Основу раздела составляют а) приоритетные направления поддержки и развития сферы
культуры (т.е. перспективы развития социально-культурной жизни; возможные
сценарии поддержки и развития историко-культурной уникальности и самобытности);
б) цели и задачи культурной политики; в) ресурсы развития культурной жизни
(материальные, кадровые, человеческий и т.д.).
Логика формулировки приоритетов может быть различная. Первый вариант —
традиционный — по устоявшимся в практике сферам деятельности. Здесь наиболее
типичными приоритетами являются:
— Сохранение и использование культурно-исторического наследия. Данное
направление следует рассматривать как основной ресурс совершенствования
культурной жизни, решения многих социальных и даже экономических проблем;
[70]
— Возрождение и развитие народного творчества, художественных ремесел,
промыслов;
— Развитие детского творчества, поддержка молодых дарований;
— Развитие художественной жизни;
— Организация культурно-досуговой деятельности и развлечений;
|
|
— Развитие туристско-экскурсионного дела;
— Эстетическое развитие среды;
— Развитие межнациональных и международных контактов и сотрудничества в сфере
культуры;
— Обеспечение доступа к культурным ценностям социально незащищенных групп.
Оптимальное развитие культурной жизни в рамках обозначенных выше приоритетов
предполагает: создание и поддержку в каждой подпрограмме центров высокой
культуры — учреждений-лидеров (поддержка теоретическая, методическая,
организационная, финансовая и т.д.), которые будут возглавлять
соответствующую подсистему в идейном и методическом отношении.
Например, в подпрограмме ”Наследие” методическим центром может стать музей
или музейно-этнографический комплекс; в подпрограмме “Народное творчество” —
Дом ремесел, Школа искусств, Центр декоративно-прикладного искусства;
подпрограмму “Культура и дети” обеспечивает Дом творчества юных, Центральная
библиотека; подпрограмму “Художественная жизнь” — Филармония, ДК и т.д.
Второй вариант определения приоритетов — в соответствии с основными областями
проектной деятельности[71]. В этом
случае приоритетами культурной политики будет поддержка и развитие
исторической, художественной, духовно-нравственной, экологической, политической
культуры различных слоев и групп населения.
Цели формируются на основе анализа проблемной ситуации и направлены на
частичное или полное разрешение выявленных проблем. Задачи — это относительно
самостоятельные части программы (подпрограммы), получаемые путем разделения
|
|
цели на подцели и включающие задания и мероприятия, направленные на
реализацию программы. Задачи могут быть разбиты на подпрограммы более низкого
уровня, в которых, в свою очередь, есть свои цели и задачи (см. схему
разработки территориальных программ).
Пример формулировки целей и задачи культурной политики.
Успешная реализация перспективных направлений развития социально-культурной
жизни возможна при условии целенаправленной культурной политики,
первоочередными задачами которой выступают: сохранение и развитие духовной
среды Архангельска, ее уникального культурного значения; сохранение и
использование памятников истории и культуры (включая уникальные территории,
зоны, объекты, музейные и библиотечные фонды); развитие музейного дела
(музеефикация объектов, расширение фондов, совершенствование выставочной
деятельности и т.д.); осуществление целенаправленной системы культурных
акций, способствующих развитию интереса и любви населения к истории своего
края, города, формированию национально-культурной идентичности граждан;
развитие празднично-обрядовой культуры города (в т.ч. приведение праздничного
календаря г.Архангельска в соответствие с традициями и современными
культурными реалиями); поддержка профессионального искусства;
совершенствование гастрольной политики за счет расширения жанрово-видового
состава приглашаемых коллективов и исполнителей; переориентация культурной
политики с финансирования разовых дорогостоящих мероприятий на сохранение и
поддержку творческих коллективов, отдельных мастеров, художников, музыкантов,
способных внести реальный вклад в культуру города; расширение сети культурно-
досуговых учреждений, приведение ее в соответствие с реально сложившейся
структурой интересов и запросов населения; развитие новых и поддержка
традиционных форм любительства; приоритетная поддержка, кадровое и
организационное обеспечение и финансирование проектов и программ,
способствующих развитию творчества; финансирование проектов и программ,
ориентированных на развитие творческой индивидуальности детей и подростков,
формирование их как будущих субъектов культурной, экономической и
политической жизни города и страны; отказ от выделения средств за сам факт
существования учреждений культуры и переход на финансирование проектов и
программ, соответствующих приоритетам культурной политики в городе;
формирование общественного мнения по вопросам культурной политики с помощью
средств массовой информации; Развитие межнациональных и международных
культурных связей со странами СНГ и дальним зарубежьем.
Пятый раздел “Содержание программы”. В рамках данного раздела
обоснованные выше приоритеты культурной политики получают свое дальнейшее
развитие и конкретизацию. Осуществляется это путем разработки каждого
приоритета как самостоятельной подпрограммы, структура которой включает:
1. Приоритетное направление развития социально-культурной жизни
(характеристика “проблемного поля”, т.е. описание ситуации, которая
определяет актуальность и приоритетность данного направления или сферы
социально-культурной жизни);
2. Социальную базу программы (характеристика тех категорий и групп населения,
которые являются носителями различного рода проблем и выступают в качестве
аудитории мероприятий и акций в рамках программы);
3. Цели и задачи программы;
4. Методы (или способы решения задач). Этот раздел целесообразно оформить в
табличном варианте, который сопровождается текстовыми комментариями, что
позволяет более оперативно оценить проект и получить по нему информацию в
требуемом объеме.
Мероприятия в рамках программы | Содержание деятельности | База реализации | Исполнители и соисполнители |
Сроки реализации | Смета расходов | Источники финансирования |
|
|