимая оборона; причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление; крайняя необходимость; физическое или психическое принуждение; обоснованный риск; исполнение приказа или распоряжения.

Не является правонарушением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, т.е. при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества или государства от общественно опасного посягательства. Право на необходимую оборону имеют в равной мере все лица, независимо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения. Это право принадлежит лицу независимо от возможности избежать общественно опасного посягательства или обратиться за помощью к другим лицам или органам власти.

Исключается юридическая ответственность и при причинении вреда лицу, совершившему преступление, при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения им новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не представлялось возможным и при этом не было допущено превышения необходимых для этого мер. Превышением мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, признается их явное несоответствие характеру и степени общественной опасности совершенного задерживаемым лицом преступления и обстоятельствам задержания, когда лицу без необходимости причиняется явно чрезмерный, не вызываемый обстановкой вред. Такое превышение влечет за собой уголовную ответственность только в случаях умышленного причинения вреда.

Не является преступлением причинение вреда охраняемым уголовным законом интересам в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или иных лиц, охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и при этом не было допущено превышения пределов крайней необходимости. Превышением пределов крайней необходимости признается причинение вреда, явно не соответствующего характеру и степени угрожавшей опасности и обстоятельствам, при которых опасность устранялась, когда указанным интересам был причинен вред, равный или более значительный, чем предотвращенный.

Исключает юридическую ответственность при причинении вреда охраняемым законом интересам физическое принуждение, если вследствие такого принуждения лицо не могло руководить своими действиями (бездействием).

Не является правонарушением и причинение вреда охраняемым законом интересам при обоснованном риске для достижения общественно полезной цели. Риск признается обоснованным, если указанная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями (бездействием) и лицо, допустившее риск, предприняло достаточные меры для предотвращения вреда охраняемым законом интересам. Риск не признается обоснованным, если он заведомо был сопряжен с угрозой для жизни многих людей, с угрозой экологической катастрофы или общественного бедствия.

Не является правонарушением причинение вреда охраняемым законом интересам лицом, действующим во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. Ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконные приказ или распоряжение. Лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. Неисполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает ответственность. Приказ должен быть законным, уставным, отдаваться только в интересах службы и быть выполнен доступными и дозволенными способами. Приказ, отданный с нарушениями этих требований, является противоправным, и за его отдачу и выполнение несет ответственность тот, кто его отдал. Следовательно, подчиненный, выполнивший приказ начальника, не сознавая его незаконного характера, не может нести ответственности за свои действия и их последствия. В случае выполнения подчиненным заведомо незаконного приказа при полном осознании противоправности своих действий он подлежит ответственности вместе с начальником, отдавшим такой приказ.

4. Виды юридической ответственности. Существуют следующие виды юридической ответственности: дисциплинарная, уголовная, материальная, административная, и гражданско-правовая. Различия между ними весьма многообразны, однако можно выделить основные. Так, уголовная ответственность наступает за совершение преступлений, т.е. правонарушений, имеющих высокую степень общественной опасности. В этой связи уголовные наказания носят наиболее строгий характер (например, лишение свободы на длительные сроки; высокие штрафы и т.д.). При этом уголовная ответственность охраняет от преступных посягательств все виды правоотношений, вне зависимости от отраслевой принадлежности последних.

Остальные виды юридической ответственности соответствуют основным отраслям права. Административная ответственность предназначена для защиты общественных отношений, регулируемых административными правовыми актами и применяется за совершение административных правонарушений. Гражданско-правовая ответственность действует в сфере правоотношений имущественного характера и наступает за нарушение договорных обязательств или причинение имущественного вреда вне этих обязательств.

Дисциплинарная и материальная ответственность применяется в сфере общественных отношений, складывающихся по поводу выполнения гражданами трудовых функций в организациях, учреждениях и на предприятиях, а также по поводу исполнения военнослужащими обязанностей военной службы. При этом дисциплинарная ответственность применяется в случае нарушения гражданами своих трудовых обязанностей (обязанностей военной службы), а материальная - если такое нарушение повлекло за собой причинение материального ущерба имуществу организации (воинской части).

Следует отметить, что законодательство Российской Федерации допускает применение нескольких видов юридической ответственности к одному правонарушению. Так, одновременно с уголовной, административной и дисциплинарной ответственностью может применяться гражданско-правовая или материальная ответственность, если правонарушением причинен имущественный ущерб.

Все перечисленные виды юридической ответственности распространяются и на военнослужащих. Однако юридическая ответственность, применяемая к военнослужащим, имеет ряд особенностей, состоящих в следующем:

- юридическая ответственность военнослужащих регулируется как общими нормами законодательства Российской Федерации, так и специальными нормами военного права, действующими, как правило, в сфере военно-служебных отношений;

- в силу большего числа юридических ограничений, накладываемых на военнослужащих по сравнению с другими категориями граждан, юридическая ответственность военнослужащих отличается большим кругом составов правонарушений;

- в отношении военнослужащих применяется более строгая, по сравнению с другими гражданами, юридическая ответственность за совершение аналогичных правонарушений, отличающаяся специфическими мерами;

- законодательство предоставляет командирам (начальникам) специальные полномочия по привлечению военнослужащих к юридической ответственности и предусматривает специальные условия для их реализации.

§ 2. Дисциплинарная и административная
ответственность военнослужащих*(192)

1. Дисциплинарная ответственность военнослужащих. Условием высокой организованности и боеспособности Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований Российской Федерации является воинская дисциплина, правила которой строго соблюдаются всеми военнослужащими. Служить одним из важнейших активных средств укрепления воинской дисциплины призвана дисциплинарная ответственность военнослужащих.

Под дисциплинарной ответственностью военнослужащих понимается обязанность военнослужащего претерпеть предусмотренные законом меры дисциплинарного взыскания за нарушение воинской дисциплины или общественного порядка (воинские дисциплинарные проступки). Юридический институт дисциплинарной ответственности военнослужащих предусмотрен ст. 28 Федерального закона "О статусе военнослужащих", но регламентация применения этого вида ответственности содержится в ДУ ВС РФ. При этом необходимо иметь в виду, что положения данного Устава распространяются также и на военнослужащих других войск, воинских формирований и служб, в которых предусмотрена военная служба.

Как следует из определения, дисциплинарная ответственность военнослужащих имеет своей целью охрану воинской дисциплины и правопорядка, борьбу с их нарушениями, оказание воспитательного воздействия на других военнослужащих.

Основаниями дисциплинарной ответственности военнослужащих являются, во-первых, нормативные акты, определяющие противоправность и наказуемость дисциплинарных проступков военнослужащих (правовое основание), и, во-вторых, совершение воинского дисциплинарного проступка, т.е. виновного противоправного деяния (фактическое основание).

Дисциплинарная ответственность военнослужащих обладает всеми признаками, характерными для юридической ответственности в целом, но имеет ряд особенностей, свойственных только этому виду ответственности. Такими особенностями являются следующие:

- ДУ ВС РФ, который регулирует порядок применения дисциплинарной ответственности, не предусматривает такого видового разнообразия составов правонарушений, как, например, нормативные правовые акты, действующие в области уголовной или административной ответственности.

Дисциплинарными проступками в соответствии со ст. 48 ДУ ВС РФ являются любые нарушения воинской дисциплины или общественного порядка. Необходимо признать, что нормы указанного акта содержат определенную дифференциацию правонарушений, выделяя из их общей массы грубые дисциплинарные проступки, однако это разделение носит рекомендательный характер и при выборе вида и размера взыскания в каждом конкретном случае может лишь учитываться. Определение же степени общественной опасности конкретного дисциплинарного проступка и выбор соответствующих этой опасности средств дисциплинарного воздействия целиком возлагается на усмотрение командира (начальника);

- если гражданские лица, работающие по трудовому договору, могут привлекаться к дисциплинарной ответственности только решением руководителя предприятия (организации, учреждения), то военнослужащие привлекаются к этой ответственности любым из их командиров (начальников);

- особенностью дисциплинарной ответственности военнослужащих является также максимальная дифференциация объема прав командиров (начальников) по ее применению к военнослужащим. ДУ ВС РФ различает девять категорий начальников, различающихся по этому признаку, от командиров отделений до заместителей министра обороны;

- специфическим для рассматриваемого вида юридической ответственности военнослужащих является и то, что ДУ ВС РФ, кроме общих дисциплинарных взысканий, применяемых ко всем военнослужащим (выговор, строгий выговор), предусматривает также и специальные виды взысканий, применимых только к отдельным категориям военнослужащих в зависимости от их воинских званий (солдаты (матросы), сержанты (старшины), прапорщики (мичманы), офицеры) и формы прохождения военной службы последними (по призыву или по контракту);

- исключительно административный порядок применения дисциплинарной ответственности военнослужащих. Если в отношении других видов юридической ответственности военнослужащих в тех или иных случаях предусмотрена необходимость обращения в суд для наложения на правонарушителя соответствующего взыскания, то дисциплинарная ответственность применяется только по решению командиров (начальников).

С учетом приведенных выше особенностей состав воинского дисциплинарного проступка представляет собой следующее.

Объектом воинского дисциплинарного проступка являются общественные отношения, складывающиеся по поводу соблюдения военнослужащими правил воинской дисциплины и общественного порядка, т.е. порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников).

Следует заметить, что под законами, соблюдения которых требует от военнослужащих воинская дисциплина, понимаются только те из них, которые регулируют военно-служебные отношения. Законы, регулирующие, например, порядок заключения и исполнения имущественных договоров, брачно-семейные отношения и т.п., не относятся к военно-служебной деятельности военнослужащих, и нарушение указанных нормативных актов нарушением воинской дисциплины не является.

Исключением из данного правила являются нарушения правил поведения военнослужащих в общественных местах, в том числе и во внеслужебное время (правила поведения при нахождении на улицах населенных пунктов, при посещении парков, учреждений культуры и иных общественных мест). Хотя эти правила распространяются как на военнослужащих, так и на всех остальных граждан, однако в соответствии со ст. 3 ДУ ВС РФ являются для военнослужащих требованием воинской дисциплины. За нарушение этих правил военнослужащие также привлекаются к дисциплинарной ответственности.

Субъектом воинского дисциплинарного проступка являются военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, служб и воинских формирований, в которых организуется военная служба. Помимо этого, правила воинской дисциплины распространяются на граждан, уволенных с военной службы с правом ношения военной формы одежды, - при ношении ими этой формы.

Объективная сторона воинского дисциплинарного проступка ДУ ВС РФ четко не определяется. По этой причине для вынесения решения о привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности не имеет значения, каким способом или в какой форме (действием или бездействием) им совершен указанный проступок.

Субъективная сторона сводится к требованию наличия вины в деянии военнослужащего. При этом вина может быть представлена в форме как умысла, так и неосторожности.

Порядок привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности. Дисциплинарная ответственность реализуется посредством применения к военнослужащим дисциплинарных взысканий. В случае нарушения военнослужащим воинской дисциплины или общественного порядка командир (начальник) вместо назначения виновному дисциплинарного взыскания может ограничиться напоминанием о его обязанностях и воинском долге.

При назначении дисциплинарного взыскания командир (начальник) должен учитывать, что налагаемое взыскание как мера укрепления дисциплины и воспитания военнослужащих должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины, устанавливаемых в ходе предварительного разбирательства.

В ходе разбирательства командиру (начальнику) надлежит установить:

- действительно ли имел место проступок;

- где, когда, при каких обстоятельствах и с какой целью он был совершен;

- в чем он выразился;

- наличие вины в действии (бездействии) конкретных лиц и степень вины каждого в случае совершения проступка несколькими лицами;

- каковы последствия проступка;

- обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность виновного лица;

- причины и условия, способствовавшие совершению проступка.

При определении вины и меры дисциплинарного взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, его последствия, прежнее поведение виновного, а также продолжительность его военной службы и степень знания порядка несения службы. Строгость дисциплинарного взыскания увеличивается, если проступок совершен во время несения боевого дежурства (боевой службы) и при исполнении других служебных обязанностей, в состоянии опьянения или если он имел последствием существенное нарушение порядка.

Наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, совершившего проступок, производится, как правило, через сутки, но не позднее 10 суток с того дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке.

При наложении дисциплинарного взыскания командиру (начальнику) запрещено унижать личное достоинство подчиненного и допускать грубость.

Наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, входящего в состав суточного наряда (несущего боевое дежурство), за проступки, совершенные им во время несения службы, производится после смены с наряда (боевого дежурства) или после замены его другим военнослужащим, но не ранее чем через сутки.

Наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, находящегося в состоянии опьянения, а также получение от него каких-либо объяснений откладываются до его вытрезвления. В этих случаях он при необходимости может быть помещен на гауптвахту или в камеру временно задержанных сроком до одних суток, после чего принимается решение о его ответственности.

Запрещается за один и тот же проступок налагать несколько дисциплинарных взысканий или соединять одно взыскание с другим, налагать взыскание на весь личный состав подразделения вместо наказания непосредственных виновников.

Если командир (начальник) ввиду тяжести совершенного подчиненным проступка считает предоставленную ему дисциплинарную власть недостаточной, он возбуждает ходатайство о наложении взыскания на виновного властью старшего командира (начальника).

Старший командир (начальник) не имеет права отменить или уменьшить дисциплинарное взыскание, наложенное младшим командиром (начальником), по причине строгости взыскания, если последний не превысил предоставленной ему власти. Однако он имеет право отменить дисциплинарное взыскание, наложенное младшим командиром (начальником), если найдет, что это взыскание не соответствует тяжести совершенного проступка, и наложить более строгое взыскание.

2. Административная ответственность военнослужащих. Административная ответственность наступает за совершение административного правонарушения.

Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое КоАП РФ и законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, и эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Административная ответственность реализуется в форме применения к правонарушителю административных взысканий: предупреждения; административного штрафа; возмездного изъятия орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишения специального права, предоставленного физическому лицу; административного ареста; административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификации. Перечисленные виды административных взысканий применяются судом или уполномоченными на то органами исполнительной власти.

Право органов исполнительной власти применять административную ответственность предоставляется им в тех отраслях государственного управления, в которых они действуют. Примерами таких органов могут служить органы внутренних дел, таможни, государственные инспекции (автомобильная, охотничья, рыбнадзора и др.), военные комиссариаты и т.д. На указанные органы возлагается обязанность выявления административных правонарушений, оценка их характера, принятие решения о дальнейшем ходе дела, назначение административного наказания и обеспечение его исполнения.

В случаях, предусмотренных в законе, административные наказания могут налагаться судом.

Нормы административного права подлежат соблюдению всеми гражданами Российской Федерации, в том числе и военнослужащими. При этом военнослужащие обязаны их исполнять не только во внеслужебное время, но и, как правило, на службе. По этой причине в случае нарушения указанных норм военнослужащие подлежат ответственности юридической (в том числе и административной).

Однако применение к военнослужащим мер юридической ответственности за нарушение норм административного права имеет некоторые особенности, учитывающие специфику правового положения этой категории граждан (особые дисциплинарные требования к поведению военнослужащих, последовательное единоначалие в организации военного управления).

Упомянутые особенности предусмотрены ст. 2.5 КоАП РФ, согласно которой военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения по общему правилу в соответствии с дисциплинарными уставами. Исключением из этого правила служат совершенные военнослужащими нарушения: законодательства о выборах и референдумах; в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; Правил дорожного движения; требований пожарной безопасности вне места службы; законодательства об охране окружающей природной среды; таможенных правил; правил режима Государственной границы Российской Федерации; пограничного режима; режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации; а также административные правонарушения в области налогов, сборов и финансов, невыполнение законных требований прокурора, следователя, лица, производящего дознание, или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении. В перечисленных случаях военнослужащие несут административную ответственность на общих основаниях, за исключением того, что к ним не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, - и в виде административного штрафа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: