Комплексный маркетинговый анализ — составная часть системы маркетинговых исследований, представляющих собой систематический сбор, регистрацию, обработку и анализ данных по вопросам, относящимся к рынку товаров, работ, услуг, для принятия эффективных маркетинговых решений. В маркетинге изучается информация о рынке, конкурентах, потребителях, ценах, внутреннем потенциале организации в целях уменьшения неопределенности, сопутствующей принятию маркетинговых решений.
Комплексный маркетинговый анализ служит для изучения рыночной среды, в которой функционирует организация, включая рынки сырья и сбыта. Основными задачами комплексного маркетингового анализа являются:
- оценка предложения и анализ состояния спроса на услуги организации и рынков сбыта; обоснование производственной программы организации;
- анализ основных факторов, повлиявших на спрос; выявление услуг, не пользующихся спросом;
- определение ценовой политики и основных стратегий ценообразования, коммерческого риска;
- выявление реальных и потенциальных конкурентов организации (конкурентоспособности);
- оценка сильных и слабых сторон конкурентов, а также собственных преимуществ и недостатков, выявление способов повышения конкурентоспособности;
- анализ методов стимулирования сбыта услуг и выбор наиболее эффективных;
Система информационного обеспечения комплексного маркетингового анализа состоит из внутренней информации, внешней информации, информации маркетинговых исследований. В качестве источников информации для анализа можно использовать бизнес-план организации (план маркетинга).
Охарактеризуйте методы экономического анализа, используемые в анализе рыночной среды и в оценке эластичного спроса на товарном рынке, как элементах комплексного маркетингового анализа.
Эластичностью называется мера реагирования одной переменной величины на изменение другой, т. е. это число, которое показывает процентное изменение одной переменной в результате однопроцентного изменения другой переменной. Фактор эластичности спроса отражает изменения требуемого количества товара по отношению к изменению цены. Эластичность указывает, какое процентное изменение спроса последует после однопроцентного изменения цены товара, а, следовательно, и связанного с ним изменения риска.
В процессе проведения комплексного анализа рынков сбыта необходимо использовать концепцию жизненного цикла, которая заключается в том, что продукция представляется как своего рода живой организм с присущими ему стадиями развития: зачатие — рождение — зрелость — старение — смерть. По аналогии с этим в жизненном цикле товара различают следующие стадии:изучение и апробация идеи разработки нового вида продукции, а потом и самой продукции; выпуск товара на рынок и внедрение; рост и развитие продаж, зрелость, насыщение и спад. Смена стадий жизненного цикла отражается на динамике объемов продаж, соответственно денежных потоках как обеспечивающих продукцию, так и создающих прибыль.
Успех маркетинговой деятельности организации зависит от степени согласованности различных стадий основных жизненных циклов, т. е. индивидуального жизненного цикла продукции и общего жизненного цикла организации в целом.