Сущность и характеристика закона учета системы потребностей

В социальных системах действует общий закон учета системы потребностей – индивидуальных, групповых, общефирменных и общественных. Действиями людей всегда движут потребности и интересы, ведущими из которых являются экономические и социальные – это обусловлено их природой и ролью в социально-экономической структуре мотивов жизнедеятельности человека.

Поведение человека определяется бесчисленным множеством мотивов. Понимание мотивов и потребностей, в свою очередь, дает ключ к объяснению всех видов организационной деятельности, прежде всего предпринимательства.

Существует множество теорий, объясняющих мотивации участников организации. Они разделяются на две группы:

содержательные теории мотивации (теория иерархии потребностей Маслоу, теория приобретенных потребностей Макклелланда, теория других факторов Герцберга, мотивационная система Мадсена и др.) в значительной мере сконцентрированы на анализе потребностей и их влиянии на мотивацию. Эти теории описывают структуру потребностей, их содержание, в них делается попытка ответить на вопрос о том, что внутри человека побуждает его к деятельности;

процессуальные теории мотивации (теория ожиданий, теория справедливости, модель Портера-Лоулера и др.) не оспаривают существование потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими. Поведение личности является также функцией восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного типа поведения.

Многие исследователи и практики (например, Макклеланд Д.) отмечают, что крайне важно знать, какие движущие силы определяют поведение индивидуума. Последний же действует в рамках некоторой организационной структуры, где личные мотивы должны идеально соответствовать работе, которую призван выполнять тот или иной человек.

Следует также учитывать, что набор, содержание потребностей, зависят также и от национальных особенностей, менталитета людей и даже географических условий.

Предприятие (организация) является самостоятельным хозяйствующим субъектом рынка, что объективно порождает у его коллектива свои экономические, социальные и иные потребности и интересы. Отдельные фирмы, исходя из функциональных видов деятельности, решают различные задачи с разной степенью сложности, трудоемкости и интенсивности. Все это создает различные потребности и интересы у различных групп коллектива. Поэтому система интересов и потребностей должна составлять основу механизма управления.

Управление, учитывающее многообразие совокупности индивидуальных, групповых и фирменных интересов является эффективным. Именно здесь лежит ключ к успешному предпринимательству.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: