Модель ответа на вопросы (экзамен по “Экон. анализу» и АХД)

1 Анализ основных фондов предприятия

1. Формулировка основного вопроса

Основные фонды (средства) предприятия – это средства производства, которые переносят свою стоимость на производимый продукт не сразу, а по частям, по мере изнашивания. Это материально-техническая база производства (Здания, сооружения, оборудование, машины, транспортные средства).

2. Задачи анализа:

- определение обеспеченности ОС;

- установление причины изменения их уровня;

- расчет влияния на объем производства;

- изучение степени использования производственной мощности;

- выявление резервов повышения эффективности ОС.

3. Источники информации: бизнес-план предприятия, план технического развития, баланс производственной мощности, отчет о движении ОС, данные о переоценке ОС, инвентарные карточки учета ОС, и др.

4. Анализ начинается с изучения объема ОС, их динамики и структуры.

Структура: удельный вес каждого вида ОС в их общем объеме.

Динамика: определение абсолютных и относительных отклонений к базовому периоду или

последующих лет к предыдущему периоду.

5. Показатели, характеризующие использование ОС: Обобщающим показателем эффективности использования ОС явл. Фондоотдача = Объем выпуска продукции / Среднегодовая стоимостьОС; Фондоемкость – величина обратная фондоотдаче; Фондовооруженность = Среднегод стоимость ОС / Среднесписочная числ работающих, а также расчетные показатели, коэффициенты: К выбытия, К обновления, К износа, К замены.

Обеспеченность предприятия отдельными видами машин и оборудования, помещений устанавливается сравнением фактического их наличия с плановой потребностью, необходимой для выполнения плана по выпуску продукции.

2 Состав балансовой прибыли предприятия и ее анализ

1. Формулировка основного вопроса

Прибыль – это конечный результат деятельности предприятия. Балансовая прибыль – суммарная прибыль предприятия, полученная за определенный период от всех видов деятельности предприятия, зафиксированная в его бухгалтерском балансе в отчете о прибылях и убытках.

2. Задачи анализа:

- контроль за формирование финансовых результатов;

- определение влияние факторов на прибыль;

- оценка работы предприятия по увеличению прибыли и рентабельности;

разработка рекомендаций по использованию выявленных резервов;

3. Источники информации: данные аналитического и бухгалтерского учета, отчет о прибылях и убытках; отчет о движении капитала, приложение к балансу ф5, бизнес-план предприятия.

Общая сумма прибыли (балансовая прибыль) полученная предприятием за определенный период состоит из 1) прибыли от реализации продукции, услуг, выполненных работ, услуг 2) прибыли от прочей реализации 3) прибыли от внереализационных операций.

Прибыль от реализации – разность между суммой выручки от реализации и себестоимостью продукции.

Прибыль от прочей реализации – разность между рыночной ценой за проданное имущество и их первоначальной или остаточной стоимостью.

Прибыль от внереализационных операций – разность между доходами и расходами, по внереализационным операциям, не связанными с производством продукции.

Полученная предприятием балансовая прибыль распределяется между государством и предприятием.

После внесения в Федеральный бюджет, региональный и местные бюджеты налога на прибыль, в распоряжении остается чистая прибыль, кот. направляется в фонды накопления, потребления и резервный. Исходя из порядка формирования прибыли, ведется ее факторный анализ, оценка динамики показателей балансовой и чистой прибыли, степени влияния на финансовые результаты ряда факторов

В том числе роста (снижения) себестоимости, роста (снижения) объема реализации, повышения качества и ассортимента, анализ показателей рентабельности, выявление резервов увеличения прибыли.

4. Анализ финансовых результатов предприятия начинается с оценки динамики показателей балансовой и чистой прибыли за отчетный период. При этом сравниваются основные показатели за прошлый и отчетный периоды, рассчитываются отклонения от базовой величины показателя и выясняется, какие показатели оказали наибольшее влияние на балансовую и чистую прибыль.

5. Показатели: рентабельность – характ. прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в предприятие или иные финансовые операции. Рентабельность продаж, рентабельность имущества, рентабельность производства, рентабельность ОА и др. Рент.продаж: Рп=П/Объем продаж; Рпр-ва= П/Себ.продукции и Робор.активов = П / Средняя стоимость оборотн. активов и т.д.

Ответы на вопросы к ГОСэкзаменам по дисциплине «Финансовый менеджмент» (кратко). ЭиУ

1.Функции и элементы финансового менеджмента. Ф-я выступает в качестве части содержания управленческой деятельности, на которые она расчленяется по 2-м признакам: 1-логическая последовательность управленческих работ; 2- специфика объекта или отраслевая принадлежность. Ф. формируются в результате разделения труда в управлении, каждая Ф. характеризуется назначением, повторяемостью, однородностью содержания. Различают общие (базовые) и конкретные функции. Общие Ф.: целеполагание, планирование, организация, координирование,регулирование, мотивация, учет и анализ деятельности, контроль деятельности. Конкретные ф. присущи определенному объекту управления, а их объем, содержание и число зависят от величины предпр., вида его деят. и отраслевой принадлежности.

Содержание управленческой деятельности предполагает следующий состав Элементов системы ФМ:

Сфм = Цфм+Пфм+Ффм+Мфм+ОСфм+ПУфм+Тфм+Т*фм+Ифм, Ц-цели ФМ; П-принципы; Ф-функции;М-методы; ОС-организац. Структура; ПУ-персонал управления; Т и Т* -техника и технология; И-информация.

2.Техника, технология и информация в ФМ. Т ехника – компьютеры, сети Интернет, программные средства, микрокомпьютеры, пейджинговая и сотовая связь. Технические средства делятся на стационарные, передвижные и мобильные. ЭВМ объединяются в системы (корпоративные сети), оснащаются ЭВМ большой мощности (серверами) в крупных организациях. Технология – определяется степенью культуры управленч. Деятельности и деловыми возможностями организации.

Информация – знания, полученные в ходе анализа данных. Критерии И. – достоверность, своевременность, достаточность, значимость. Состав показателей Информ. Базы: 1-показатели, характ.общеэкономическое развитие страны; 2- показ., хар. отраслевую принадлежность предприятия; 3- хар. конъюнктуру финансового рынка; 4- формируемые из внутренних источников И. предприятия по данным учета.

3.Финансовое планирование и контроль в ФМ. ФП – составление комплексного плана деятельности и развития пред-я в стоимостном выражении для обеспечения успешной работы. На каждом предприятии планирование разное. Под ФП понимается что-то свое. Наиболее часто встречаются варианты: план доходов и расходов; план движения денежных средств, бизнес-план (средне- и долгосрочный) и др. Анализ «цели-план-факт» проводится на верхнем уровне руководства. Рассм. среднесрочные цели до одного года. Аналогичен и порядок рассмотрения долгосрочных целей. Предпр. самостоятельно разрабатывает схему бюджетирования, приемлемую только для них. ФП включает: план продаж, план производства, план закупок, план по труду, накладн. р-ды, поступления, платежи и сводный план. ФП делится на 3 вида: краткосрочное (1 неделя), среднесрочное (декада,месяц) и долгосрочное (кварт., полуг.,год). Недостатки в планир.: преобладает затратный механизм ценообразования; цена формируется без учета рыночных цен; отсутствует разделение затрат на постоянные и переменные; не проводится анализ безубыточности продаж и др. Контроль-(проверка) состояния наблюдаемого объекта. Фин. К – контроль над ведением финансовой документации, ее соответствие установленным нормам и правилам; за соблюдением законов и нормативных актов при осуществлении финансовых операций. ФК разделяют: предварительный, текущий и заключительный (все охарактериз.). Контроллинг – система постоянной оценки всех сторон деятельности пр-я, с точки зрения выполнения плана, выявление отклонений и принятие безотлагательных действий для достижения намеченных рубежей при любых изменениях хозяйственной ситуации. Опер. и стратег. контр.

4. Основные и оборотные активы. Управление активами. Активы – 1.- Совокупность имущества и денежных средств, принадлежащих предприятию. А, разделяются на материальные (здания, соор., маш.и оборудование, мат. Запасы и др.) и нематериальные (интеллектуальный продукт, патенты, лицензии, долговые обязательства, особые права на исп. ресурсов). 2 – часть бухгалтерского баланса, отражающая на отчетную дату основные и обор.ср-ва пр-я в денежном выражении, их состав и размещение; 3 – превышение доходов над расходами. Основные А - ср-ва пр-ва, кот. переносят свою стоимость на производимый продукт по частям, по мере снашивания при этом не изменяя своей натуральной формы (Здания, сооружения, транспортные средства, рабочие машины и оборудование и др.). Оборотные А – средства, потребляемые в каждом цикле производства, изменяя свою натуральную форму.(Сырье и матер., готовая продукция, НЗП, ДЗ, денежные ср-ва). Управление активами пр-я – деятельность фирмы по прибыльному размещению собственных и привлеченных средств. Различают управление текущими активами, управление оборотным капиталом, управление фиксир. Активами (осн. капиталом). В, основном, в ФМ рассматривают управление обор.А. Управление ОА – балансирование между рисками, т.к. рассматривают расходы и риски, связанные с недостатком и избытком ОА.

5. Управление оборотными активами. Политика управления ОА – определение их размера, состава и структуры. Сущ. 4 модели управления оборотными активами: идеальная- встречается очень редко, агрессивная – когда доля оборотных средств значит. выше основных; консервативная – когда вес текущих активов относительно низок; умеренная – компромисс между агрессивной и консервативной политикой. В этом случае все параметры (ликвидность, оборачиваемость) усреднены. Одним из элементов управления ОА является формирование управленческого баланса. Управление оборотными А включает выработку решений по использованию ОА, а также по их финансированию. Методы управления ОА: планирование ОА и движение денежных средств, формирование оптимального заказа ресурсов, управление ДЗ и КЗ и пр. Далее см. Управление запасами, ДЗ и управл. денежными активами. Все можно отнести сюда.

6.Управление запасами. Содержание политики…. Cуществует 2 системы управления запасами – система фиксированного количества и система с фиксированным временем. Система фик.кол., это когда решение о новом заказе формируется на основе данных о количестве продукции, находящейся в данный момент на складе плюс то количество продукции, которое было уже заказано прежде и готово к отправке. Здесь ведется постоянный учет запасов на складе. Когда уровень запасов падает до определенного уровня, установленного заранее, размещается новый заказ. Причем закладывается всегда одно и то же количество.

Система управления запасов с фиксированным временем - когда состояние склада готовой продукции отслеживается периодически, а не постоянно. Заказ размещается по необходимости. Контрольный уровень установлен таким образом, чтобы удовлетворить спрос до следующего срока анализа плюс время задержки поставки (т.е. времени пока заказ поступит на склад). Размер заказа зависит от того, сколько необходимо продукции, чтобы поднять уровень склада до контрольной точки. Размер запасов должен быть оптимальным, т.к. от этого зависят все конечные результаты предприятия. Эффективность управления запасами позволяет ускорить оборачиваемость капитала и повысить его доходность, уменьшить затраты на хранение. Контроль за движение запасов применяется с помощью АВС-анализа.А-наиболее дорогостоящие виды запасов; В- контролируемые 1 раз в месяц, менее дорогостоящие и С – контролируются 1 раз в квартал.

7. Дебиторская задолженность. Приемы управления ДЗ. ДЗ- это задолженность предприятий по счетам или платежам данному предприятию. В управлении ДЗ главным явл.: определение политики предоставления кредита покупателям; анализ и ранжирование покупателей в завис. от объемов закупок и предлагаемых условий оплаты, определение приемов ускорения востребования долгов; задание условий продажи и др. Получение платежей от дебиторов является одним из основных источников поступления средств на предприятие. Приемы управления ДЗ: обязательно нужно производить учет заказов, оформление счетов и установление характера ДЗ, проведение анализа АВС-дебиторов, анализ задолженности по видам продукции, оценку реальной стоимости ДЗ, определение конкретных размеров скидок при досрочной оплате, контроль за соотношением ДЗ и КЗ, оценка возможности продажи ДЗ.

8.Управление денежными потоками. Движение денежных средств (ДДС) – это не только движение наличных денег, а и движение прочих финансовых средств (ценных бумаг и пр.) Анализ ДДС решает задачи: прогнозирование ДДС, проверка реализуемости плана ДДС, контроль и корректировка финанс.плана. Процесс ДДС представляет собой денежный поток, который связывают с системой финансового «кровообращения», обеспечивающей жизнедеятельность организации. По направленности ДДС различают: положит.(приток) и отриц.(отток) ДС. По видам деятельности: ДС от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. По уровню достаточности объемов: избыточный и дефицитный. По непрерывности формирования: регулярный ДП, эпизодический ДП. По периоду времени: краткосрочный и долгосрочный. По видам валют: в нац. и иностр.валюте; По законности осущ.: легальный и нелегальный ДП. Управление ДП включает: учет ДДС, анализ (прямой и косвенный методы анализа), составление бюджета (кассовый бюджет и финансовый план).

9.Понятие цены капитала и расчет цены капитала. Цена капитала – это хар-ка расходов, которые предприятие должно выплачивать за использование того или иного источника финансирования. Цена капитала указ.в %. Если предприятие должно выплачивать опред.сумму в год за использование кредита, % отношения этой суммы к кредиту и будет ценой капитала. Для нормальной работы предприятия нужно, чтобы отдача от использ.кап-ла была больше, чем его цена. По-другому,значит, что пред-е должно получать больше, чем платить за привлекаемый К. Важно, чтобы доходы превышали расходы. Цена капитала опред. после налогообложения прибыли. Средн. Цена кап-ла = Сск*Wcк + Сзк*Wзк; С-ценакап-ла, W-доля кап-ла, ск, зк –собств.и заемн.кап-л. Далее цена заемного кап-ла рассчит. из цены капитала и КЗ и доли кредитов и КЗ. Аналогично рассчитывается цена кредитов и цена КЗ. Цена собств.кап-ла это стоимость, которую предприятие платит за его привлечение из разных источников или доходность предъявляемая собственниками. Оценка доходности: Сск= Д/Р + д, где Д-размер ожид. дивидендов, Р-рыночная цена акций, д - темп роста компании.

10. Оценка кризисного состояния предприятия. Кризисное состояние пред-я – это особая ситуация, кот. характеризуется повышенным риском банкротства, финансовой неустойчивостью пред-я. Дать оценку КС – это значит ответить на вопросы есть или отсутствует кризисная ситуация на пред-и, какова глубина кризиса и самое главное, изменить тип управления. Неуд. финансовое состояние, признаки приближения банкротства необходимо постоянно держать под контролем ФМ предприятия. Он должен обратить внимание на след.моменты: убытки от основной деят. пред-я; уменьшение поступления ДС, неспособность погасить срочные обязательства и др. Осн. признаком банкротства является неспособность пред-я обеспечить выполнение требований кредиторов в течение 3-х месяцев со дня наступления сроков их исполнения. В междун. практике для определения признаков банкротства используется формула Z-счета Альтмана. Кроме того определяют Кликв., Кобесп. СОС, Кутр.платеж. План чрезвычайных мероприятий по преодолению неплатежеспособности: смена руководства, изменение оргструктуры, усиленный маркетинг, перепрофилирование пр-ва, продажу части имущества, переориентация персонала, закрытие нерентаб. производств и др. Далее составляются планы финансового оздоровления, план финансирования (приток средств) и расчет ожидаемой эффективности.

Ответы к ГОСэкзаменам по предмету «Анализ ХД предприятия» (кратко). Э и У

1.Содержание, предмет и задачи ХД предприятия. Анализ – способ познания предметов и явлений окружающей среды, основанный на расчленении целого на составные части. Предметом АХД являются хоз. процессы и конечные результаты, складывающиеся под влиянием внешних (цены, ставки, тарифы) факторов и внутренних (умелое руководство коллективом, правильная организация пр-ва, экономики, финансов).Предмет опред. целями анализа, а цель зависит от использования результатов. Содержание АХД: исследование производственно-экономических вопросов, факторов и причин, их обуславливающих и оценка проявляющихся закономерностей; научное обоснование планирования и разработки нормативов; определение использования и эффективности ресурсов. Основные задачи АХД: диагностика финансового состояния, установление причин ухудшающих фин.состояние, оценка динамики и степени выполнения плана произ-ва и реализации продукции; поиск резервов улучшения произв. и финанс.состояния, его платежесп-ть и финансовая устойчивость; разработка рекомендаций направленных на более эффективное использование фин.ресурсов и укрепление фин.состояния; прогнозирование возможных финансовых рез. и разработка различных вариантов использования ресурсов. Виды анализа: оперативный, текущий, перспективный. Способы анализа: сравнение, группировка, индексный метод, метод цепных подстановок.

2. Анализ общего объема и структуры продукции. Промышленной продукцией считается прямой полезный результата деятельности пр-я, выраженный в форме продуктов и услуг. На стадии готовности продукта различают: готовые изделия, п/фабрикаты, НЗП. Система показателей объема производства включает: Товарную(ТП), валовую (ВП) и реализованную продукцию (РП). ТП-изготовленная и принятая ОТК продукция, предназначенная для реализации или стоимость услуг пром. характера. ВП – ТП +НЗП; РП – выручка от реализации, прод., отгруженная покупателям. Номенклатура и ассортимент. Для анализа опред. базисные темпы роста – это отношение объема пр-ва продукции каждого динамического ряда к 1 году дин. ряда, принятого за базу сравнения. Цепные индексы роста – это отношение показателя каждого последующего года к предыдущему. Источники информации: бизнес план пред-я, оперативные поаны-графики, отчетность формы 1-П годовая, ф2 отчет о прибылях и убытках, ведомость движения готовых изделий и др. Для оценки ВП,ТП,РП, используют стоимостные и натуральные показатели (шт.,тн,Гкал,ватт и др.) Анализ ассортимента базируется на изучении динамики и вып.плана по всему перечню изделий. Обобщающую хар-ку изменений в ассорт. Дает Кас=Объем про., зачтенный в плане по ассорт. / плановый объем производства (реализации) продукции.

3. Анализ состава и движения трудовых ресурсов. Основными факторами пр-ва на пред-ии явл. Средства труда, предметы труда и персонал (П) предприятия. П. пред-я – это совокупность физических лиц, связанных трудовым договором с предприятием как с юр.лицом, представляющая собой коллектив работников различных проф.-квалифик. групп. Именно кадры играют первостепенную роль в произв. процессе.Все работники пред-я классифицируются по ряду признаков. Весь персонал делится на промышл. и непромышленный. К ппп относят рабочих и служащих. В составе служ. выделяют руководителей и специалистов. Рабочие раздел. на основные и вспомогательные. В процессе анализа должна быть изучена структура персонала пред-я, характер ее изменения. Осн. задачи анализа: изучение обеспечения пред-я персоналом по количественным и качественным параметрам; определение изучения показателя текучести кадров; изучение использования фонда рабочего времени; оценка уровн производит. труда; изучение и использование фонда зарплаты. Источники инф: штатное расписание, стат.отчетность по труду и форма ПМ, данные табельного учета и отдела кадров. Планирование: числен. Рабочих - исходя из нормы трудоемкости и годового фонда рабочего времени. Численность служащих определяют по нормам управляемости – кол-ву подчиненных, которыми руков. может эффективно управлять. Числ. обслуживающего персонала опред. по нормам обслуживания или по рабочим местам (уборщики – по площади, охрана – по к-ву постов и др). Проводится анализ професс. и квалификационного уровня рабочих.

4. Анализ состава и динамики фонда заработной платы. Анализ использования персонала необх. рассматривать в тесной связи с оплатой труда. Приступая к анализу фонда заработной платы (ФЗП), нужно рассчитать абсолютное и относительное отклонение фактической его величины от плановой.

ФЗП абс=ФЗПфакт-ФЗПплан, относит.отклонение опред.как разность между факт.начисленной суммой з.пл и план.фондом, скорректированным на коэффициент выполнения плана по производству продукции.

ФЗП относит = ФЗПфакт - ФЗПскор = ФЗПфакт – (ФЗП перемен. план. Х Квып + ФЗП пост.план.). корректируется не весь фонд зараб. платы, а только переменная его часть (зпл по сдельным расценкам) Постоянная часть оплаты труда не изменяется при увеличении или спаде объема пр-ва. Проводится факторный анализ заработной платы: ФЗП=ЧР х ГЗП; ФЗП = ЧР х Д х ДЗП; ФЗП = ЧР хДхПхЧЗП; где ЧР-численность работников; ГЗП –среднегодовая зпл 1-го работника; Д-к-во дней отраб. 1-им работ. за год; ДЗП- среднедневная зарплата 1-го работника; П-продолжительность раб. дня; ЧЗП – часовая зпл 1-го работника. В процессе анализа устанавливают соответствие между темпами роста средней зпл и производит. труда. Нужно, чтобы темпы роста произв. труда опережали темпы роста зпл. Кроме этого, рассчитывают показатели, характер. Использование ФЗП на предпр.: зпл на 1 руб. выпускаемой продукции, прибыль от реализации на 1 руб. зарплаты, чистая прибыль на 1 руб. зпл. Анализ динамики ФЗП, ее доли в себестоимости, изучение факторов, опред. ее величину и поиск резервов экономии средств по ЗП имеют большое значение.

5. Анализ показателей эффективного использования основных пр-ных фондов (ОПФ). ОПФ - это средства труда, используемые в течение длительного времени. (здания, сооружения,оборуд., транспортные средства и др.). Задачами анализа ОПФ являются: опред. обеспеченности ОПФ и уровня их использования; установление причины изменения их уровня.; расчет влияния использования ОПФ на объем пр-ва; изучение степени использования пр-ной мощности предприятия и оборудования; выявление резервов повышения эффективности использования ОПФ. Ист. информации: бизнес-план предпр., план технического развития, баланс предпр., отчет о движении ОПФ, Баланс пр-ной мощности, карточки учета ОПФ, проектно-сметная документация и др. Анализ движения и технического состояния ОПФ включает след. показатели: Кобновления = Стоимость поступивших ОПФ / Ст-ть ОПФ на конец года; К выбытия = Ст-ть выбывших ОПФ / Ст-ть ОПФ на начало периода; Кликвидации = Ст-ть ликвидир. ОПФ / Ст-ть ОПФ на начало периода.

Кроме того, рассчитывают Кгодности, Кизноса, К замены. Показ. эффективного использования ОПФ явл. Фондоотдача, фондовооруженность, фондоемкость. Фотд=Объем выпуска прод./средняя ст-ть ОПФ; Фвоор.= Среднег. Ст-ть ОПФ / Среднесписочная числ. работающих; Фемк – вел-на обратная фондоотдаче.

6.Анализ структуры и динамики оборотных активов (ОА) предприятия. Структура ОА - это пропорции распределения ресурсов между отдельными элементами ОА. Значительную долю в ОА составляют: Запасы 30-40%, ДЗ – 40%, денежные срелства – 2%, прочие активы - 15-20%. Запасы- тов. находящиеся на складе или в цехах: сырье и материалы, готовая продукция на складе, НЗП. ДЗ-это задолженность покупателей данному пред-ю. Показатели ОА: Коборач = Выр. от реализ./ Среднюю вел-ну ОА.; Период оборота = Число дней в периоде / Коборач. Можно проанализировать период оборота на начало и конец периода, рассчитать и отметить есть изменение или нет. Анализируют также показатели периода оборота всех элементов ОА (Запасов, ДЗ, ДС, готовой продукции). Сопоставляют ДЗ и КЗ. Комплексную оценку эффективности использования ОА дает показатель рентабельности ОА, Его можно представить в виде произведения рентабельности продаж и оборачиваемости ОА. Рент. продаж х Обор.ОА = Рентабельность ОА.

7. Анализ показателей использования материальных ресурсов (МР). Задачи анализа МР - заключается в обосновании управленческих решений, обеспечивающих рациональное использование МР, снижение издержек, повышение рентабельности и создание возможности для роста производства. Поиск вариантов решения этих проблем составляет основное содержание анализа. Основные этапы анализа: 1-оценка эффективности использования МР; 2-оценка влияния эффективности использ. МР на величину матер. затрат; 3- анализ обеспеченности пред-я МР; 4- обоснование оптимальной потребности в МР; 5-анализ обоснованности норм расхода МР. Источники информации: формы затрат на пр-во, оперативные данные ОМТС, сведения бухучета о поступлении, расходовании и остатках МР, планы ОМТС, договоры на поставку сырья и материалов и др. Уровень обеспеченности МР опред. сравнением фактического количества закупленных сырья и мат. С их плановой потребностью. Значение придается выполнению плана по срокам поставки МР. Уделяется внимание состоянию складских запасов МР. Разл.запасы текущие, сезонные и страховые. Запасы МР = Ип х Рсут, где Ип – интервал поставки в днях; Рсут-суточный расход МР.Осн. показатели: прибыль на 1 руб.МР, материалоотдача = ст-ть продукции / МР; материалоемкость- обратная материалоотдаче, удельный вес МР в себестоимости продукции, Кисп. МР.= МРфакт / МРплан.

8. Анализ дебиторской задолженности и запасов МР. ДЗ – задолженность предприятий по счетам или платежам данному предприятию. Их называют дебиторами. ДЗ характеризует отвлечение средств из оборота данного предприятия и использование их дебиторами. В практике различают нормальную и просроченную ДЗ. Анализ ДЗ проводится по срокам возникновения, кот.позволяет оценить эффект и сбалансированность политики кредита и предоставление скидок. Для анализа составляют таблицу, кот. называется взвешенное старение счетов-дебиторов, в кот. классифицируется ДЗ по суммам задолженности и периодам возникновения ДЗ; от 0-30дн, 30-60 дн., 60-90 и т.д. затем пред-е определяет как срочно вернуть долги, позволяет сделать прогноз поступлений средств. Показат: Оборач. ДЗ= Выр.отреализ./СредняяДЗ,

ПериодДЗ= Длительность периода/Оборач. ДЗ и доля ДЗ в общем объеме ОА.= ДЗ /ОА. Запасы воздействуют на все сферы деят.предприятия, а особенно на производство, маркетинг, финансы. (см. п.7) З. включают: сырье и матер., НЗП и готовую продукцию. Цель создания запасов – образование определенного буфера между последов. поставками материалов для бесперебойной работы пред-я. Расходование материалов из запаса обычно определяется спросом или скоростью их использования. Показатели те же, что и по ДЗ. Оборач.З. = Выр. от реализ./ Среднюю стоим.З. и т.д.

9. Анализ структуры затрат на производство и реализацию продукции. С-сть продукции –это затраты пред-я на изготовление и реализацию прод., выраженные в денежной форме. Анализ имеет большое значение в системе управления затратами. Он позволяет выяснить изменение данного показателя, выполнение плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост, установить резервы и дать оценку работы предприятия по снижению с-сти продукции. Ист. информации: данные стат.отчетности, плановые и отчетные калькуляции с-сти прод., данные учета затрат по отдельным производствам и т.д. Задачи анализа: выявит соотношение между отдельными видами затрат, степень их влияния на уровень с-сти и рентабельности. Группируются затраты по 2-м признакам: по элементам затрат и по статьям калькуляции. Анализ затрат по элементам необходим для составления сметы затрат в целом по предприятию и по отдельным элементам. По статьям кальк. Группировка затрат позволяет проводить подробный анализ затрат по их видам, определять план. и факт. С-сть и рент. отдельных видов продукции.

Показатели: затраты на 1 руб. выпускаемой прод.(с-сть / выр. от реал.), прибыль (реал.- с-сть), цену (с-сть +приб.) Кроме того, затраты делятся на постоянные, условно-постоянные (не зависят от объема пр-ва) и переменные условно-переменные (с изменением объема пр-ва сниж. или растут).

10. Анализ себестоимости отдельных видов продукции и пути снижения с-сти. Расчет с-сти отдельных видов продукции или единицы прод. наз. калькуляцией. Кальк. – это способ группировки затрат по статьям расходов. Кальк. Бывает сметная, плановая и нормативная. По способу отнесения затрат на с-сть продукции в калькуляции разделяют затраты прямые и косвенные. Прямые – это расх., кот. относятся на конкретный вид продукции, работы, услуги. Это затр.на сырье и материалы, топливо, энергия, зпл произв. рабочих. Косвенные – не имеющие прямой связи с конкретным видом продукции, и относятся к нескольким объектам затрат. Это затраты на обслуживание, управление. В связи с технологическим процессом затраты делятся на основные и накладные. Основные – затраты, связ. с техпроцессом произ-ва продукции. Это произв.себестоимость. Накладные – связаны с управлением пред-я и его обслуживанием. Это коммерческие и общехозяйственные расходы. Пути снижения затрат: разраб.мероприятия по снижению затрат, предусматривающие снижение по каждому виду затрат, сырье и матер., топливу, электроэнергии (режим экономии), транспортным расходам, затратам на 1 руб. выпуск.продукции. Мероприятия утвержд.и ставятся на контроль, проверяются ежемесячно на комиссии по экономии средств и снижению затрат.

11. Анализ финансовых результатов от реализации продукции, работ, услуг. Финансовый результат – это прибыль полученная предприятием. Приб. –это чистый доход. След., анализ фин. результатов – это анализ формирования прибыли. Общая сумма прибыли состоит: прибыль от реализ. прод.; прибыли от прочей реализации; прибыль от внереализационных операций. Полученная предприятием прибыль распределяется между гос-вом и пред-ем. После внесения в бюджет налога на прибыль, в распоряжении предприятия остается чистая прибыль, которая направляется в фонды накопления, потребления и резервный. Анализ фин. результ. начинается с оценки динамики показателей балансовой и чистой прибыли за отчетный период. При этом сравниваются основные показатели за прошлый и отчетный периоды, рассчитываются отклонения от базовой величины и выясняют какие показатели оказали наибольшее влияние на балансовую и чистую прибыль. Прибыль зависит от 4-х факторов: объема реализации прод.; структуры продаж; себестоимости единицы продукции или услуг; уровня среднереализационных цен. Важнейшим показателем является рентабельность, кот характеризует прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в хозяйственные или финансовые операции. Рассчитывают рентаб. Имущества предприятия, рентабельность реализованной продукции, рент.оборотных средств и др.

12. Анализ взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли предприятия. Объем продаж предприятия представляет собой реализованную продукцию в стоимостном выражении и оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли. Если же продукция убыточна, то при увеличении объема продаж происходит уменьшение суммы прибыли. Структура продаж также может оказывать как положит., так и отриц. влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рент. видов продукции в общем объеме продаж, то сумма прибыли возрастет. И, наоборот при увеличении уд.веса убыточной или низкорент. продукции общая сумма прибыли уменьшится. Реализ. – с-сть прод.= прибыль, т.е. если с-сть выше реализ, то будет убыток. Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно-пропорциональной зависимости: снижение с-сти приводит к росту прибыли и наоборот. Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорц.зависимости: при увеличении отпускных цен сумма прибыли возрастает, и наоборот. Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли выполняют при помощи факторного анализа способом цепной подстановки. Сначала находят сумму прибыли при объеме продаж отчетного периода и базовой величине остальных факторов. Затем определяют сумму прибыли при объеме и структуре отчетного периода, но при базовой себестоимости и отпускных ценах.

13. Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия. Ликвидность – эффективность, действенность, подвижность, мобильность активов. Ликвидные активы, это легкореализуемые средства.К ним относятся: денежные средства в кассе и на расч.счете, ден.документы, переводы в пути, краткосрочные фин.вложения и краткосрочная ДЗ. Одним из показателей, характеризующих финансовое положение предприятия является платежеспособность, т.е. возможность наличными ден.средствами своевременно погашать свои платежные обязательства. Однако платеж-сть по балансу осуществляется на основе ликвидности ОА, кот. поределяется временем, необходимым для превращения их в денежные средства. Чем меньше требуется времени для превращения данного актива в деньги, тем выше его ликвидность. Понятие ликв. и платеж-сти очень близки, но ликвидность более емкое. От степени ликв.зависит его платежес-сть. Анализ ликв. баланса закл. в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убыв.ликвидности, с краткосрочными обязаткльствами по пассиву, кот.группируются по степени срочности их погашения.

А1,А2,А3,А4 и П1 П2 П3 П4, Баланс считается абсолютно ликв., если А1>П1, А2>П2, А3>П3, А4<П4 Кроме этих показ. Рассчитывают Кабс.ликв. = ДС/Сумма краткоср.О; Кбыст.ликв= ДС+КФВ+КДЗ/сумма крат.О;

Ктек.ликв. = ОА/ Сумма краткоср О. Если пред-е неплатеж., то Квп = Ктл+6/Т (Ктл1-Ктл0) / Ктл норм

14. Анализ показателей рентабельности (Р) предприятия. Важн. Показателем, отражающим конечные результаты деят.пред-я является Р., кот.характеризует прибыль, получаемую с каждого рубля средств, вложенных в предприятие или иные фин.операции. С помощью рентабельности определяется цена на единицу продукции: полную себестоимость изделия умножаем на % рентабельности и полученную сумму прибыли прибавляем к полн. Себестоимости, получим оптовую цену предприятия. Сущ. система показателей Р.: Рент. продукции – П от реал./ Выручка от реализации; Р. производства = Прибыль

балансовая/ Себестоимость прод.; Р. имущества активов пред-я= Чистая прибыль / Средняя стоимость имущества; Р. Внеоборотных активов = Чистая прибыль / Средняя стоимость ВА; Р. Обор.А = ЧП/Средняя ст-ть Обор.А; Р. Собств.капитала = ЧП / Ст-сть собств.капитала; Рент. реализ. Прод. = ЧП/ Выручка от реализации. С помощью перечисленных показателей рентабельности можно проанализировать эффективность использования активов предприятия, т.е. финансовую отдачу от вложенных капиталов.

15. Оценка финансового состояния (ФСП) неплатежеспособных предприятий. Финансовое состояние пред-я может быть устойчивым, неустойчивым (предкризисным) и кризисным. Основные задачи анализа ФСП: 1. Своевременная и объективная диагностика ФСП; 2. Поиск резервов улучшения ФСП, его платежеспособности и финансовой устойчивости; 3. Разработка конкретных рекомендаций, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление ФСП; 4. Прогнозирование возможных фин. результатов и разработка ФСП при разнообразных вариантах использования ресурсов. Анализ ФСП делится на внешний и внутренний. Внутр.- процесс исслед.и использования капитала с целью укрепления ФСП; Внешний – процесс исследования ФСП с целью прогнозирования степени риска инвестирования капитала и уровня его доходности. В процессе анализа и оценки ФСП необходимо: изучить состав, структуру и динамику источников формирования капитала пр-я; установить факторы изменения его величины; определить стоимость отдельных источников привлечения капитала и его цену, а также факторы изменения цены; оценить уровень финансового риска (соотношение СК и ЗК); оценить произошедшие изменения в пассиве баланса с точки зрения повышения фин.устойчивости пред-я.; обосновать оптимальный вариант соотношения собственного и заемного капитала.

16.Анализ собственного капитала (СК) предприятия. Капитал – это средства, которыми располагает субъект хозяйствования для осуществления своей деятельности с целью получения прибыли. Формируется капитал пр-я за счет собственных (внутренних) источников и за счет заемных(внешних) источников. Основным источником финансирования является собственный капитал. В его состав входят: уставный капитал, накопленный капитал (резервный и добавленный, фонд социальной сферы, нераспределенная прибыль) и прочие поступления (целевое финансирование, благотворительные пожертвования и др.). Уставный кап-л – сумма средств учредителей для обеспечения уставной деятельности. Добавочный капитал – образуется в результате переоценки имущества или продажи акций выше их номинальной стоимости. Резервный капитал – создается в соответствии с законодательством или в соответствии с учредительными документами пред-я. Нераспред. прибыль – отражается в балансе накопительным итогом с начала года. Основным источником пополнения СК является прибыль предприятия. Если предприятие убыточное, то СК уменьшается на сумму полученных убытков. СК является основой самостоятельности и независимости. Его особенность в том, что он инвестируется на долгосрочной основе и подвергается наибольшему риску. Чем выше его доля в общей сумме капитала и меньше сумма заемных средств, тем выше защита от кредиторов, от убытков, и риска потери капиталов. От оптимального соотношения СК и ЗК во многом зависит финансовое положение пр-я и его устойчивость. В процессе анализа изучается динамика данных источников капитала и их структура.

17. Анализ показателей финансовой устойчивости предприятия. Финансовое состояние пред-я, его устойчивость зависит от оптимальной структуры источников капитала. Соотношение собственных и заемных средств) и структуры активов пред-я, соотношения основных и оборотных средств, а также от уровновешенности активов и пассивов пред-я. Для оценки степени финансовой устойчивости и финансового риска рассчитывают след. показатели: коэффициент автономии – уд.вес СК в общем итоге баланса; коэффициент финансовой зависимости – доля ЗК в общем итоге баланса; Ктекущей задолженности – отношение краткосрочных фин.обяз. к общему итогу баланса; Кплатежеспособности – отношение СК к ЗК; К финансового левериджа (риска) – отношение ЗК к СК. Чем выше уровень первого, четвертого и пятого показателей и ниже второго, третьего и шестого, тем устойчивее ФСП. Финансовая устойчивость пред-я зависит от того, насколько оптимально сочетаются отдельные виды активов баланса, в частности основной и оборотный капитал, а соответственно постоянные и переменные издержки пред-я. Для этого определяютя безубыточный объем продаж и запас финансовой устойчивости ЗФУ. Опр. След.образом:

VРП крит. = А / р-в, где А – сумма постоянных затрат; в-переменные затраты на ед. продукции; р –цена ед.

ЗФУ = VРП – VРПкрит / VРП х 100%, где VРП – физический объем продукции.

18. Анализ движения денежных средств предприятия. Непрерывный процесс движения денежных средств (ДДС) во времени представляет собой денежный поток, который образно сравнивают с ситемой финансововго кровообращения, обеспечивающий жизнеспособность организации. Выделяют движение денежных средств: 1- по направленности –положительный (приток) и отрицательный (отток); 2- по методу исчисления объема – валовой ДП, чистый денежный поток; 3 - по видам деятельности – ДП от оперативной деятельности, ДП от инвестиционной деятельности, ДП от финансовой деятельности; 4 – по уровню достаточности объема – избыточный ДП, дефицитный ДП; 5 – по непрерывности формирования: регулярный и дискретный (эпизодический) ДП; 6 – По периоду времени: краткосрочный ДП (до года), долгосрочный (свыше года); 7 – по видам использования валют (в нац. и в иностранной валюте); 8 – по законности осущ.: легальный ДП и нелегальный ДП. Источники инф.; Отчет о ДДС, бухгалтерский баланс, прилож. к балансу данные аналитического и бухг. учета по счетам ДС. Основная цель анализа ДДС – выявить уровень достаточности ДС, необходимых для нормальной работы пред-я. Кроме того, определять эффективность их использования в процессе оперативной, инвестиционной и финансовой деятельности; изучить факторы и спрогнозировать сбалансированность и синхронизацию притока и оттока ДС по объему и времени для обеспечения текущей и перспективной платежеспособности предприятия.

19. Основные источники информации для анализа финансового состояния. Бух.баланс. Финансовое состояние пред-я характеризуется системой показателей, отражающих состояние капитала в процессе его кругооборота и способность пред-я финансировать свою деятельность. См. п.15. Основные источники информации: бух.баланс ф№1, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении ДС, приложение к балансу ф№5 и др. формы отчетности, данные первичного учета, кот. детализируют и расшифровывают отдельные статьи баланса. Бухгалтерский баланс – обобщенная модель, отражающая источники привлечения денег для бизнеса и их использование. Баланс составляется ради того, чтобы изучить степень риска вложения капитала и шансы пред-я на получение прибыли. По своей форме баланс предст. собой таблицу в которой, в активе отражаютя средства предприятия, в другой (пассиве) – источники их образования. Средства в активе баланса группируются по 2-м разделам: в 1- долгосрочные (внеоборотные) активы, основные средства и нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения, незаверш.строительство. Во 2-м разделе – оборотные средства к кот. относятся: запасы сырья и материалов, НЗП, готовой продукции, все виды ДЗ, ДС и прочие активы. Пассив баланса представлен тремя разделами: 3 – капитал и резервы, 4 – долгосрочные обязательства и 5 – краткосрочные обязательства и кредиторская задолженность. Руководство предприятия должно иметь четкое представление за счет каких источников и ресурсов оно буде осуществлять свою деятельность, и в какие сферы вкладывать свой капитал. Поэтому анализ источников формирования и размещения капитала имеет большое значение.

20. Анализ финансового состояния предприятия.(ФСП). ФСП может быть устойчивым, неустойчивым (предкризисным) и кризисным. Основные задачи анализа: Своевременная и объективная диагностика ФСП; поиск резервов улучшения ФСП, его платежеспособности и финансовой устойчивости; разработка конкретных рекомендаций, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление ФСП; прогнозирование возможных финансовых результатов и разработка моделей ФСП. Анализ ФСП делится на внутренний и внешний. Внутренний – процесс исследования механизма формирования, размещения и использования капитала с целью поиска резервов укрепления ФСП, повышения доходности и наращивания собственного капитала пред-я. Внешний – процесс исследования ФС пред-я с целью прогнозирования степени риска инвестирования капитала и уровня его доходности. Осн. источники информации: бухг.баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о ДДС, приложения к балансу и др. виды отчетности. В процессе анализа необходимо: 1. – изучить состав, структуру и динамику источников формир. капитала пред-я. 2 – установить факторы изменения его величины; 3 – определить стоимость отдельных источников привлечения капитала и его цену, а также факторы изменения цены; 4 – оценить уровень финансового риска (соотношение СК и ЗК); 5 – оценить произошедшие изменения в пассиве баланса с точки зрения повышение уровня финансовой устойчивости предприятия; 6 – Обосновать оптимальный вариант соотношения собственного и заемного капитала.

Ответы к Госэкзаменам по предмету “Экономика организации» (кратко) Э и У

1.Сущность, состав, структура и методы оценки основных фондов (ОФ). Для осуществления производствен.процесса необходимо взаимодействие 2-х факторов-средства производства и рабочей силы. Ср-ва пр-ва разделяются на «средства труда» (машины, оборудование, сооруж. и т.д.), и предметы труда (сырье, материалы). Выраженные в денежной форме ср-ва производства являются «произв.фондами.» Пр-ные фонды сущ. как «основные и оборотные». В основе этого деления лежит различие в функционировании, способах перенесения стоимости на готовый продукт и характере производства. Осн. фонды – это ср-ва труда, кот. вовлечены в произв. процесс, функц.во многих производственных циклах, сохраняя при этом свою натур.форму и переносят свою ст-ть на производимый продукт по частям, по мере изнашивания. Осн. фонды неоднородны и вкл. активные и пассивные средства труда, вып. различные функции в произв.процессе. Активные-машины,агрегаты и др., пассивные-здания, дороги, сил.установки. Разделяют еще на производственные (пр-ные здания, сооружения, трансп.средства) и непроизводственные (жилые дома, дома отдыха и др.) По принадлежности – арендованные и собственные. Учет и планирование осн. фондов осущ. в натуральном и денежном выражении.Сущ. след. виды оценок ОФ: полная и остаточная балансовая ст-ть, полная и остаточная восстановительная ст-ть. Полная ст-ть (первонач.) формируется в момент вступления объекта в эксплуатацию. Восстан. ст-ть: ОФ в процессе использования изнашиваются. Первонач. стоимость за вычетом суммы износаназ. остаточн. ст-тью. Восстановительная стоимость ОФ за минусом износа наз.остаточной восст. стоимостью.

2. Износ и амортизация основных фондов. ОФ подвергаются износу двоякого рода – физическому (материальному) и моральному (экономическому). Физ. Износ проявляется в постоянной утрате технико-экономических свойств и, след. в утрате потребительной стоимости, которая по мере использования переносится на готовый продукт. Сущ.2 метода определения физ.износа ОФ: по срокам службы и их техническому состоянию. Физ. Износ опред. по ф-ле: Иф = Тф / Тн (100-Л)%;, где Иф - износ физ.,%; Тф,Тн – фактический и нормативный сроки службы объекта; Л- ликвидационная ст-ть объекта. Моральный износ –это преждевременное, до окончания нормативного срока физ.износа, отставание оборудования по своим характеристикам от нового оборуд. Разл.2 формы мор.износа – 1- уменьшение ст-ти ОФ вследствие сокращения необходимых затрат труда на их воспроизводство. 2- уменьшение эффективности ОФ в результате внедрения новых, более прогрессивных ОФ. Восстановление ОФ может быть полным и частичным. Полное осущ. путем замены изношенного, частичное- путем замены отд. деталей и узлов посредством ремонта. А мортизация – процесс накопления денежных средств для возмещения выбывших ОФ на протяжении всего срока их функционирования. Накопл. Достигается за счет включения в издержки пр-ва сумм амортизационных отчислений. Все имущ., подлежащее амортизации делится на 4 категории: здания, сооруж.; автотранспорт, оборуд. Контор и мебель; энергетич. и материальные активы, не вкл.в 1 группу; нематериальные активы. Определены годовые нормы амортизации для этих категорий. Расчет аморт.отчислений производится путем умножения суммарной стоимости имущества, отнесенного к соответст.категории, на указанную норму А. Применяют еще ускоренную А.

3. Общие и частные показатели использования ОПФ. Для оценки уровня использования ОФ применяется система показателей. Обобщающим показателем является «фондоотдача». Показатель обратный фондоотдаче явл. фондоемкость. К обобщающ. Показателям относится и фондовооруженность, кот. определяется как отношение среднегодовой стоимости ОФ к среднегодовой численности персонала.

См. Модель ответов на вопросы. Показатели ОФ.

4.Понятие, сущность, состав и структура оборотных средств. Оборотные фонды(средства) – это предметы труда, которые целиком потребляются в однократном процессе производства, изменяют свою натуральную форму, полностью переносят свою стоимость на готовый продукт и стоимость которых возмещается после каждого произв. цикла. ОС- ресурсы, используемые предприятием для создания производственных запасов, авансирования затрат в процессе производства и реализации продукции.ОС делятся на оборотные фонды и фонды обращения. ОФ включают ту часть средств производства, кот. образуют предметы труда (произв. запасы, незаверш. пр-во(НЗП) и расходы будущих периодов). Запасы-это предметы труда, кот. еще не вступили в произв. процесс, на находятся на предприятиив определенном размере (сырье и матер.; покупные полуфабрикаты, топливо и горючее, инструмент и др). НЗП – это продукция, не законченная обработкой в данном цехе или участке; Расх. буд. Периодов – затраты, связанные с перспективной подготовкой пр-ва новых видов продукции и их освоением. Фонды обращения – изгот. продукция и имеющиеся в распоряжении денежные средства. ФО можно разложить на элементы: готовая продукция на складе пред-я,, отгруженная, но не оплаченная продукция, денежные средства на счетах в банке, ценных бумагах, аккредитивах), денежные средства пр-я в кассе и в расчетах (дебиторская задолженность). Источники формирования ОС: уставный фонд, прибыль, привлеченные средства.

6. Показатели и пути улучшения использования оборотных средств. Оборачиваемость ОС- Оборач. определяется для того, чтобы проанализировать использование оборотных средств, проанализ. финансовое положение предприятия, его платежеспособность и ликвидность. А финн. положение пред-я зависит от того, насколько средства, вложенные в текущие активы превращаются в реальные деньги.Для вычисления коэфф. оборачиваемости текущих активов исп. ф-ла: Коб= Выр. от реализации / средняя вел-на текущих активов. Кроме того, используют производный показатель – период оборота в днях:Поб= Число дней в периоде / Коб.

Таким же образом рассчитывают Коб и Поб и по остальным позициям ОС: запасам, ДЗ, ДС. Для ускорения оборачиваемости необходимо выявить по каким видам ОС (ДЗ,материалам, ДС) низкая оборачиваемость рассчитав вышеуказ. показатели, а затем для выявления причин этого снижения рассчитать рентабельность текущих активов, кот. опред.след.образом: Рта = рентаб. Продаж / оборач. текущих активов.

7. Понятие издержек и себестоимость предприятия, пути снижения себестоимости. Себестоимость продукции-это затраты предприятия на пр-во и реализацию продукции, выраженные в денежной форме. Это важнейший показатель экон.эффективности производства. В ней отражаются все стороны деятельности предприятия, аккумулируются результаты использования всех произв.ресурсов. Классификация затрат: по экономическим элементам и статьям калькуляции. По эк.эл-там: материальные затраты, затраты на оплату труда с отч.на соц.нужды (ФСоц.Страх., Пенс.Фонд, ФМед.страхов.), амортизация и прочие затраты. По статьям калькуляц.: сырье и основные матер.; топливо и энергия; основная и доп. зараб.плата с отчислениями; расходы на подготовку и освоения производства;расходы на содерж.и эксплуатацию оборудования; цеховые расходы; общезаводские расходы и внепроизводственные расходы (коммерческие).По способу отнесения затрат на с-сть прод. затраты дел. на прямые и косвенные. Прямые-относимые на конкретный вид продукции; косвенные- относимые на несколько объектов затрат. К ним относят затраты на управление и обслуживание предприятия. В связи с техн.процессом затраты делятся на основные и накладные. Основные- связ. с технол.процессом пр-ва.(сырье и матер., з.плата осн.рабочих, расх. на содерж.оборудования и др.). Накладные – связ. с управлением предприятия(общехозяйственные и коммерческие р-ды). Пути снижения себестоимости: обяз.планирование для контроля за сметой затрат, увеличение производства продукции, изменение структуры продукции (выпуск менее затратных изделий), контроль за уровнем переменных затрат на единицу продукции, уменьшение размера постоянных расходов.

8. Понятие прибыли, виды прибыли и механизм ее распределения. Прибыль –это доход пред-я и выступает как превышение доходов от продажи товаров (услуг) над производственными затратами. Прибыль выполняет 2 важнейшие функции: 1-характеризует конечные финансовые результаты пред-я; 2 – является главным источником финансирования затрат на производственное и социальное развитие предприятия. Основной принцип работы пред-я состоит в стремлении к максимизации прибыли. По этой причине прибыль выступает основным показателем эффективности производства. П = Д – И п-прибыль; Д-доходы; И – издержки пр-ва. Сущ. Валовая прибыль (балансовая), Прибыль от реализации, чистая прибыль. Валовая = Прп +Прф+Пвн, где Прп- прибыль от реализ. прод, Прф – прибыль от реализ. основных фондов и др. имущества; Пвн – прибыль от внереализационных операций. Прибыль от реализации = Вд – НДС – А – И, где Вд – выручка от реализации (валовый доход), НДС-налог на добавленную ст-ть, А – акцизы, И – затраты на пр-во (издержки). Чистая прибыль – приб. остающаяся в полном распоряжении пред-я после уплаты налогов и обязательных платежей. Рентабельность – показатель эффективности единовременных и текущих затрат, отношение прибыли к единовременным и текущим затратам. Различают рентабельность производства и рентабельность продукции. Ро (рент. пр-ва) – отношение годовой прибыли (балансовой) к среднегодовой стоимости ОФ и сумме оборотных средств. Ро=(Пб / Фо+Фоб)* 100%; Рп – отношение прибыли от реализ. продукции к себестоимости продукции. Рп =(Пп / Сп) *100%.

9.Понятие отрасли, структура и экономическая классификация отраслей промышленности. Отрасль – этооднородные хозяйственные единицы с особыми условиями функционирования в системе общественного разделения труда. В рыночной экономике выделяют два разных сектора: государственный и частный. Отраслевая структура представляет собой совокупность отраслей. Кроме того, выделяются отрасли материального производства (промышленность, сельское хозяйство) и непроизводственная сфера. Группа предприятий, для которой характерно единство назначения производимой продукции, однородность используемых ресурсов и технологии, образует соответствующую отрасль в рамках национальной экономики. Например, в рамках легкой промышленности выделяются пищевая, обувная, текстильная промышленность и т.п. Для учета результатов функционирования экономики применяется группировка по отраслям и секторам. Территориальная структура обусловливает деление на экономические районы, т.е. деление на области, районы и т.п. Территориальная структура предполагает определенную связь отраслей и предприятий с источниками сырья, энергии, рынками сбыта, наличием трудовых ресурсов.

Отрасли классифицируются следующим образом: производящие товары и рыночные услуги; производящие нерыночные услуги на базе гос.учреждений; производящие нерыночные услуги частных некоммерческих организаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: