Сознание как отражение действительности. Материальная основа сознания

Сознание – это способность человеческой психики познавать окружающий мир, самоосознавать себя, вырабатывать эмоциональное отношение и осуществлять целенаправленную деятельность как практического, так и духовного характера.

Основной проблемой сознания в философии является вопрос его отношения к бытию. Этот вопрос имеет две стороны:

– онтологическую, в рамках которой решается вопрос первичности материи или сознания по отношению друг к другу, и

– гносеологическую, в рамках которой решается вопрос о принципиальной возможности познания мир.

Онтологическая сторона основного вопроса философии (первичность материи или сознания) решается следующими путями:

1. Материя первична, а сознание является лишь свойством высокоорганизованной материи (материализм).

2. Сознание существует независимо и от материального мира, и от человека, оно принадлежит Высшей Сущности (Нусу, Логосу, Богу, Абсолюту, Мировому Разуму, Абсолютному духу и т.д.). Сознание первично, потому что именно Высшая Сущность своим сознанием создает и организует мировой порядок, используя для этого материю как сырой материал (объективный идеализм).

3. Сознание формирует для человека мир через комплекс поставляемых самому себе ощущений, и поэтому активное индивидуальное сознание человека, обнаруживающее пассивную материю и представляющее её в осмысленно организованной форме, первично (субъективный идеализм).

4. Сознание существует отдельно от материи, а материя существует независимо от сознания, ничто из них не первично другому, но их взаимодействие определяет картину бытия (дуализм).

Гносеологическая сторона основного вопроса философии (познаваемость мира) решается двумя противоположными путями:

1. Мир познаваем.

2. Мир не познаваем.

Диалектический материализм исходит из первичности материи, т.е. С считает одним из свойств материи. Это наиболее сложное свойство, которое присуще не всей материи, а только наиболее развитым формам, только головному мозгу человека. Это свойство заключается в том, что центральная нервная система человека способна отражать воздействия внешнего мира специфически. С вторично по отношению к материи во временном аспекте (поскольку существовали материальные формы, первично не обладающие им, а оно появилось в результате развития). С вторично по отношению к головному мозгу (носителем С является не вся материя, а лишь головной мозг). С вторично по содержанию (как образ по отношению к предмету, который отображается). С объективно по содержанию (мысли обусловлены тем, что объективно), но С существует в конкретном человеке, т.е. субъективно по форме существования. С и материя противопоставляются при решении основного вопроса ф., за его пределами С неотделимо от материи. С нуждается в носителе, и его материальным носителем являются физиологические процессы в центральной нервной системе. Материальная основа С открыта в 19 в в учении Сеченова, Павлова о рефлекторной дуге. Результат работы мозга – мысли, но они не материальны. Мысли возникают на основе информации. Маркс: «световое воздействие вещи на зрительный нерв воспринимается не как субъективное раздражение зрительного нерва, а как объективная форма вещи, находящейся вне глаз». Поступающую информацию мышление перерабатывает. Но С не не пассивно воспринимает информацию, активность его заключается в выборе информации. Активность его проявляется в переработке информации, в творчестве, создании новой информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: