Понятие и классификация рынка

Рынок понимается как совокупность:

− существующих (реальных) и возможных (потенциальных) покупателей товаров;

− взаимодействующих существующих (реальных) и возможных (потенциальных) покупателей и поставщиков товаров;

− социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и услуг для удовлетворения потребностей.

Рынок в маркетинге должен быть всегда конкретен и иметь вполне определенные характеристики: 1) географическое положение; 2) покупательские потребности, порождающие соответствующий спрос; 3) ёмкость. Именно поэтому, первое определение с точки зрения маркетинга более точно.

Любой рынок, с точки зрения маркетинга, состоит из покупателей, различающихся своими вкусами, желаниями и потребностями. Они приобретают товары исходя из индивидуальных мотиваций. Предприниматели должны понимать, что при разнообразии спроса и в условиях конкуренции, покупатели будет по-разному реагировать на предлагаемые товары.

Товарный рынок – рынок, на котором покупатели приобретают определенный товар для удовлетворения конкретных специфических потребностей.

Трудно удовлетворить запросы всей массы потребителей, так как практически невозможно предложить рынку товар, который понравился бы сразу всем потребителям. Именно поэтому, выпуск и реализация товара, ориентированного на некоего "усредненного" потребителя, вряд ли будет лучшей стратегией использования потенциала предприятия.

Поэтому при планировании бизнеса необходимо рассматривать рынок как дифференцированную структуру в зависимости от групп потребителей и потребительских свойств товара.

Классификация рынка – разделение совокупности имеющихся рынков на отдельные виды на основе выбранных классификационных признаков (смотри таблицу 4.1).


Таблица 4.1 – Классификация товарных рынков

Признак классификации Тип рынка
Вид продаваемого товара - Рынок сырья и материалов - Рынок средств производства - Рынок инноваций - Рынок капитала - Информационный рынок - Рынок услуг - Рынок труда и др.
Масштабы охвата территории - Мировой рынок - Местные (локальные) рынки - Региональные рынки (внутри страны) - Национальный (региональный по группам стран)
Уровень конкуренции - Рынок совершенной конкуренции - Рынок монополистической конкуренции - Олигополия - Монополия
Соотношение спроса и предложения - Рынок продавца - Рынок покупателя
Характер конечного использования товара - Рынок потребительских товаров - Рынок товаров производственного назначения - Рынок промежуточных товаров - Рынок государственных учреждений
Организационная структура - Закрытый рынок - Открытый рынок
Особенности и содержание маркетинговой деятельности - целевой рынок - бесплодный рынок - основной рынок - дополнительный рынок - растущий рынок - прослоенный рынок

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: