Глава 12. Юридическая ответственность военнослужащих 7 страница

- совместное с военной прокуратурой и военным судом обсуждение мер по устранению недостатков, вызвавших представления военного прокурора и частные определения военных судов;

- совместное участие в обсуждении проектов, разрабатываемых в органах военного управления, нормативных правовых актов;

- участие в совместных совещаниях и конференциях по правовой работе;

- изучение и распространение передового опыта правовой работы и правового воспитания и др.

В настоящее время часть уголовных дел военные суды рассматривают в расположении воинских частей в присутствии личного состава. Поэтому командование имеет возможность ознакомиться не только с содержанием судебного приговора, но и с ходом судебного разбирательства. По делам, рассматриваемым военными судами не в расположении частей, командование также информируется о содержании приговоров.

Для характеристики взаимоотношений военного командования и органов военной юстиции существенное значение имеет установленное уголовно-процессуальным законодательством право органов прокуратуры на внесение представлений и право судов на вынесение частных определений по поводу причин и условий, способствовавших совершению преступлений.

Частное определение военного суда, представление военного следователя или военного прокурора о принятии мер по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений, так же обязательно для военного командования, как и для других органов и должностных лиц.

Взаимодействие военного командования и органов военной юстиции на основе строгого соблюдения законов создает оптимальные условия для решения задач уголовного судопроизводства и предупреждения правонарушений в условиях военной службы, помогает вооружить командиров воинских частей и военных дознавателей необходимыми знаниями в области военного законодательства, расследования преступлений и профилактики правонарушений в войсках.

Таким образом, можно сделать вывод о важности роли военного командования как организатора работы по предупреждению правонарушений в войсках и необходимости целенаправленного взаимодействия с органами военной юстиции в правовой работе.

6. Правовая работа командиров и начальников по обеспечению прав, укреплению воинской дисциплины и предупреждению правонарушений военнослужащих. Повседневное изучение состояния воинской дисциплины, систематический ее анализ, определение и устранение причин и условий, способствующих правонарушениям подчиненных военнослужащих, является уставной обязанностью командиров и начальников.

Следовательно, овладение офицерами методикой анализа воинской дисциплины является необходимым условием повышения эффективности их работы по укреплению воинского порядка и организованности в подразделениях, правовому воспитанию, предупреждению правонарушений.

Важным фактором, определяющим успех борьбы с нарушениями воинской дисциплины, является личная примерность командиров в соблюдении ее требований. Каждый начальник должен постоянно подавать подчиненным пример строгого и точного соблюдения требований Конституции Российской Федерации, законов, Военной присяги, воинских уставов, приказов.

В работе по укреплению воинской дисциплины командиры и начальники должны направлять свое внимание и внимание армейской (флотской) общественности прежде всего на предупреждение дисциплинарных проступков, на создание нетерпимого отношения к нарушениям воинской дисциплины.

Выполнение указанной задачи обеспечивается целой системой воспитательных, организационных и других мероприятий, реализуемых на правовой основе. Организация работы по предупреждению нарушений воинской дисциплины в части, подразделении требует от командиров и начальников:

- регулярной и целенаправленной работы по повышению правосознания личного состава;

- систематического анализа причин и условий, способствующих совершению дисциплинарных проступков и преступлений;

- хорошего знания деловых и моральных качеств личного состава, нужд и запросов солдат, сержантов и офицеров, их настроения, семейного положения, условий службы и быта;

- глубокого анализа состояния воинской дисциплины и дисциплинарной практики, постоянной заботы о совершенствовании навыков подчиненных командиров, в том числе сержантов и старшин, в использовании ими своих дисциплинарных прав;

- постоянного контроля за состоянием воинской дисциплины в воинских коллективах, находящихся вне расположения части, - рабочих командах, караулах и т.п.;

- организации своевременных и эффективных мер общественного воздействия на членов воинского коллектива, совершивших дисциплинарный проступок.

Анализ состояния воинской дисциплины включает: анализ поведения, проступков, преступлений; установление причин и условий, способствовавших совершению проступков, преступлений; определение мер по предупреждению правонарушений, преступлений; выбор формы реагирования на проступок, правонарушение; анализ эффективности форм реагирования.

Анализ дисциплинарного проступка включает: анализ характера проступка; выяснение конкретных условий и обстановки совершения проступка; определение формы вины (умысел или неосторожность); выяснение мотивов и целей проступка; анализ совершения проступка - впервые, повторно или систематически; выяснение наличия или отсутствия вредных последствий, степени их тяжести; изучение сведений о продолжительности военной службы и степени ее знания; изучение характеристики предшествующей службы и отношения к ней; выяснение должностного положения лица; изучение состояния здоровья лица, психологического состояния.

Анализ дисциплинарной практики включает: выяснение законности применения власти; определение степени участия командиров в дисциплинарной практике; выяснение единства требований командиров; определение сферы применения поощрений и взысканий; определение соотношения мер поощрения и взыскания; выяснение последовательности применения дисциплинарной власти; анализ своевременности применения дисциплинарной власти; выяснение наличия гласности поощрений и взысканий; анализ учета применения дисциплинарной власти.

Непременным условием успеха деятельности командиров по укреплению воинской дисциплины является повседневная и целенаправленная работа по поддержанию воинского правопорядка, уставная требовательность к подчиненным, систематический контроль за их поведением, своевременное устранение причин нарушений дисциплины, т.е. предупреждение проступков и преступлений.

Предупредительные меры направляются на решение двуединой задачи: не допустить формирования у военнослужащих антиобщественных взглядов и убеждений, а при наличии их добиваться перевоспитания этих лиц; устранить причины и условия, порождающие конкретные преступления.

Основными направлениями работы командиров и начальников по предупреждению правонарушений военнослужащих являются:

- воинское, нравственное и правовое воспитание личного состава - главное направление в деятельности командиров по предупреждению правонарушений.

Решающее воздействие на формирование конкретной личности оказывают условия семейного воспитания, влияние микросреды. Большую роль в предупреждении преступлений играет мнение окружающих. При этом имеется в виду отношение не только к преступлениям, но и к противоправному поведению;

- контроль за исполнением каждым военнослужащим своих уставных обязанностей по соблюдению правопорядка.

Контроль способствует воспитанию у подчиненных исполнительности и дисциплинированности, повышению чувства ответственности за выполнение своего воинского долга. С помощью контроля командиры имеют возможность выявить и своевременно устранить недостатки в работе подчиненных, выяснить причины, породившие эти недостатки, и предупредить возможность повторения этих ошибок.

Контроль способствует выявлению лиц, ответственных за надлежащее выполнение служебных обязанностей, и привлечению их к различным видам юридической ответственности;

- уставная организация службы, боевой учебы и быта личного состава, поддержание уставных взаимоотношений между военнослужащими.

Там, где воспитательная работа подкрепляется постоянной заботой о поддержании твердого уставного порядка, у воинов формируется общность интересов, высокое чувство ответственности перед командиром и своими товарищами за выполнение своего воинского долга, а в коллективе утверждается атмосфера взаимного уважения и доверия;

- специальные меры, направленные на предупреждение определенных преступлений.

Необходимость таких мер, их характер и содержание определяются путем глубокого изучения органами военной юстиции состояния дел в части или подразделении и выявления на этой основе причин преступлений и условий, способствующих их совершению, которые вскрываются в ходе расследования или судебного рассмотрения уголовного дела, соответствующие предложения вносятся военному командованию в форме представления военного следователя или военного прокурора либо в форме частного определения военного суда.

Командир, получивший представление или частное определение, обязан устранить указанные недостатки и в месячный срок сообщить о принятых мерах соответственно следователю, прокурору или суду.

В других случаях военный прокурор или председатель военного суда вносит свои представления командованию на основе анализа причин некоторых видов преступлений (например, хищений, самовольных отлучек и т.д.) по группе дел о преступлениях, совершенных в течение определенного промежутка времени в различных частях. В таких представлениях не анализируется каждое преступление в отдельности, а вскрываются наиболее характерные общие причины, порождающие тот или иной вид преступления. Каждый командир части по получении такого представления должен проанализировать состояние дел по этим вопросам во вверенной части и принять конкретные меры к устранению указанных в представлении недостатков;

- рассмотрение и разрешение предложений, заявлений и жалоб военнослужащих является эффективным средством предупреждения правонарушений. Эта работа должна проводиться в полном соответствии с требованиями соответствующих правовых актов;

- своевременное, полное раскрытие совершенных преступлений и привлечение виновных к уголовной ответственности.

Немедленный доклад по команде о случившемся, своевременное информирование органов юстиции, принятие мер к сохранению в неприкосновенности обстановки происшествия, квалифицированное проведение дознания по каждому совершенному преступлению - все это закладывает основу для быстрого и успешного предварительного расследования и обеспечения неотвратимости ответственности.

Между тем, как показывают социологические исследования, значительная часть осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, была убеждена в своей безнаказанности. Если бы они не рассчитывали на это, то преступления, возможно, не были бы совершены. Существование таких представлений во многом объясняется недостатками в деятельности тех коллективов, где находились эти лица, а также недочетами и ошибками в работе отдельных командиров и начальников.

Уверенность в безнаказанности за совершенное преступление объясняется не только недостаточным осуществлением принципа неотвратимости наказания, но и существенными пробелами в правовом воспитании, правовым нигилизмом. Разъяснение права - это не просто форма повышения общей культуры граждан. Это и известная корректировка "мысленных моделей поведения" в сознании тех, кто помышляет преступным путем достичь неблаговидных целей. Это предупреждение о силе закона и неотвратимости его воздействия. И необходимо использовать все формы разъяснения закона и практики его применения для воздействия на сознание граждан.

Большую помощь в решении указанных задач могут оказывать общественные организации: общие собрания личного состава по категориям военнослужащих; офицерские собрания; товарищеские суды чести прапорщиков (мичманов); правовой актив.

Проступки военнослужащих по решению командира могут обсуждаться на собраниях личного состава по категориям военнослужащих. Эффективность этой формы участия общественности в борьбе с правонарушениями зависит от соблюдения ряда условий: целесообразности обсуждения проступка; своевременности обсуждения; качества подготовки собрания;

- установление причин и условий, способствующих преступлениям.

Только конкретное установление конкретных причин правонарушений и способствовавших их совершению условий дает возможность принятия конкретных мер по их предупреждению. Затраты энергии и времени на это окупаются эффективностью мер реагирования и их результативностью.

Необходимым условием объективного установления причин и условий, способствующих совершению правонарушений в подразделении, является своевременное расследование правонарушений, в том числе в формах административного (служебного) расследования и дознания, назначаемого командиром воинской части, начальником военно-учебного заведения, другими полномочными органами военного управления.

Устранение причин и условий, способствующих реализации противоправных установок личности, является эффективным средством предупреждения правонарушений. Наличие предрасположенности военнослужащего к противоправному поведению еще не означает его неизбежности;

- опора на воинский коллектив в целях укрепления воинской дисциплины и предупреждения проступков и преступлений военнослужащих:

изучение и характеристика воспитательных возможностей данного коллектива;

изучение особенностей военнослужащих, на которых это воздействие предстоит направить;

разработка программы воздействия на отдельных военнослужащих и коллектив в целом;

- реализация этой программы, ее коррекция и оценка результатов.

Формирование отношений коллективизма, товарищеской взаимопомощи имеет особо важное значение в воинском подразделении. Каждый военнослужащий обязан дорожить войсковым товариществом, помогать товарищам словом и делом, удерживать их от недостойных поступков и, не щадя своей жизни, выручать их из опасности.

Обобщающим показателем результативности правовоспитательной работы является состояние воинской дисциплины и позитивной правовой активности военнослужащих. Этот реальный показатель должен находиться в центре внимания правового актива и командования.

Таким образом, командир-единоначальник, зная общие причины правонарушений, совершаемых военнослужащими, и условия, способствующие их совершению, состояние дел во вверенном ему подразделении, ориентируясь на указанные направления деятельности, может выработать эффективные организационные меры, направленные на предупреждение правонарушений, создание обстановки нетерпимости к нарушениям воинской дисциплины и антиобщественным проступкам, широко опираясь в этой работе на силы армейской общественности.

7. Правовое воспитание в системе мер предупреждения воинских правонарушений. Значение правового воспитания в деле предупреждения правонарушений в сфере военной службы определяется тем, что эффективность предупредительной работы неразрывно связана с формированием высокого правосознания военнослужащих. Система правового воспитания в ее широком смысле (правовое обучение, правовая пропаганда, правоприменительная практика командиров, а также органов военной юстиции) является действенным средством укрепления законности, правопорядка и дисциплины, а следовательно, и предупреждения воинских правонарушений.

Решение задач формирования правового государства и создания отвечающих требованиям такого государства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований предполагает кардинальное изменение отношения к праву, закону, существенное повышение правовой культуры военнослужащих, что, в свою очередь, требует принятия мер по перестройке правовоспитательной работы в войсках (силах флота).

Конкретные причины возрастания роли правовоспитательной работы и необходимости ее развития это: а) активный процесс совершенствования законодательства, в том числе военного; б) неблагополучное состояние воинской дисциплины; негативные тенденции в динамике преступности и судимости военнослужащих; в) ухудшение качественного состава призывного контингента за счет расширения доли лиц, ранее судимых либо подвергавшихся приводам в милицию, имевших пристрастие к алкоголю, наркотикам и т.п.; г) обострение проблемы социально-правовой защищенности военнослужащих; д) неудовлетворенность личного состава постановкой правовоспитательной работы, ее формализмом, отрывом от жизни и др. В этой связи можно предложить некоторые направления организации правовоспитательной работы:

- основное ее направление - организация правового всеобуча в сфере военной службы. Правовая учеба должна включать изучение военнослужащими основополагающих актов военного законодательства. Это необходимо для лучшего знания, понимания и исполнения служебных обязанностей. Повышение уровня правовых знаний в системе юридического всеобуча является необходимым условием формирования у военнослужащих уважения к правовым нормам надлежащего поведения в соответствии с их требованиями, воспитания высокой социально-правовой активности личного состава;

- качество и эффективность правовой учебы все более зависят от обновления форм и методов работы. Жизнь настоятельно требует внедрения форм, рассчитанных на диалог с аудиторией, - бесед, семинаров и собеседований, диспутов и дискуссий, вечеров вопросов и ответов и встреч за "круглым столом", юридических викторин, конкурсов и т.п. Диалогические формы позволяют заинтересованность слушателей, включить их в обсуждение проблем, добиться более качественного усвоения материала и, кроме того, лучше узнать настроения (запросы) слушателей для учета в последующей работе.

Необходимым условием преодоления формализма в правовоспитательной работе и усиления ее влияния на предупреждение воинских правонарушений является подкрепление всех воспитательно-правовых мероприятий четкой уставной организацией службы, строгим соблюдением принципа неотвратимости ответственности за правонарушения, а также мерами по улучшению уровня жизни военнослужащих, их материально-бытового обеспечения.

§ 3. Дознание*(219)

1. Понятие дознания и осуществляющие его органы. В соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством одной из форм предварительного расследования по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно, является дознание, которое осуществляется уполномоченными на то УПК РФ государственными органами и должностными лицами.

Согласно ст. 40 УПК РФ к органам дознания в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (далее - органы дознания) относятся командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов.

Деятельность органов дознания детально регламентирована разработанной Главной военной прокуратурой на основе положений уголовно-процессуального законодательства Инструкцией органам дознания Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законом предусмотрена военная служба, утвержденной заместителем Генерального прокурора Российской Федерации - Главным военным прокурором 5 июня 2002 г., с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Главного военного прокурора от 1 октября 2003 г. N 186 (далее по тексту - Инструкция).

На органы дознания возложены следующие функции:

1) принятие необходимых розыскных, оперативно-розыскных*(220) и иных предусмотренных законом мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших, а также для предупреждения и пресечения преступлений;

2) принятие и проверка сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении в пределах компетенции, установленной УПК РФ, принятие по нему процессуального решения (ст. 144 УПК РФ);

3) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ), в порядке, установленном ст. 157 УПК РФ;

4) производство отдельных следственных действий, оперативно-розыскных и розыскных мероприятий по поручению военного прокурора, следователя по уголовным делам, расследуемым органами военной прокуратуры;

5) в случае направления военному прокурору уголовного дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, принятие розыскных и оперативно-розыскных мер для установления лица, совершившего преступление.

Перечисленные функции органа дознания в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 157 УПК РФ осуществляют:

- командиры воинских частей, соединений - по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении части, соединения, гарнизона;

- начальники военных учреждений - по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении учреждения;

- начальники гарнизонов - по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей, не проходящими службу в частях, соединениях и учреждениях данного гарнизона, но совершившими преступления в расположении гарнизона (ст. 20 УГ и КС ВС РФ).

Командир воинской части как орган дознания, обладающий полномочиями начальника органа дознания, уполномочен давать поручения о рассмотрении сообщений о преступлениях и принятии по ним процессуальных решений, выполнении неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, в порядке, установленном ст. 157 УПК РФ, осуществлении иных полномочий, предусмотренных УПК РФ.

2. Порядок дознания. Для непосредственного осуществления своих процессуальных функций орган дознания - командир воинской части назначает своим приказом из числа наиболее подготовленных подчиненных ему офицеров дознавателей, которые, являясь должностными лицами органа дознания, обладают процессуальными полномочиями, предусмотренными ч. 3 ст. 41 УПК РФ (ст. 11 Инструкции). Один из них назначается старшим дознавателем: ему, как правило, поручается расследование наиболее сложных дел.

Дознаватели назначаются, как правило, из расчета:

а) на полк (корабль 1 ранга) - 5-6 дознавателей;

б) на отдельный батальон (корабль 2 ранга) - 3-4 дознавателя;

в) на отдельную роту (корабль 3 ранга, дивизион кораблей 4 ранга) - 1-2 дознавателя;

г) на штаб (выше полка) и учреждение (военно-образовательное учреждение профессионального образования) - 2-5 дознавателей.

В случае необходимости командир воинской части вправе назначить большее количество дознавателей. Дознаватель также может назначаться приказом командира воинской части и для расследования конкретного уголовного дела. Там, где имеются штатные дознаватели, производство процессуальных действий и принятие процессуальных решений в пределах компетенции, предусмотренной УПК РФ, поручается, как правило, им.

Производство по уголовному делу в отношении офицеров поручается, как правило, дознавателю в должности и воинском звании не ниже должности и воинского звания лица, подозреваемого (обвиняемого) в совершении преступления.

Дознаватели уполномочены:

а) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуется согласие начальника органа дознания (командира воинской части), санкция прокурора и (или) судебное решение (п. 1 ч. 3 ст. 41 УПК РФ);

б) осуществлять иные полномочия, предусмотренные уголовно-процессуальным законом (п. 2 ч. 3 ст. 41 УПК РФ).

Требования, поручения и запросы органа дознания и дознавателя, предъявленные в пределах их полномочий, установленных УПК РФ, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами (ч. 4 ст. 21 УПК РФ).

На время исполнения дознавателем обязанностей по осуществлению уголовного преследования в ходе уголовного судопроизводства командир воинской части своим приказом освобождает его от выполнения других служебных обязанностей, обеспечивает автомобильным транспортом, средствами связи и помещением для работы.

В обязанности дознавателя входит:

а) при осуществлении уголовного преследования по уголовным делам строго руководствоваться требованиями Конституции Российской Федерации, УПК РФ, УК РФ и положениями Инструкции;

б) по согласованию с командиром воинской части и надзирающим военным прокурором планировать производство неотложных следственных действий, определять их последовательность и принимать предусмотренные законом меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию;

в) разъяснять подозреваемому, потерпевшему, а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности, ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав. Подозреваемому, кроме того, обеспечивается право на защиту, которое он может осуществлять лично либо с помощью защитника и (или) законного представителя. При этом дознаватель обязан разъяснить подозреваемому его права и обеспечить ему возможность защищаться всеми не запрещенными УПК РФ способами и средствами;

г) принимать меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого и меры по обеспечению сохранности его имущества. О принятых мерах дознаватель уведомляет подозреваемого (ст. 160 УПК РФ);

д) докладывать командиру воинской части обо всех выявленных в процессе предварительного расследования нарушениях законов, уставов, приказов, наставлений, а также других нарушениях, способствовавших совершению преступления или происшествия, для принятия мер по их устранению;

е) принимать активное участие в работе по предупреждению правонарушений среди военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, а также лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов; разъяснять личному составу законы Российской Федерации;

ж) исполнять письменные указания военного прокурора и командира воинской части, а также поручения военного прокурора и следователя по уголовным делам, данные ими в порядке, установленном УПК РФ.

Дознаватель несет полную ответственность за обоснованность принимаемых им процессуальных решений, своевременное и законное производство процессуальных действий по уголовным делам, сохранность собранных материалов по делу.

Руководство процессуальной деятельностью дознавателей (должностных лиц органов дознания) при производстве по уголовному делу осуществляет начальник органа дознания (командир воинской части), который вправе давать дознавателю указания.

Письменные указания военного прокурора и начальника органа дознания (командира воинской части), данные в соответствии с УПК РФ, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания (командира воинской части) военному прокурору, а указания военного прокурора - вышестоящему военному прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнение (ч. 3 ст. 37, ч. 4 ст. 41 УПК РФ).

В случае отсутствия командира воинской части лицо, его замещающее, принимает (выполняет) процессуальные решения (действия) только в том случае, если оно занимает должность заместителя командира части. Заместители командира воинской части осуществляют процессуальные полномочия только в случае возложения на них обязанностей командира воинской части.

Органы дознания и дознаватели осуществляют уголовное преследование от имени государства по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения (ч. 1 ст. 21 УПК РФ).

В каждом случае обнаружения признаков преступления орган дознания и дознаватель принимают предусмотренные УПК РФ меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в его совершении (ч. 2 ст. 21 УПК РФ).

Деятельность командиров воинских частей как органов дознания, а также деятельность дознавателей заключается:

а) в принятии и проверке сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях в порядке, предусмотренном ст. 144 УПК РФ;

б) в производстве отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы), до возбуждения уголовного дела;

в) в принятии решения по результатам рассмотрения сообщения о преступлении в порядке, предусмотренном ст. 145 (146) УПК РФ;

г) в незамедлительном направлении военному прокурору постановления о возбуждении уголовного дела с приложением материалов проверки сообщения о преступлении, а в случае производства отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы), - соответствующих протоколов и постановлений.

Розыскная деятельность органа дознания включает в себя предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством и уставами Вооруженных Сил Российской Федерации меры, принимаемые для установления лица, подозреваемого в совершении преступления, и розыска обвиняемого, место нахождения которого неизвестно, а также общие и индивидуальные профилактические мероприятия, сбор данных о личности и местонахождении правонарушителя, организацию в необходимых случаях его преследования по следам совершенного преступления, иные меры раскрытия и предотвращения готовящегося или совершенного преступления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: