Конфликт: стратегии разрешения конфликтов и поведение в конфликтах

Выбор способа преодоления препятствий будет, в свою очередь, зависеть от эмоциональной устойчивости личности, располагаемых средств защиты своих интересов, объема располагаемой власти и многих других факторов. В зависимости от вида конфликта поиском решений могут заниматься разные службы: руководство организации, служба управления персоналом, отдел психолога и социолога, профсоюзный комитет, станком, милиция, суды.

Решение конфликта представляет собой устранение полностью или частично причин, породивших конфликт, либо изменение целей участников конфликта.

Управление конфликтами - это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или коррекции поведения участников конфликта.

Все методы управления конфликтами укрупненно можно представить в виде нескольких групп, каждая из которых имеет свою область применения:

1. внутриличностные;

2. структурные, т.е. методы по устранению организационных конфликтов;

3. межличностные методы, или стили поведения в конфликте;

4. переговоры;

5. ответные агрессивные действия применяют в крайних случаях, когда исчерпаны возможности всех предыдущих групп. В данном конспекте рассматриваются только конструктивные способы решения конфликтов.

Переговоры представляют широкий аспект общения, охватывающий многие сферы деятельности индивида. Как метод решения конфликтов переговоры представляют собой набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для конфликтующих сторон. Для того чтобы переговоры стали возможными, необходимо выполнение определенных условий:

· существование взаимозависимости сторон, участвующих в конфликте;

· отсутствие значительного различия в возможностях силе субъектов конфликта;

· соответствие стадии развития конфликта возможностям переговоров

· участие в переговорах сторон, которые реально могут принимать решения в сложившейся ситуации.

Считается, что переговоры целесообразно вести только с теми силами, которые имеют власть в сложившейся ситуации и могут повлиять на исход события. Можно выделить несколько групп, чьи интересы затрагиваются в конфликте:

первичные группы - затронуты их личные интересы, они сами участвуют в конфликте, но не всегда от этих групп зависит возможность успешного ведения переговоров,

вторичные группы - затронуты их интересы, но эти силы не стремятся к открытому проявлению своей заинтересованности, их действия скрыты до определенного времени. Могут существовать еще и третьи силы, также заинтересованные в конфликте, но еще более скрытые.

Таблица13.1 - Возможность переговоров в зависимости от этапа развития конфликта

Этапы развития конфликта: Возможности переговоров:
напряженность, несогласие переговоры проводить рано, еще не все составляющие конфликта определились
соперничество, враждебность переговоры рациональны
агрессивность переговоры с участием третьей стороны
насилие, военные действия переговоры невозможны, целесообразны ответные агрессивные действия

Правильно организованные переговоры проходят последовательно несколько стадий:

1. подготовка к началу переговоров (до открытия переговоров);

2. предварительный выбор позиции (первоначальные заявления участников об их позиции в данных переговорах);

3. поиск взаимоприемлемого решения (психологическая борьба, установление реальной позиции оппонентов);

4. завершение (выход из возникшего кризиса или переговорного тупика).

Итак, общими рекомендациями по решению конфликтных ситуаций могут быть следующие:

1. Признать существование конфликта.

2. Определить возможность переговоров.

3. Согласовать процедуру переговоров.

4. Выявить круг вопросов, составляющих предмет конфликта.

5. Разработать варианты решений.

6. Принять согласованное решение.

7. Реализовать принятое решение на практике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: