Начинается процедура со знакомства - ведущие и участники представляются.
Затем устанавливаются цели дебрифинга - помочь справиться с последствиями травмирующего события. Следует подчеркнуть, что дебрифинг - это не психотерапия, эта процедура позволяет поделиться своими чувствами и реакциями, помочь себе и другим, узнать о том, какие бывают обычно реакции на подобные события и как с ними справляться (Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И., 2004, Пергаменщик Л.А., Гончарова С.С., Яковчук М.И., 1999)
Для создания атмосферы безопасности принимаются правила. Рекомендуемые правила:
· Оставаться в течение всего времени (два часа).
· Говорить только от себя (не обобщать высказывания).
· Не уходить от темы.
· Право не высказываться.
· Относиться друг у другу с уважением, не высказывать оценочных суждений.
· Сохранение конфиденциальности.
Правила обозначаются для того, чтобы уменьшить тревогу, которая естественным образом может возникать у участников (Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И., 2004, Пергаменщик Л.А., Гончарова С.С., Яковчук М.И., 1999).
|
|
Имеет смысл проговорить то, что во время процедуры возможно оживление сильных переживаний. Из-за этого участники могут почувствовать себя хуже. Но это необходимый этап проработки травматического опыта, без которого невозможно от этих переживаний освободиться. Однако это этап, и он будет иметь завершение.
Ведущие должны убедиться, что в помещении нет никого из посторонних – например, любопытствующих журналистов или представителей администрации, не имеющих непосредственного отношения к событию.
Фаза фактов.
Участникам предлагается по кругу ответить на следующие вопросы:
· Кто вы и как связаны с событием (или с жертвой)?
· Где вы были, когда случилось событие?
· Что случилось?
· Что вы видели? Слышали?
Таким образом, каждый человек кратко описывает то, что произошло с ним во время инцидента: как он увидел событие и какова была последовательность произошедшего (Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И., 2004, Пергаменщик Л.А., Гончарова С.С., Яковчук М.И., 1999).
Здесь возможны перекрестные вопросы участников друг другу, помогающие прояснить и сформировать объективную картину произошедшего. Это дает возможность восстановить ощущение ориентации в ситуации, что может способствовать упорядочиванию мыслей и чувств. Знание всех событий и их последовательности создает ощущение когнитивной организации.