Практические аспекты психологического консультирования

Психологическое консультирование – прикладная отрасль современной психологии. В системе психологической науки ее задачей является разработка теоретических основ и прикладных программ оказания психологической помощи психически и соматически здоровым людям в ситуациях, когда они сталкиваются со своими проблемами. Разрабатываются эти теоретические основы и программы, с одной стороны, на основе анализа современного состояния психологического знания, достижений в областях эмпирических и теоретических исследований. С другой стороны, источником этих теоретических основ и программ является анализ практических наработок специалистов, систематически оказывающих психологическое воздействие в рамках самых различных форм оказания психологической помощи (Кочюнас Р., 1999).

Спецификой психологического консультирования является акцент на диалогичности, на циркуляции информации, на информационном обмене между психологом-консультантом и теми людьми, относительно которых используется психологическое консультирование (Абрамова С.Г., 2001).

В литературе можно встретить несколько определений понятия «психологическое консультирование».

- Эффективное психологическое консультирование представляет собой определенным образом структурированное взаимодействие, которое позволяет клиенту достичь осознания самого себя настолько, что это дает ему возможность сделать позитивные шаги в свете его новой ориентации (Роджерс К., 1994).

- Консультирование — это психологическое вмешательство, во время которого консультант способствует процессу изменения убеждений/поведения клиента, помогает индивиду в преодолении препятствий на пути личностного роста и в достижении оптимального развития личностных ресурсов, что позволяет клиенту в дальнейшем функционировать, применяя более широкий спектр мыслей, чувств и действий, чем раньше.

Психологическое консультирование всегда индивидуально, единично, но в основе консультативного процесса с точки зрения гуманистического подхода лежат две гипотезы (Бадхен А.А., Родина А.М., 2002).

Первая состоит в том, что в каждом человеке заложен творческий потенциал, источник внутренних сил и внутренней мудрости, к которому у него, однако, не всегда есть доступ. Задача консультанта - помочь клиенту встретиться с этим внутренним ресурсом и воспользоваться им.

Другая гипотеза состоит в том, что каждому человеку присуща потребность в отношениях с другим человеком, в раскрытии своей человеческой сущности, своей души, и консультирование должно удовлетворять эту потребность (Абрамова С.Г., 2001).

Специальным образом построенные отношения могут стать одновременно и целью и помогающим инструментом консультирования.

Цели и задачи психологического консультирования можно определять по-разному - в зависимости от того подхода к психологическому консультированию, в рамках которого мы предпочитаем работать.

Алешина Юлия Евгеньевна (1994) основную цель психологического консультирования определяет какоказание психологической помощи, то есть разговор с психологом должен помочь человеку в решении его проблем и налаживании взаимоотношений с окружающими. Применительно к этой цели выдвигаются следующие задачи:

1. Выслушивание клиента, в результате чего должно расшириться его представление о себе и собственной ситуации, возникнуть пища для размышлений.

2. Облегчение эмоционального состояния клиента, то есть благодаря работе психолога-консультанта клиенту должно стать легче.

3. Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним. Имеется в виду, что в ходе консультации фокус жалобы клиента должен быть переведен на него самого, человек должен ощутить свою ответственность и вину за происходящее, только в этом случае он будет действительно стараться измениться и изменить ситуацию, в противном случае он будет лишь ожидать помощи и изменений со стороны окружающих. Программа-минимум здесь – показать клиенту, что он сам, хотя бы отчасти, способствует тому, что его проблемы, и отношения с людьми носят такой сложный и негативный характер.

4. Помощь психолога в определении того, что именно и как можно изменить в ситуации.

Согласно Абрамовой С.Г (2001) продолжительность одной консультативной беседы может колебаться от 30 минут до 3 - 3,5 часов. Алешина Ю.Е. (1993) указывает время для каждого из этапов консультативной беседы в расчете, что стандартное среднее время для одной консультативной беседы – 1 час 10 минут. Приведем здесь ориентировочные нормы затрат времени на психологическое консультирование из следующего документа: «Ориентировочные нормы. Продолжительность различных видов работ педагога-психолога образования. Решение коллегии Министерства образования Российской Федерации «Об организации и перспективах развития практической психологии образования в Российской Федерации» от 26.03.95 № 7/1» («Психологическая служба»,1996):

1. Индивидуальная и групповая консультативная работа с учащимися, оформление результатов – 1,5 – 3 часа на одну беседу.

2. Индивидуальное и групповое консультирование родителей, оформление результатов – 1,5 – 2,5 часа на одну беседу.

3. Индивидуальное и групповое консультирование педагогов, оформление результатов – 1 – 2,5 часа на одну беседу.

Алешина Ю.Е. (1993) указывает, что время для консультации следует выбирать такое, чтобы консультант и клиент могли поговорить спокойно, не спеша, на свежую голову.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: