Основные проблемы семьи как потенциальной аудитории социально-педагогических
проектов заключаются в количественном и качественном дефиците социальных связей
родителей, воспитывающих детей; в отсутствии информации о эффективных методах
интеллектуального, физического и психического развития личности ребенка; в
утрате навыков и форм семейного досуга и культурного сотворчества; в низкой
социально-психологической культуре детей и родителей, ведущей к семейным
конфликтам, взаимонепониманию “детей” и “взрослых”. В семейной атмосфере
нарастает внутренняя напряженность, душевная усталость, все более частыми
становятся стрессовые срывы в отношении детей из-за бытовых неурядиц. Родители
все чаще ограничивают время общения о детьми из-за взаимного отчуждения и
хозяйственных забот. Низкий уровень педагогической и нравственной культуры
более чем в половине семей не позволяет реализовать воспитательные функции, в
связи с чем растет безнадзорность, повышается значимость неформальной среды для
|
|
досугового функционирования несовершеннолетних.
Формой реализации проекта, адресованного родителям, испытывающим обозначенные
выше проблемы, может быть семейный клуб (действующий на базе школы или по
месту жительства). Эта форма организации социально-культурной деятельности
является наиболее эффективным способом решения социально-педагогических и
социально-психологических проблем: семейный клуб позволяет кооперировать
воспитательные возможности родителей, создать условия для обмена
педагогическим опытом, организовать богатую по формам и содержанию жизнь
самодеятельного объединения, которое становится воспитывающей и развивающей
социокультурной средой.
Клуб может включать самые разнообразные виды и направления деятельности:
кружки конструирования, истории и архитектуры, объединения любителей
головоломок и кроссвордов, различные студии, игротеки, организацию прогулок с
малышами, приготовление уроков, занятия спортом, организацию совместных
праздников, вывоз детей на природу, туристические подходы и поездки в другие
города, организацию летних лагерей и др. Организаторами этих видов
деятельности могут быть как профессиональные педагоги и психологи, так и сами
родители. При это необходимо учитывать, что жизнеспособность и социально-
педагогическую эффективность семейных клубов определяет атмосфера
доброжелательности и взаимопонимания, педагогически и психологически
оптимальные условия для развития творческих способностей как детей, так и
взрослых.
В качестве примера смыслового соответствия проблемно-целевого и
|
|
содержательного блока проекта приведем фрагменты двух программ.
“Музей и семья” [83].
Актуальность программы обусловлена оторванностью молодого поколения от духовных
корней отечественной культуры, забвением и утратой культурных традиций;
падением уровня духовно-нравственных ценностей, невостребованностью духовного
потенциала русской культуры; утратой семейных форм культурного сотворчества;
взаимонепониманием “детей” и “взрослых”, негативным отношением подростков к
традициям и ценностям “отцов”.
Цели программы — художественное воспитание и развитие детей и родителей путем
приобщения к духовному миру отечественной культуры; формирование глубоких и
доверительных отношений детей и родителей в процессе совместной
художественной деятельности.
Задачи программы: постижение художественного образа произведений
изобразительного искусства путем последовательного изучения произведения,
мастера, эпохи; открытие в художественном образе произведения искусства
духовного мира его творца; построение целостной картины отечественной
художественной культуры, ее стилевой, тематической и духовно-нравственной
уникальности; развитие в процессе художественной деятельности способности к
сочувствию, пониманию, сопереживанию; формирование в клубной общности
доброжелательного психологического климата, психологической безопасности
путем снятия статусных и возрастных различий детей и взрослых, создания
безоценочных взаимоотношений; воспитание навыков и любви к совместной
деятельности детей и родителей.
Форма реализации программы — досуговый семейный клуб, действующий на базе
общеобразовательной школы.
Содержание деятельности:
— Восприятие произведений искусства в подлиннике;
— Анализ художественного образа произведений и обсуждение авторского замысла
(с помощью опорных вопросов, сравнений, демонстрации личного переживания,
ассоциативных игр, пластической имитации элементов художественного
произведения);
— Демонстрация и усвоение приемов художественной деятельности, практическое
ознакомление с материалом, использованным художником;
— Совместное выполнение творческих заданий — рисование на темы “Моя семья”,
“Мое негативное и позитивное впечатление”, “Моя любимая книжка”, а также
лепка, конструирование, творческое фантазирование, пение, танцы и т.д.
— Совместная работа с художником в мастерской;
— Театрализованные игры, ролевая драматизация сюжетов произведений,
психологические этюды, упражнения по двигательному и эмоциональному
раскрепощению;
— Групповое эмпатическое “вслушивание” и “понимание”;
— “Карнавализация” занятий клуба (присвоение сказочных имен, позиционное
равенство детей и взрослых);
— Взаимное консультирование в процессе выполнения творческих заданий,
подготовки докладов, сообщений;
— Проведение праздников, тематических вечеров, организация экскурсий,
путешествий.
Проект социально-педагогического центра “Семья"
Актуальность проекта определяется: ростом числа родителей, испытывающих
проблемы в воспитании и общении с детьми; увеличением количества детей,
имеющих затруднения в учебе, общении со сверстниками и старшими; частотой
проявлений асоциального и антисоциального, вплоть до противоправного,
поведения детей и подростков в сфере досуга; отсутствием в дошкольных
учреждениях и школах квалифицированной психологической и социально-
педагогической помощи, а также соответствующих обучающих и развивающих
программ, учитывающих индивидуальные особенности ребенка.
Цели и задачи проекта: создание в городе условий, обеспечивающих оптимальное
|
|
развитие личности ребенка в соответствии с его индивидуальными и возрастными
особенностями; комплексное решение проблем, связанных с социализацией,
реабилитацией, адаптацией развитием творческого потенциала у детей, имеющих
личностные проблемы, путем интеграции интересов и ресурсов учреждений
образования, здравоохранения, культуры, правоохранительных органов; оказание
психолого-педагогической и психологической помощи детям и родителям;
организация досуга детей и родителей, создание условий для их совместного
творчества.
Примерная структура центра: отдел прогноза; отдел психологической поддержки
семьи и детства; отдел реабилитации и коррекции детей и подростков; отдел
досуга и творчества.
Содержание деятельности структурных подразделений центра:
— Отдел прогноза: социологическое и психодиагностическое обследование
детей и подростков, создание по итогам банка данных; разработка программ
опытно-экспериментальной работы; повышение квалификации педагогов.
— Отдел психологической поддержки семьи и детства: предупреждение
тяжелых нарушений адаптации ребенка в семье, школе; работа с детьми, имеющими
нарушения социальной и психологической адаптации — консультации, организация
службы доверия и службы психологической поддержки, создание приюта
кратковременного проживания, клуба взаимоподдержки.
— Отдел реабилитации и коррекции детей и подростков: коррекция речевых и
двигательных нарушений; социально-психологический тренинг; создание групп
семейной психотерапии (арттерапии, игротерапии и т.д.); организация творческих
мастерских для детей с отклонениями в поведении; разработка программ
индивидуального обучения (трудотерапия).
— Отдел досуга и творчества: создание “Школы раннего гармонического
развития”; коллективов художественной самодеятельности (оркестровая студия,
театральный коллектив, хоровая студия, литературный салон); организация клубов
по интересам (для многодетных семей, клуба молодой семьи, клуба молодого
|
|
бизнесмена и др.); создание центра технического творчества и компьютерной
грамотности.
Мероприятия по реализации проекта: разработка нормативно-регламентирующей
и учредительной документации; подбор и оснащение помещения; экономическое,
материально-техническое и кадровое обеспечение Центра.