Факторы роста государственных расходов на стадии индустриализации:
• Концентрация производства и капитала, монополизм. Государство как противовес. Идеалы фордовского конвейера и веберовской бюрократии.
• Урбанизация и демографический переход. Государство берет на себя функции патриархальной семьи.
• Рабочее движение:конфликт труда и капитала
Рост государства при порядке открытого доступа. (Д. Норт, Дж. Уоллис, Б. Вейнгаст, Насилие и социальные порядки, Институт Гайдара, 2011):
- Вовлечение масс граждан делает политику более восприимчивой к их требованиям.
- Программы социального страхования – массовое перераспределение, желательно способами, не разрушающими рынок.
- Безличность отношений (подчинение правилам) обусловливает предоставление общественных благ бóльшему числу граждан. Ограниченный доступ менее чувствителен и дает блага не всем. Но безличность увеличивает экономию на масштабе.
- Больше сложных процедур, бюрократии и коррупции.
Факторы снижения роли государства в последней трети ХХ века:
- Капитализм в странах-лидерах прошел индустриальную фазу. Транснациональные корпорации и малый бизнес: обострение конкуренции.
- Завершение урбанизации, старение стационарного населения. Переход от распределительных к накопительным пенсионным системам.
- Снижение остроты конфликтов труда и капитала. Рост нестандартной занятости. Достоинства американской модели против европейской. Либеральная демократия и средний класс.
- Неудачи глобальных социальных проектов, прежде всего советского.
- Конкуренция стран догоняющего развития с низкой номинальной долей госрасходов.
- Глобализация и повышение роли международных и региональных институтов при делегировании им части полномочий национальных государств.
Закономерности переходного периода, в том числе ослабление государства в контексте освоения начал демократии, а также национальная специфика и стартовые условия накладывали весьма жесткие ограничения на роль государства, на политические решения. В этих обстоятельствах правильное определение роли государства предполагает учет этих ограничений и принятие решений в пределах тех возможностей, которые есть у государственной власти. От государства, как обычно, требовали денег и насилия. А оно могло дать только свободу. Это и предопределило выбор в пользу относительно либерального курса.
Государство присутствует в экономике всегда, он выполняет функцию ночного сторожа – блюстителя правил и законов, без которых не будет рынка. В разных странах доля участия государства в экономике различна. Исторически до Первой Мировой войны преобладало мнение, что участие государства должно быть минимизировано – Смит, Локк, Юм. Первая Мировая война, и Великая Депрессия заставили политиков пересмотреть данные взгляды, и сделать прямое вмешательство государства в экономику нормой – политика Рузвельта, взгляды Кейнса. Стоит также сказать, что социалистические взгляды на протяжении XX века были сильны в таких странах как Франция и Швеция, и вплоть до сегодняшнего дня доля государства в экономики в этих странах велика. Отдельно стоял СССР и страны Социалистического Блока, в которых роль государства была доминирующей. В общем и целом – исторически роль государства в экономике растет. Рост непосредственно государственных расходов – закономерность последнего времени.
Исторически рост участия государства в экономике был обусловлен угрозой со стороны монополий. Бюрократия была некой защитой от монополий. На сегодняшний день, учитывая исторические развитие и формирования экономических связей, можно уйти от слишком жесткого регулирования экономики – к новому либерализму. В СССР исторически происходило примерно это же, т.к. к 1970-м годам плановая экономика начала отставать и начались небольшие либеральные реформы. По сути, новый либерализм - современное идеологическое и политическое течение, выступающее за двуединый процесс защиты прав индивида и интересов общества.