Характеристика линейно-функциональной структуры управления

Линейно-функциональная структура управления (рис.4.3) основана на так называемом «шахтном» принципе построения и специализации управленческого процесса в зависимости от обязанностей, возложенных на заместителей руководителя – функциональных руководителей.

и
Руководитель
Функциональный рук-ль
ФР
ФР
и
и
и
и
и
и
и
и
функциональные
руководители)()()
Исполнители
Рис.4.3. Линейно-функциональная структура управления

К их числу относятся: коммерческий директор, заместители директора по кадрам, производству, руководители информационного отдела, отдела маркетинга и т.д.

При линейно-функциональной структуре линейные звенья управления призваны командовать, а функциональные – консультировать, помогать в разработке конкретных вопросов, как правило, они не имеют права самостоятельно отдавать распоряжения производственным подразделениям.

Децентрализация управления в рамках данной структуры приводит к тому, что разделение прав и ответственности дробится между разными органами, руководящими техническими разработками, закупкой сырья и материалов, производством, сбытом и т.д. Наиболее типичен такой процесс для предприятий, где устойчиво выпускается огромное количество однородных продуктов и экономия на масштабе производства значительна.

Линейно-функциональные структуры наиболее эффективны там, где аппарат управления выполняет рутинные, часто повторяющиеся функции и задачи. Но эти структуры не обладают достаточной гибкостью и адекватностью к быстроменяющейся внутренней и внешней среде.

С ростом размеров корпораций, расширением номенклатуры выпускаемых продуктов и рынков их сбыта функциональные структуры управления в силу разобщенности прав и ответственности по отдельным функциям теряют способность реагировать на происходящие изменения. В процессе управления возникают конфликты при выборе приоритетов, принятие решений задерживается, линии коммуникаций удлиняются, затрудняется осуществление контрольных функций. Комплекс проблем, связанных с использованием линейно-функциональных структур, особенно ощутим при наличии жесткой конкуренции, в отсутствии стабильного спроса на реализуемые товары, необходимости снижения затрат, мобилизации внутренних ресурсов на повышении эффективности работы организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: