Понятие «тотальность» означает, что
В состоянии недоразвития находятся
все нервно-психические и в определенной мере даже
соматические функции, начиная от
врожденной несформированности ряда внутренних органов:
порок сердца,
нарушение строения желудочно-кишечного тракта
и других систем,
недоразвития роста,
костной, мышечной и других систем,
несформированности сенсорики и моторики,
эмоций и кончая
недоразвитием высших психических функций, таких, как
речь,
мышление,
формирование личности в целом.
Однако принцип тотальности психических нарушений при олигофрении нуждается в известных ограничениях, когда это касается легких форм умственной отсталости. Больные дети показывают иногда более высокие результаты, чем можно было от них ожидать. Чаще всего это наблюдается в области сенсомоторного интеллекта.
Иерархичность нервно-психического недоразвития выражается в том, что недостаточность гнозиса, праксиса, речи, эмоций, памяти, как правило, проявляется меньше, чем недоразвитие мышления.
|
|
Таким образом, выстраивание отдельных субтестов по трудности их выполнения определяется интеллектуальными способностями олигофренов.
Эта закономерность находит отражение в структуре недостаточности каждой из вышеперечисленных функций. В конечном счете в восприятии, в памяти и внимании, в эмоциональной сфере и даже в моторике больше страдает уровень, связанный с процессом отвлечения и обобщения.