Выбор наилучшей формы организационной деятельности и связанные с этим организационные проблемы волновали людей на протяжении всей истории существования человечества.
Организационная наука начала зарождаться в глубокой древности, прежде всего в виде организации управленческой деятельности.
Первые советы по управлению ученые обнаружили в хозяйственных и административных клинописных текстах древних шумеров, живших, по меньшей мере, за 3000 лет до н.э. в Южном Двуречье.
Советы по управлению можно найти в трудах ученых Древнего Египта. Например, Поучение Птаххотепа (2000-1500 лет до н.э.) содержит советы о необходимости внимательно выслушивать подчиненных и вникать в их проблемы.
Можно проследить различные организационные схемы управления, которыми пользовались человеческие сообщества в различные времена. Уже родовая и племенная организации руководствовались рядом принципов: участие в собраниях и свобода высказывания; избрание вождей, старейшин из наиболее опытных и уважаемых; запрет на наследование управленческой власти.
В античных рабовладельческих демократиях (афинская, римская – V-IV вв. до н.э.) сложилась довольно стройная организация. Первичной социально-экономической ячейкой были демы, то есть самоуправляемые сельские и городские общины, имеющие собственные собрания, финансы, суд, полицию. Ежегодно выбирались управляющие (демархи), которые представляли демы в органах местного и центрального управления (прототип представительной власти).
В Древней Греции сформировался авторитаризм - форма правления, при которой власть принадлежит привилегированному меньшинству. В древнегреческой Спарте существовала особая разновидность авторитаризма: во главе государства стояли два архонта. Их деятельность и деятельность других должностных лиц контролировали пять эфоров, назначавшиеся советом старейшин, 28 пожизненных членов совета избирались народным собранием. Совет мог принять неоспоримое решение о смещении архонта. Вместе с этим жизнь людей в Древней Спарте была жестко регламентирована и подчинена военной, по существу тоталитарной организации общества.
Целесообразность специализации трудовых процессов отразил в своих трактатах известный философ древней Греции Платон (примерно 400 лет до н.э.). В тот же период Сократ сформулировал принципы распределения функциональных обязанностей между исполнителями, подчеркивая необходимость контроля над исполнением указаний.
Широко известен труд узбекского государственного деятеля и поэта Алишера Навои. В 1500 году он издал философско-дидактическое сочинение о наилучшем устройстве человеческого общества.
Несмотря на то, что организация сопровождала человека с первых этапов его появления на Земле, все-таки как наука организация зарождалась у истоков мирового кооперативного движения.
Роберт Оуэн (1771–1858 гг.), провозвестник идей кооперации, противопоставлял «социальную систему» «индивидуалистической системе», которая явилась предтечей учения о кооперации. Оуэн ставил своей задачей пропагандирование кооперативного объединения рабочих. Он принимал самое деятельное участие в кооперативных конгрессах в Англии. На конгрессах решались практические вопросы новых форм организации труда, формулировались цели потребительского общества.
Мысли о кооперативном строительстве и кооперативной организации, на базе которых можно построить совершенно иной социальный мир, примерно в то же время не давали покоя еще одному великому утописту Шарлю Фурье
(1772–1837 гг.). Он сетовал на невероятный излишек посредников во всех отраслях торговли, что отвлекает в одной лишь Франции миллион жителей от деятельности в сельском хозяйстве и промышленности. Лекарством от этого зла являются ассоциации (коммунальные конторы), в которых не будет наемных рабочих. В место них – собственники и совладельцы, заинтересованные в производстве. Право собственности на все предметы – рудники, дома, заводы, суда, машины, капиталы – должно принадлежать тысячам товариществ, миллионам их членов, и чтобы право это покоилось не на принципе равенства, а на том факте, чтобы каждый чувствовал себя одновременно рабочим, собственником и потребителем в своем лице. Секрет примирения интересов лежит в создании товарищества.
Первым теоретиком кооперативного движения в современном смысле заслуженно считают одного из последователей Оуэна – Вильяма Кинга. В 1827 г. в Брайтоне его ученики организовали один из первых кооперативов. Посредством кооперации В. Кинг хотел изменить сами основы экономической жизни, освободить труд из того подчинения, в котором он находится у капитала. Не имея еще понятия о капитализме (этот термин появился позже), Кинг ясно представлял себе, что дальнейшее развитие экономической жизни в том же направлении, какое она приняла, неизбежно приведет большие массы населения к пролетаризации. Согласно взглядам Кинга сила рабочего класса заключается в его потребительской способности. Если бы рабочие объединились в товарищество для того, чтобы все необходимые им продукты получать из лавок, то они могли бы ежегодно накапливать очень значительные суммы, а затем – открывать фабрики, приобретать землю, становиться собственниками.
Толчком к активному развитию управленческой мысли послужила промышленная революция, начавшаяся в Европе с середины XVIII века. Она вызвала бурный рост промышленности, который привел к повсеместному использованию методов контроля качества и специализации производственных рабочих. Тогда же начала зарождаться организационная наука, известная нам
теперь как теория организации. Поначалу она основывалась на практических навыках построения и функционирования организации. В дальнейшем ученые стали не только обобщать сложившуюся практику, но и пытаться предлагать ей свои теоретические конструкции. Тем не менее, наука об организации носила сугубо прикладной характер и не имела общеметодологической основы.
В Европе организационная наука постепенно продвигалась «от общества как макроорганизации к организации как микрообществу». Подобный характер развития организационной мысли объясняется тем, что эта наука была напрямую востребована практикой развития индустриального рыночного производства и не предполагала отвлеченного теоретизирования.
Развитие североамериканской науки в этой области шло иначе. Американская теория организации и управления отличалась сугубо эмпирической ориентацией, основанной на анализе выполнения разных работ.
Исследования по теории организации стали проводиться на систематической основе с 1890 года. В рамках этих исследований были сформулированы принципы организации, создающие основу и критерии для формирования организационных структур, создания системы подразделений, определения управляемости и делегирования прав и ответственности и т.д.
Важнейшую роль в развитии организационной науки сыграли успехи естествознания конца XIX - начала XX веков, в результате которых произошел коренной переворот в мировой экономике. Эти успехи создали экономические и социальные предпосылки для научно-технической революции, вызвавшей коренное, качественное преобразование производительных сил на основе превращения организационной науки в ведущий фактор развития мировой экономики и общественного производства.