Рынок: спрос, предложение и цена
Тема 5
![](https://www.ok-t.ru/studopediaru/baza8/1441348405004.files/image002.jpg)
Совокупность отношений товарного обмена, устанавливающих непосредственные связи между производителями и потребителями, называется рынком.
Основными параметрами рынка являются: спрос, предложение и цена.
|
Теория спроса
|
Спрос (D) – это то, количество товаров и услуг (Q), которые покупатели (потребители) готовы приобрести при данных ценах (P) в течение определенного времени.
Согласно закону спроса с увеличением цены спрос (объем – пометка в книге) на товар падает и наоборот, снижение цены приводит к росту спроса на товар.
Между ценой и спросом существует обратная зависимость:
D = f(P) < 0.
Графически зависимость между ценой и спросом описывается кривой спроса (рис. 5.1).
|
| При снижении цены с P1 до P2 величина спроса увеличивается с Q1 до Q2.
Обратная зависимость между изменением цены товара и спросом на него объясняется действием:
- эффекта дохода. Если цена товара падает, то при том же доходе потребитель может приобрести больше товара, т.е. его спрос возрастает. И наоборот, рост цен снижает реальный доход потребителя и спрос на товар падает;
- эффекта замещения. Если цена одного товара растет, то при наличии заменителей он будет ими замещаться, спрос на данный товар упадет;
- закона убывающей предельной полезности. Поскольку каждая дополнительная единица блага приносит меньшую полезность потребитель готов приобрести её лишь за меньшую цену.
|
Изменение цены ведет к изменению величины спроса, что отражается движением по (вдоль) кривой спроса.
|
Закон спроса не действует:
- при дефиците товаров и ажиотажном спросе, вызванном инфляционными ожиданиями;
- в отношении редких и дорогостоящих товаров (золото, антиквариат и т.п.), приобретение которых является средством сбережения;
- при переключении спроса с менее качественных на более качественные товары, даже при снижении цен первых;
- в отношении «товаров Гиффена» - товаров, занимающих высокую долю в доходах малоимущих потребителей, спрос на которые изменяется в том же направлении, что и цена.
|
Неценовые факторы спроса
|
Изменение предпочтений потребителей (вкуса и моды)
| Как правило, если товар становится модным, то спрос на него растет, и наоборот. Здесь проявляется «эффект присоединения к большинству».
|
Изменение дохода
| При росте доходов спрос на качественные («нормальные» товары) повышается, при падении доходов спрос на эти товары падает (зависимость прямая).
Если доходы растут, спрос на некачественные товары (товары низшей категории) падает; Если же доходы падают, спрос на них повышается (зависимость обратная).
|
Цены других товаров
| Если товары взаимозаменяемы (чай – кофе, лес – кирпич, газ – нефть и т.п.), изменение цены одного товара приводит к однонаправленному изменению спроса на взаимозаменяемый товар.
В случае взаимодополняющих товаров (фотоаппарат – пленка, автомобиль – бензин, лыжи - крепления) изменение цены одного товара приводит к противоположному изменению спроса на взаимодополняющий товар.
|
Количество покупателей на рынке
| Чем больше покупателей, тем выше рыночный спрос, при этом его характер зависит от возрастного, национального, религиозного и пр. составов покупателей.
|
Ожидания покупателей в отношении изменения цен
| При ожидании роста цен текущий спрос увеличивается – возникает ажиотажный спрос. При ожидании снижения цен текущий спрос сокращается – формируется отложенный спрос.
|
Действие неценовых факторов вызывает изменения в спросе, что графически отражается сдвигами в кривой спроса (рис. 5.2).
|
При увеличении спроса под влиянием неценовых факторов, кривая спроса сдвигается вправо вверх (от D к D2). Спрос при постоянной цене (P1) возрастает до Q3.
Если неценовые факторы приводят к снижению спроса, кривая спроса сдвигается влево вниз (от D к D1). Спрос при постоянной цене (P1) сокращается до Q2.
|
Эластичность спроса
|
Степень изменения спроса под воздействием влияющих на него факторов называется эластичностью спроса.
Различают:
- ценовую эластичность спроса;
- перекрестную эластичность спроса;
- эластичность спроса по доходу.
|
Ценовая эластичность спроса
|
Ценовая эластичность спроса характеризует степень изменения спроса под влиянием изменения цены и измеряется коэффициентом эластичности (Ed):
,
где ∆Q/Q - относительное изменение спроса (в %);
∆P/P - относительное изменение цены (в %).
|
Виды ценовой эластичности спроса
|
Вид эластичности
| Соотношение изменения цены и спроса
| Коэффициент эластичности
| изменение выручки от реализации (P x Q)
|
Уменьшение цены
| Увеличение цены
|
Совершенно неэластичный спрос
| Цена растет (падает) – спрос постоянен
| Ed = 0
| Уменьшается
| Увеличивается
|
Неэластичный спрос
| Цена изменяется больше, чем изменяется спрос
| Ed < 1
| Уменьшается
| Увеличивается
|
Единичная эластичность спроса
| Цена и спрос изменяются одинаково
| Ed = 1
| Не изменяется
| Не изменяется
|
Эластичный спрос
| Цена изменяется меньше, чем изменяется спрос
| Ed > 1
| Увеличивается
| Уменьшается
|
Совершенно эластичный спрос
| Спрос изменяется, цена постоянна
| Ed = ∞
| Уменьшается
| Увеличивается
|
Факторы, влияющие на степень ценовой эластичности спроса:
- количество заменителей данного товара: чем больше хороших заменителей, тем выше эластичность;
- удельный вес данного товара в доходе потребителя: чем выше доля товара в доходе, тем выше эластичность;
- значимость товара (является ли товар предметом первой необходимости или предметом роскоши) – спрос на товары первой необходимости менее эластичен;
- время, имеющееся в распоряжении покупателя: чем больше у покупателя времени, тем выше эластичность его спроса.
|
Перекрестная эластичность спроса
|
Перекрестная эластичность спроса характеризует степень изменения спроса на товар «а» при изменении цены товара «b», измеряется коэффициентом перекрестной эластичности (Eab):
,
где ∆Qa/Qa - относительное изменение спроса на товар «а» (в %);
∆Pb/Pb - относительное изменение цены на товар «б» (в %).
Если Eab > 0, то это товары взаимозаменяемые, если Eab > 0, то это товары взаимодополняющие, если Eab = 0, то товары нейтральны и не зависят один от другого.
|
Эластичность спроса по доходу
|
Эластичность спроса по доходу характеризует степень изменения спроса на товар под влиянием изменения дохода, измеряется коэффициентом эластичности спроса по доходу (ЕI):
,
где ∆Q/Q - относительное изменение спроса (в %)
∆I/I - относительное изменение дохода (в %).
Если EI > 0, то это качественные нормальные товары, если EI < 0, то это товары низшей категории.
|
Теория предложения
|
Предложение (S) – это то количество товаров и услуг (Q), которое продавцы готовы предложить при данном уровне цен (P) в определенный промежуток времени.
Согласно закону предложения: при увеличении цены предложение растет, при падении - сокращается.
Между ценой и предложением существует прямая зависимость:
S = f(P) > 0.
Графически зависимость между ценой и предложением описывается кривой предложения (рис. 5.3).
При снижении цены с P1 до P2 величина предложения уменьшается с Q1 до Q2.
|
Изменение цены ведет к изменению цены предложения, что отражается движением по (вдоль) кривой предложения.
|
Неценовые факторы предложения
|
Величина издержек (затрат) производства товара
| Чем выше издержки, тем выше объем предложения. В свою очередь уровень издержек производства зависит от:
- характера применяемой технологии;
- стоимости ресурсов, используемых в данном производстве.
|
Налоги и субсидии
| Снижение налогов и выделение субсидий сокращают издержки производства и увеличивают предложение. Увеличение налогов сокращает предложение.
|
Количество продавцов на рынке
| Увеличение числа продавцов (производителей) данной продукции ведет к увеличению объема предложения.
|
Цены других товаров
| Изменение цены одного взаимозаменяемого товара влечет за собой изменение предложения другого товара в том же направлении.
Изменение цены одного взаимодополняющего товара вызывает противоположное изменение объема предложения другого товара.
|
Ожидания в отношении изменения цен
| Ожидание продавцами роста цен ведет к сокращению предложения в настоящем, тогда как ожидание снижения цен увеличивает текущее предложение.
|
Изменение предложения под влиянием неценовых факторов предложения приводит к сдвигам кривой предложения (рис. 5.4).
Если неценовые факторы приводят к увеличению предложения, то кривая предложения сдвигается вправо вниз (от S к S1). При постоянной цене P1 предложение увеличится до Q3.
При сокращении предложения под воздействием неценовых факторов кривая предложения сдвигается влево вверх (от S к S2), а предложение при той же цене (P1) сократится до Q2.
|
Эластичность предложения
|
Эластичность предложения характеризует степень изменения предложения под влиянием изменения цены и измеряется коэффициентом эластичности предложения (ES):
,
где ∆Q/Q - относительное изменение предложения (в %);
∆P/P - относительное изменение цены (в %).
|
Виды эластичности предложения
|
Совершенное неэластичное предложение
| Цена растет (падает) – предложение постоянно.
| ES = 0
|
Неэластичное предложение
| Цена растет (падает) больше, чем изменяется предложение.
| ES < 0
|
Эластичное предложение
| Цена растет (падает) меньше, чем изменяется предложение.
| ES > 0
|
Единичная эластичность предложения
| Предложение и цена изменяются в равной степени.
| ES = 1
|
Совершенно эластичное предложение
| Предложение растет (падает) – цена постоянна.
| ES = ∞
|
Факторы, влияющие на степень эластичности предложения
|
- способность производства к быстрой переналадке;
- возможность хранения продукции;
- время, имеющееся в распоряжении производителя для того, чтобы отреагировать на изменение цены. Чем больше у производителя времени для перераспределения ресурсов в пользу продукта, цена на который возросла, тем выше эластичность предложения, и наоборот.
|
Рыночное равновесие
|
Рыночное равновесие – состояние рынка, при котором спрос на товар соответствует его предложению (D = S). И не один хозяйствующий субъект не заинтересован в изменении этого состояния (рис. 5.5).
Равновесная цена (Pe) – цена, при которой спрос равен предложению и она не обнаруживает тенденции к росту или снижению.
Равновесный объем (Qe) – объем спроса и предложения при равновесной цене.
При цене равновесия (Pe) – спрос равен предложению Qe. При цене выше равновесной (P1) предложение больше спроса и на рынке возникает излишек. При цене ниже равновесной (P2) спрос больше предложения и на рынке возникает дефицит.
Излишек – состояние рынка, когда предложение больше спроса, а рыночная цена выше равновесной. В этих условиях между продавцами возникает конкуренция, заставляющая их снижать цену. Предложение сокращается, а спрос возрастает. Рынок движется к равновесию.
Дефицит – состояние рынка, когда спрос больше предложения, а рыночная цена ниже равновесной. В этом случае конкуренция возникает между покупателями, и они готовы заплатить большую цену. Предложение возрастает, а спрос сокращается. Рынок опять-таки движется к равновесию.
В условиях конкуренции нарушение рыночного равновесия (дефицит или излишек) и отклонение рыночной цены от равновесной не могут быть длительными – равновесие восстанавливается автоматически, т.е. происходит рыночное саморегулирование.
|
Нарушения равновесия
|
Изменение спроса при постоянстве предложения оказывает однонаправленное воздействие на уровень равновесной цены и равновесный объем (рис. 5.6).
а) при увеличении спроса и цена, и равновесный объем увеличиваются:
P2 > P1 и Q2 > Q1.
б) при падении спроса и равновесный объем снижаются: P2 < P1 и Q2 < Q1.
|
Изменение предложения при постоянстве спроса приводит к разнонаправленному воздействию на равновесную цену и однонаправленному воздействию на равновесный объем (рис. 5.7).
а) при увеличении предложения цена снижается, а равновесный объем возрастает:
P2 < P1, а Q2 > Q1.
б) при снижении предложения цена возрастает, а равновесный объем сокращается:
P2 > P1, а Q2 < Q1.
|
При одновременном изменении спроса и предложения изменение равновесного объема и равновесной цены зависит от направлений изменения спроса и предложения (увеличение или сокращение) и соотношения в степени изменения спроса и предложения (что больше изменяется).
|
Виды равновесия
|
В зависимости от времени, имеющегося в распоряжении продавца (производителя), и соответственно характера эластичности предложения различают:
- мгновенное равновесие. Ситуация на рынке, когда возрастает спрос, а у производителей нет времени, чтобы изменить предложение, предложение оказывается совершенно неэластичным. Равновесие устанавливается при цене выше первоначальной;
- краткосрочное равновесие. Повышение спроса и цены заставляет производителей увеличить загрузку имеющихся мощностей и за счет этого увеличить предложение. Оно станет более эластичным, соответственно рыночное равновесие установится при цене, которая ниже цены мгновенного равновесия;
- долгосрочное равновесие. Оно достигается за счет увеличения предложения в результате расширения существующих мощностей и появления в данной отрасли новых фирм, а также соответствующего перераспределения ресурсов. Эластичность предложения повысится. Равновесие установится при цене, которая ниже цены мгновенного и краткосрочного равновесия.
Цена долгосрочного равновесия носит достаточно устойчивый характер и называется «нормальной» рыночной ценой.
|