Для того чтобы современные компании были рациональными, подвижными, гибкими, быстро реагирующими на изменения рынка, конкурентоспособными, инновационными, эффективными, ориентированными на клиента и прибыльными в последние десятилетия разработано множество управленческих концепций и инструментов. В основе большинства из них лежит процессный подход.
Отдельные положения процессного подхода являются обязательными при внедрении системы менеджмента качества. Введение международных стандартов ИСО серии 9000 в практику организаций ускорило переход организаций от функционального на процессный подход управления организацией.
Для внедрения в практику процессного подхода необходимо определить и регламентировать процессы необходимые для достижения целей организации, обеспечить их эффективное взаимодействие и организовать управление ими.
Целью освоения курса лекций дисциплины «Управление процессами» является формирование у студентов знаний, умений и навыков в области применения процессного подхода при разработке, внедрении и повышении результативности систем менеджмента качества, а именно выделения и классификации процессов организации; построения взаимосвязанной сети процессов, ее анализа и оптимизации; регламентации процессов; формирования системы целей и показателей для оценки процессов, а также внедрения процессного подхода в управление организацией.
|
|
Дисциплина «Управление процессами» для направления 221400.62 «Управление качеством» относится к профессиональному циклу дисциплин. Дисциплина, общим объемом 6 зачетных единиц (216 часов), изучается в течение 5-го семестра студентами очной формы обучения и 7-го семестра студентами заочной формы обучения. Освоение дисциплины предполагает, помимо посещений лекций и практических занятий, самостоятельную работу в форме изучения теоретического курса и выполнения итоговой работы. Для обучающихся предусмотрено: 36 ч лекционных, 54 ч практических занятий, самостоятельная работа студентов предполагает изучение теоретического курса в объёме 126 ч. – для студентов очной формы обучения; и 10 ч лекционных, 12 ч практических занятий, самостоятельная работа студентов предполагает изучение теоретического курса в объёме 194 ч – для студентов заочной формы обучения. Изучение дисциплины завершается экзаменом.
В результате освоения дисциплины «Управление качеством» обучающийся должен сформировать общекультурные (ОК) и профессиональные компетенции (ПК) (согласно ФГОС ВПО):
ОК-5: способностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
ПК-1: способностью анализировать состояние и динамику объектов деятельности с использованием необходимых методов и средств анализа;
|
|
ПК-2: способностью осуществлять мониторинг и владеть методами оценки прогресса в области улучшения качества;
ПК-4: способностью применять знание задач своей профессиональной деятельности, их характеристики (модели), характеристики методов, средств, технологий, алгоритмов решения этих задач;
ПК-7: способностью применять знание подходов к управлению качеством;
ПК-11: способностью участвовать в проведении корректирующих и превентивных мероприятий, направленных на улучшение качества;
ПК-16: способностью использовать знания о принципах принятия решений в условиях неопределенности, о принципах оптимизации;
ПК-17: способностью корректно формулировать задачи своей деятельности, устанавливать их взаимосвязи, строить модели систем задач, анализировать, диагностировать причины появления проблем;
ПК-18: способность корректно формулировать задачи своей деятельности, устанавливать их взаимосвязи, строить модели систем задач, анализировать, диагностировать причины появления проблем;
ПК-19: способность руководить малым коллективом.
В результате освоения дисциплины «Управление процессами» обучающийся в соответствии с ФГОС ВПО для направления подготовки 221400.62 «Управление качеством» должен:
знать: рекомендации стандарта ИСО 9001 версии 2015 года к применению процессного подхода при создании системы менеджмента качества организации; методики разработки системы процессов организации, регламентации процессов организации, формирования системы планирования, мониторинга и анализа процессов организации; подходы к оптимизации организационной структуры на основании сети процессов организации;
уметь: самостоятельно работать с научной, методической и нормативной литературой в области процессного подхода к управлению организацией; выделять и классифицировать процессы системы менеджмента качества организации; строить схемы взаимодействия процессов организации с применением различных методик и нотаций, формировать матрицу ответственности и полномочий процессов; разрабатывать систему показателей для измерения, мониторинга процессов организации;
владеть: навыками организации работ по внедрению процессного подхода при построении системы менеджмента качества организации.