Анализ - это емкое понятие, лежащее в основе всей практической и научной деятельности человека. Анализ представляет собой процедуру мысленного, а также часто и реального расчленения объекта или явления на части. Под словом «анализ» понимают зачастую любое исследование вообще, как в естественных и гуманитарных науках, так и в практической деятельности. Анализ есть выделение сущности процесса или явления путем определения и последующего изучения всех его сторон и составляющих частей, обнаружения основы, связывающей все части в единое целое, и построение на этой основе закономерностей его развития. В зависимости от характера исследуемого объекта, сложности его структуры, анализ выступает в различных формах.
Финансовый анализ - важнейший элемент аналитической работы. В его основе лежит анализ и управление финансовыми ресурсами субъекта хозяйствования как основным и приоритетным видом ресурсов. Чтобы обеспечить выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо прежде всего уметь реально оценивать финансовое состояние как своего предприятия, так и его существующих и потенциальных контрагентов. Финансовый анализ в системе управления финансами предприятия представляет собой способ накопления, трансформации и использования информации финансового характера, имеющий целью:
|
|
оценить текущее и перспективное финансовое состояние предприятия;
оценить возможные и целесообразные темпы развития предприятия с позиции их финансового обеспечения;
выявить доступные источники средств и оценить возможность и целесообразность их мобилизации;
прогнозировать положение предприятия на рынке капиталов.
В основе финансового анализа лежит анализ финансовой отчетности, умение работать с информацией финансового характера, в том числе и с бухгалтерскими данными - как с официальной отчетностью, так и с данными управленческого учета.
Общая характеристика финансового анализа представлена в таблице 11.1.
Таблица 11.1
Характеристика финансового анализа
Финансовый анализ | |
1. Пользователи информации | Внутренние, сторонние, заинтересованные |
2. Объекты анализа | Предприятие как единое целое. |
3. Источники информации | Формы бухгалтерской отчетности. |
4. Единицы измерения для расчета показателей | Денежная форма. |
5. Периодичность анализа | В соответствии с датами составления отчетности (год, квартал) |
6. Доступность результатов информации | Доступна для всех. |
Материалы финансового анализа позволяют выявить наиболее рациональные направления распределения материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Вообще цель финансового анализа - оценить финансовое состояние предприятия и на основе выявленных результатов дать рекомендации по его улучшению.
|
|
В традиционном понимании финансовый анализ представляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности. Такого рода анализ может выполняться как управленческим персоналом данного предприятия, так и любым внешним аналитиком, поскольку базируется на общедоступной информации. Тем не менее принято выделять два вида финансового анализа: внутренний и внешний.
Внутренний анализ проводится работниками предприятия. Он использует всю информацию о состоянии дел на предприятии, в том числе доступную лишь ограниченному кругу лиц, руководящих деятельностью предприятия. Внутренний финансовый анализ ставит своей целью более глубокое исследование причин сложившегося финансового состояния, эффективности использования основных и оборотных средств, взаимосвязи показателей объема, себестоимости и прибыли. Для этого в качестве источников информации используются дополнительные данные финансового учета (нормативная и плановая информация).
Внешний анализ базируется на публикуемых отчетных данных, т.е. на весьма ограниченной части информации о деятельности предприятия, которая является достоянием всего общества. Основными источниками информации для внешнего анализа являются бухгалтерский баланс и приложения к нему.
Задачи внешнего анализа определяются интересами пользователей аналитического материала. В качестве основных здесь можно выделить:
группу таких пользователей, как собственники-акционеры, учредители, для которых важно знать уровень эффективности своих вкладов размер дивидендов и перспективы развития предприятия;
группу многочисленных сторонних хозяйствующих субъектов, которую составляют:
- кредиторы, которые должны быть уверены, что им вернут долг;
- потенциальные инвесторы, намеревающиеся принять решение о вкладе своих средств в предприятие;
- поставщики, которые хотят быть уверенными в платежеспособности своих клиентов;
- аудиторы, которым необходимо распознать финансовые хитрости своих клиентов.
Общая задача, которая при этом исследуется, это проведение:
оценки финансовых результатов;
оценки имущественного положения;
анализа финансовой устойчивости, ликвидности баланса, платежеспособности предприятия;
исследования состояния и динамики дебиторской и кредиторской задолженности;
анализа эффективности вложенного капитала
Таким образом, обеспечение пользователей полной и объективной информацией о финансовом положении и финансовых результатах деятельности хозяйствующих субъектов является важнейшей задачей международных стандартов, в соответствии с которыми строятся концепции развития современного российского бухгалтерского учета и отчетности.
Использование на практике требований по раскрытию информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренных соответствующими положениями (стандартами), дает более полную информационную базу для объективного и всестороннего анализа финансового состояния предприятия, устойчивого его развития. Поэтому информация, в которой заинтересованы все пользователи, должна давать возможность оценить способности предприятия воспроизводить денежные средства и аналогичные им активы, генерировать прибыль, стабильно функционировать, а также давать возможность сравнивать информацию за разные периоды времени для того, чтобы определить тенденции интересующих пользователей показателей и финансового положения в целом.