3.1. Задачи и принципы ценообразования на рынке ценных бумаг
Ценообразование — это процесс формирования цены с учетом существующих экономических условий, действующих законодательных норм и сложившейся практики.
Цена — это денежное выражение стоимости ценных бумаг. Стоимость первична, цена вторична. Стоимость — это расчетный показатель, а цена — декларированный, который можно видеть в котировках. В любой конкретный момент цена однозначна, а стоимость многозначна, при этом число оценок стоимости зависит от числа профессиональных участников рынка и методов ее расчета.
В формировании цен на рынке ценных бумаг участвуют эмитенты и инвесторы, продавцы и покупатели, посредники и специалисты, каждый из которых имеет свои интересы и ориентиры. Так, для эмитента цена ценных бумаг — это количественное выражение тех затрат, которые он несет для того, чтобы получить прибыль. Для инвестора цена — это денежное выражение стоимости приобретаемых ценных бумаг.
Цена на фондовом рынке зависит прежде всего от совокупности капиталов, инвестируемых в ценные бумаги (спрос), и от объема предлагаемых для продажи ценных бумаг (предложение).
Задачами ценообразования на рынке ценных бумаг являются:
1) отображение реального соотношения спроса и предложения;
2) осуществление конкретных целей ценообразования;
3) учет разнообразных факторов, влияющих на установление цены;
4) регулирование рынка ценных бумаг.
114___________________ Глава 3. Ценообразование на рынке ценных бумаг
Основными принципами ценообразования на рынке ценных бумаг являются:
* научный подход, т. е. обоснованность целей ценообразования, ви
дов цен и отдельных элементов цены;
* целевая направленность в зависимости от ценовой политики и це
повой стратегии;
* сочетание стратегии и тактики ценообразования;
* сопоставимость, т. е. возможность сравнения цен по разным пе
риодам;
+ учет уровня цен на аналогичные финансовые инструменты (разных категорий ценных бумаг);
» реальность или достоверность, т. е. воплощение в цене ценных бумаг фактических издержек на эмиссию и отражение реального уровня затрат на фондовые операции;
» выгодность, т. е. отражение в цене целесообразности эмиссии ценных бумаг или операций с ними;
» уменьшающаяся полезность — что означает: чем больше ценных бумаг на рынке, тем меньшую ценность представляет каждая дополнительная единица;
* потребности инвесторов. От уровня потребности каждого инвес
тора в ценных бумагах зависит сумма, которую каждый из них го
тов заплатить за них, а значит, и цена на ценные бумаги;
* доходы инвесторов. Доходы инвесторов оказывают влияние на спрос:
при увеличении доходов спрос повышается и соответственно при
I. снижении доходов — уменьшается.
Принципы ценообразования реализуются в зависимости от стратегии ценообразования. Стратегии ценообразования различают в зависимости от выбранных целей:
* быстрое получение прибыли от продажи;
» установление высокой первоначальной цены (стратегия «снятия
сливок»);» проникновение на рынок;
* завоевание части рынка;
* установление низкой первоначальной цены;
* установление цены на основе калькуляции затрат;
* антизатратный подход;
* установление цены на уровне рыночной;
* персональные взаимоотношения с клиентом.
3.2. Виды стоимости ценных бумаг____________________________ 115
Особенности установления цен на ценные бумаги определяются эмитентами еще на стадии разработки и принятия решения о выпуске ценных бумаг. Именно тогда оговариваются условия выпуска ценных бумаг и выбирается рыночный сегмент их распространения. Если такой сегмент крайне ограничен, то цена привязывается к дате продажи ценной бумаги и может быть названа назначаемой. В целом, эмитент способен определить только начальную цену первичного размещения и конечную цену погашения. Промежуточные же цены в течение всегй срока обращения ценной бумаги устанавливаются рынком, а не эмитентом.
На рынке ценных бумаг цены выполняют следующие функции:
t учетную, которая заключается в фиксации определенной стоимости в процессе ценообразования на рынке ценных бумаг;
» контрольную, которая состоит в контроле за движением стоимости разных видов ценных бумаг;
* балансирования спроса и предложения — при повышенном спросе и
сокращении предложения отдельных видов ценных бумаг цены на
них растут, соответственно при уменьшении спроса и росте пред
ложения цены падают;
* перераспределительную. В результате отклонения пены от стоимо
сти, вновь созданная стоимость перераспределяется между отрас
лями и регионами, накоплением и потреблением;
» управления — цена на рынке определяет, в каком количестве и какого инвестиционного качества будут выпускаться ценные бумаги, как будет осуществляться их выпуск, с какими затратами и какой прибылью, кто и какие ценные бумаги будет приобретать.
Цены классифицируются по следующим признакам: 1) вид ценных бумаг; 2) тип эмитента; 3) сегмент рынка; 4) вид операций на рынке ценных бумаг; 5) место и время ценообразования.