Возраст | Стадии профессионального становления | Способы профессионального самоопределения |
Дошкольное детство (до 7 лет) | Профессионально-ролевые игры | |
Младший школьный возраст (до 11 лет) | Профессиональные индукции | |
Подростковый возраст (до 1 5 лет) | Первичная амбивалентная оптация | Профессионально окрашенные фантазии.Романтически окрашенные профессиональные намерения |
Ранняя юность (до 1 8 лет) | Вторичная реалистическая оптация | Ситуативный выбор учебно-профессионального направления. Выбор профессионального образования и профессиональной подготовки |
Юность (до 23 лет) | Профессиональное образование и профессиональная подготовка | Самоопределение в учебно-профессиональном поле |
Молодость (до 27 лет) | Профессиональная адаптация. Первичная профессионализация | Кристаллизация профессиональной направленности. Самоопределение на конкретном рабочем посту |
Зрелость (до 33 лет) | Вторичная профессионализация | Самоопределение в профессии |
Зрелость (до 60 лет) | Профессиональное мастерство | Самоопределение в профессиональной культуре |
Пожилой возраст (до 75 лет) | Менторинг — наставничество | Самоопределение в общественно-полезной и семейно-бытовой жизни |
Проблемы профессионального самоопределения. Факторы, обусловливающие конфликты профессионального самоопределения.
|
|
Проблемы: - Отсутствие, неполнота или недостоверность информации о ситуации выбора. - Неумение систематизировать и использовать имеющуюся информацию. - Недостаточное знание требований рынка труда и конкретных профессий.- Недостаточное знание самого себя; заниженная самооценка, завышенный уровень притязаний; нарушения эмоционально-волевой и коммуникативной сферы; отсутствие мотивации к труду. - Социальная незрелость. - Отсутствие жизненных ценностей высшего порядка. - Несформированность навыков принятия решения, построения личного профплана. - Отсутствие навыков самостоятельного выполнения различных видов деятельно - Неуверенность в своих силах; тревога по поводу возможных неудач.