То же самое можно сказать и о составлении плана. Иногда это может выделяться, как у животных, в исследование пути от исходной точки до конечного объекта. Это может как бы непосредственно открываться в поле зрения. Но все-таки нужно выделить этот путь, наметить его. А тогда это вырастает в целую задачу планируемых действий. Значит, каждая из этих задач может принимать разную форму и разрастаться более или менее, но всегда есть четыре задачи, которые все в целом в конце концов служат задаче обеспечения успешного действия.
Очень важно проследить в развернутом виде, как происходит формирование ориентировочной основы — этого процесса ориентировки и как меняется этот процесс в связи с формированием того действия, которое он обслуживает. Мы проследили один случай такого формирования — помните? — формирования умственного действия. Этот-то процесс для нас наиболее выгодный в том смысле, что здесь это действие целиком, в обеих своих частях — и в ориентировке, и в исполнительной части — переносится в умственный план. И там претерпевает своеобразные преобразования, благодаря которым приобретает особые свойства. Для нас очень важно то, что, зная эти этапы формирования и те изменения, которым должно подвергнуться действие на каждом из этапов, мы потом можем использовать шкалу поэтапного формирования в обратном порядке для диагностики недостатков сложившихся действий и для прицельной коррекции, т. е не просто для повторения, которое должно что-то улучшить, а для изменения тех компонентов ориентировочной и исполнительной части, которые неудачно сложились в процессе своего формирования, происходившем бесконтрольно или при недостаточном контроле Кроме того,-это очень важно во всех тех случаях, когда нам приходится или формировать действие в совершенно новой часги, потому что только строгое следование этой шкале может обеспечить успешное формирование мышления в этой новой области, или когда нам приходится переучиваться, что делается очень часто, потому что к тому времени, когда перед нами возникает задача какой-нибудь специальной деятельности, мы уже отягощены многими навыками и умениями, сформированными стихийно
|
|
Теперь очень важное в философском смысле слова положение: мы начинаем формирование умственных действий с какого-то процесса, имеющего материальную или материализованную форму
Еяа
Материализованная форма — это операции со знаками, с моделями, с изображениями, т. е. не с самими оригинальными вещами, но с такими, которые допускают жесткое материальное действие с ними. Если это, например, знаки, то их можно переносить из одной час- \ ти выражения в другую, складывать, зачеркивать, т. е. с ними можно [ действовать, как с вещами. Вы всегда можете проверить, что у вас [ получилось вместо того, что вы хотели сделать. Значит, мы начина-I ем с материальной или материализованной формы, затем через пе-I ренос этого действия в речевую форму, где оно впервые получает I форму объективной мысли, т. е. форму суэвдения или рассуждения, [ мы уверенно можем перенести действие в умственный план. Ну а * потом, в умственном плане, оно претерпевает дальнейшие изменения, в результате чего вместо действия с объектами получается уже только мысль об этом действии, мысль, которая в ее непосредственном, субъективном восприятии представляет нечто трудно эырази-мое. Когда очень высокообразованные люди столкнулись с этой видимостью мысли в самонаблюдении (только там она выступает в своей конечной форме), то не нашли для нее адекватной речевой формы. Но для нас важно, что в конце процесса мы получаем явление сознания, наиболее тонкое, наиболее характерное с точки зрения субъективной неуловимости, невыразимости. Если бы мы не знали всего предшествующего процесса, то в таком виде это явление посчитали бы совершенно недоступным объективному исследованию Здесь открываются два пути, которые используют современные исследователи этого процесса, а именно или путь через мозг, т е со стороны физиологических процессов, лежащих в основе этого конечного состояния, или другой путь — со стороны тех объективных логических отношений, которые в конце концов достигаются на уровне мысли
|
|
Эти два пути характерны для современной психологии мышления. Считают так, что психологическое явление само по себе не может быть предметом науки, оно может быть только предметом описания, да к тому же описания, которое никогда не может быть адекватным, т. е. это переживание, это что-то такое, для чего нет подходящих слов, на что можно косвенным образом только намекнуть Тогда получается так. есть субъективное состояние, но как же к нему подойти* Казалось бы, естественный ход — со стороны мозговых процессов, ну не сегодня, так через 50 лет, но найдут пути к