Профессионального общения социального работника

Отталкиваясь от психологического определения общения как "информационного и предметного взаимодействия", в целостном процессе профессионального общения можно выделить коммуникативный и предметный ас­пекты. Они органически взаимосвязаны. Предметное взаимо­действие порождает коммуникативное. Последнее в свою оче­редь обеспечивает продуктивность первого.

Подчеркивая детерминированность коммуникативного взаимодействия целью и содержанием предметной деятельно­сти, следует отметить, что в некоторых случаях оно является самоценным. Таковы разговоры специалиста по социальной работе с клиентами по душам, "с глазу на глаз". Социально-педагогический смысл довери­тельного, интимного общения заключается в интенсивном об­мене личностными духовными ценностями. Клиенты социальной работы испы­тывают дефицит именно такого общения.

Несмотря на взаимосвязь, функционирование каждого из названных компонентов профессионального общения социального работника своеобразно.

Коммуникативному взаимодействию в подготовке специалистов по социальной работе все еще не уделяется должного внимания. Эта существенная сторона профессионального общения нуждается в основательном осмыслении.

Профессиональное общение социального работника — широкое понятие, включающее все многообразие коммуникаций специалиста — не только с клиентами, но и с близкими людьми их окружения, коллегами, различными специалистами других сфер, администрацией и др. Объектом нашего изучения является базальное, т.е. основное профессиональное, взаимодействие с клиентами.

На развитие личности, по словам А.А. Бодалева, предмет­ная деятельность и общение влияют "совокупно". Живое общение, "сложнейшее переплетение отношений", т.е. межсубъектные отношения, складывавшиеся в процессе, взаимодействия явно недооценивались. Это приводит к снижению результативности профессиональной деятельности.

Выделение коммуникативного аспекта в целостном процес­се профессионального общения является условным. Оно необхо­димо для теоретического анализа этого феномена, выявления его сущности и определения путей совершенствования.

Прежде всего, важно выяснить его целеполагание. "Всякое общение, — пишет А.А. Леонтьев, — имеет целью то или иное направленное изменение его объекта в смысловом поле реци­пиента". Как известно, предметное, взаимодей­ствие ориентировано в основном на формирование у клиента

определенной системы знаний, умений, навыков. Коммуника­тивное взаимодействие, порождаемое предметным и обслужи­вающее его, не столь прагматично по своей направленности. Однако и оно по своей сути является деловым. Его содержание составляет обмен мыслями, взглядами, интересами, чувствами, настроениями в связи с предметным взаимодействием. Дости­гаемая таким образом личностная перестройка клиента и специалиста призвана обеспечить успешность совместной деятельности.

В предметное взаимодействие специалист и клиент могут вступать в ситуации передачи деловой информации: правового аспекта, в процессе подготовки и проведения какого-либо мероприятия и т.п. Однако эффект этого взаимодействия обусловлен не только характером и способом организации ведущей деятельности — познавательной, художественной, трудовой и т.д., но и уровнем коммуникативного взаимодействия специалиста с клиентами и последних — друг с другом.

Доминирующими функциями коммуникативного взаимодейст­вия являются воспитательные, ибо его смысл — в целенаправ­ленном формировании системы целесообразных межсубъектных отношений.

Рассмотрим эти функции более детально. Прежде всего, по­пытаемся их упорядочить. В основу классификации логично положить, с одной стороны, цели совместной деятельности, с другой — личностные потребности общающихся — специалиста и клиента.

Профессиональное общение позволяет планировать, координировать и оптимизировать со­вместную деятельность, обеспечивая единство целей и средств. По словам Х.Й. Лийметса, чем больше в деятельности кооперативных элементов, тем необходимее хорошо налажен­ное взаимодействие между ее участниками, обеспечивающее продуктивное сотрудничество.

Специалист выступает в процессе взаимодействия не только как организатор различных ви­дов деятельности, но и как руководитель общения. Благопри­ятные межсубъектные отношения позволяют, трудиться синхронно и заинтересованно обеим сторонам с опорой на деятельность друг друга.

Разобщенность, несогласованность деятельности специалиста и клиента, как правило, является следствием недооценки ком­муникативного аспекта профессиональной деятельности.

Включение клиентов в тот или иной вид деятельности, осуществляемое с помощью ди­рективных указаний и команд, не обеспечивает ее эффективность, ибо не стимулирует внутреннюю мотива­цию.

Социально-воспитательная результативность общения зависит от учета rex потребностей, которые побуждают клиентов вступать в актив­ное взаимодействие с профессионалом.

Один из авторитетов социальной психологии А. Маслоу от­носил потребность в контактах, любви, признании, самоактуа­лизации к базовым, т.е. первичным человеческим потребностям

У клиентов социальных служб, прежде всего, проявляется потребность:

· в доброжелательном внимании;

· в сотрудничестве;

· в уважительном отношении;

· во взаимопонимании и сопереживании

· в безопасности

· в защищенности

Повышенную обидчивость, негативизм, агрессивность клиента связывается с неудовлетворенностью по­требности в общении, в реализации личностно значимых при­тязаний.

Коммуникативное взаимодействие призвано удовлетворить ведущие потребности людей. Эмоциональная привлекатель­ность любого вида совместной деятельности обусловлена в зна­чительной мере человечностью делового, формального и не­формального общения. Благоприятные взаимоотношения специалиста и клиента обеспечивают личностную защищенность, переживание эмоционального благополучия каждым из них. Профессиональное общение призвано активизировать операционное напряжение, обеспечивающее успешное выполнение деятельности, а не соз­давать эмоциональную напряженность, дезорганизирующую, изматывающую нервную систему, снижающую работоспособ­ность, порождающую психологический барьер между специалистом и клиентом.

Потребность в эмоциональной поддержке и личностном са­моутверждении не является односторонней. Специалисту как парт­неру необходимо одобрение действий, наглядное признание авторитета со стороны клиента.

Как можно объяснить это, парадоксальное на первый взгляд, утверждение? Дело в том, что непосредственные реакции клиентов на слова и действия специалиста, одобрение или протест активизи­руют его рефлексию, стимулируют формирование адекватной профессиональной самооценки. Явные симпатии, экспрессии приязни, одобрения, радости воодушевляют, утверждают в правильности избранной тактики, способов и стиля общения. Равнодушие или очевидный негативизм заставляют задумы­ваться о допущенных коммуникативных просчетах, искать иной путь к взаимопониманию.

Оценки профессиональной деятельности со стороны адми­нистрации, коллег, несмотря на серьезную личностную значимость, выступают в большей мере внешними, а не внут­ренними мотивами совершенствования профессионального мас­терства.

Наглядным показателем успешного коммуникативного взаимодействия специалиста и клиентов является благоприятный морально-психологический климат в группе (в условиях групповой работы). Его признаками являются:

· атмосфера творческого поиска, эмоционально-познавательная активность каждого члена группы;

· дух сотрудничества и взаимопомощи;

· культура делового и межличностного взаимодействия;

· взаимная удовлетворенность общением

Суммируя сказанное о ведущих функциях коммуникатив­ного взаимодействия, можно сказать, что оно направлено на:

· Согласование и координирование предметной деятель­ности специалиста и клиентов, стимулирование их мотивации, интеллектуального, эмоционального и волевого развития.

· Создание отношений совместимости, взаимопонимания,
сопереживания.

· Формирование культуры общения.

· Соответственно индикаторами культуры коммуникативного взаимодействия выступают:

· Адекватность реакций клиентов на профессиональные дей­ствия и поступки специалиста, синхронность совместной деятель­ности.

· Эмоционально-познавательная активность, атмосфера
творческого поиска и сотрудничества.

· Соблюдение нравственно-этикетных норм в деловом и
межличностном общении специалиста и клиентов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: