Ценных бумаг

3.1. Задачи и принципы ценообразования на рынке ценных бумаг

Ценообразование — это процесс формирования цены с учетом существу­ющих экономических условий, действующих законодательных норм и сложившейся практики.

Цена — это денежное выражение стоимости ценных бумаг. Стоимость первична, цена вторична. Стоимость — это расчетный показатель, а цена — декларированный, который можно видеть в котировках. В лю­бой конкретный момент цена однозначна, а стоимость многозначна, при этом число оценок стоимости зависит от числа профессиональ­ных участников рынка и методов ее расчета.

В формировании цен на рынке ценных бумаг участвуют эмитенты и инвесторы, продавцы и покупатели, посредники и специалисты, каждый из которых имеет свои интересы и ориентиры. Так, для эми­тента цена ценных бумаг — это количественное выражение тех затрат, которые он несет для того, чтобы получить прибыль. Для инвестора цена — это денежное выражение стоимости приобретаемых ценных бумаг.

Цена на фондовом рынке зависит прежде всего от совокупности ка­питалов, инвестируемых в ценные бумаги (спрос), и от объема предла­гаемых для продажи ценных бумаг (предложение).

Задачами ценообразования на рынке ценных бумаг являются:

1) отображение реального соотношения спроса и предложения;

2) осуществление конкретных целей ценообразования;

3) учет разнообразных факторов, влияющих на установление цены;

4) регулирование рынка ценных бумаг.


114___________________ Глава 3. Ценообразование на рынке ценных бумаг

Основными принципами ценообразования на рынке ценных бумаг являются:

* научный подход, т. е. обоснованность целей ценообразования, ви­
дов цен и отдельных элементов цены;

* целевая направленность в зависимости от ценовой политики и це­
повой стратегии;

* сочетание стратегии и тактики ценообразования;

* сопоставимость, т. е. возможность сравнения цен по разным пе­
риодам;

+ учет уровня цен на аналогичные финансовые инструменты (разных категорий ценных бумаг);

» реальность или достоверность, т. е. воплощение в цене ценных бумаг фактических издержек на эмиссию и отражение реального уровня затрат на фондовые операции;

» выгодность, т. е. отражение в цене целесообразности эмиссии цен­ных бумаг или операций с ними;

» уменьшающаяся полезность — что означает: чем больше ценных бумаг на рынке, тем меньшую ценность представляет каждая до­полнительная единица;

* потребности инвесторов. От уровня потребности каждого инвес­
тора в ценных бумагах зависит сумма, которую каждый из них го­
тов заплатить за них, а значит, и цена на ценные бумаги;

* доходы инвесторов. Доходы инвесторов оказывают влияние на спрос:
при увеличении доходов спрос повышается и соответственно при

I. снижении доходов — уменьшается.

Принципы ценообразования реализуются в зависимости от страте­гии ценообразования. Стратегии ценообразования различают в зависи­мости от выбранных целей:

* быстрое получение прибыли от продажи;

» установление высокой первоначальной цены (стратегия «снятия

сливок»);» проникновение на рынок;

* завоевание части рынка;

* установление низкой первоначальной цены;

* установление цены на основе калькуляции затрат;

* антизатратный подход;

* установление цены на уровне рыночной;

* персональные взаимоотношения с клиентом.


3.2. Виды стоимости ценных бумаг____________________________ 115

Особенности установления цен на ценные бумаги определяются эми­тентами еще на стадии разработки и принятия решения о выпуске цен­ных бумаг. Именно тогда оговариваются условия выпуска ценных бу­маг и выбирается рыночный сегмент их распространения. Если такой сегмент крайне ограничен, то цена привязывается к дате продажи цен­ной бумаги и может быть названа назначаемой. В целом, эмитент спо­собен определить только начальную цену первичного размещения и конечную цену погашения. Промежуточные же цены в течение всегй срока обращения ценной бумаги устанавливаются рынком, а не эми­тентом.

На рынке ценных бумаг цены выполняют следующие функции:

t учетную, которая заключается в фиксации определенной стоимо­сти в процессе ценообразования на рынке ценных бумаг;

» контрольную, которая состоит в контроле за движением стоимо­сти разных видов ценных бумаг;

* балансирования спроса и предложения — при повышенном спросе и
сокращении предложения отдельных видов ценных бумаг цены на
них растут, соответственно при уменьшении спроса и росте пред­
ложения цены падают;

* перераспределительную. В результате отклонения пены от стоимо­
сти, вновь созданная стоимость перераспределяется между отрас­
лями и регионами, накоплением и потреблением;

» управления — цена на рынке определяет, в каком количестве и какого инвестиционного качества будут выпускаться ценные бу­маги, как будет осуществляться их выпуск, с какими затратами и какой прибылью, кто и какие ценные бумаги будет приобре­тать.

Цены классифицируются по следующим признакам: 1) вид ценных бумаг; 2) тип эмитента; 3) сегмент рынка; 4) вид операций на рынке ценных бумаг; 5) место и время ценообразования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: