Значительные преимущества в принятии решений с помощью цен дает калькулирование себестоимости продукции по сокращенным («директ-костинг») затратам. На данном методе калькулирования основана концепция так называемых дополнительных затрат (предельных), которая распространена в аналитической практике стран с развитой рыночной экономикой в области принятия управленческих решений.
Суть концепции заключается в том, что при принятии решений о дополнительных заказах или выпуске дополнительной продукции выручку от ее реализации сравнивают не с полной себестоимостью, а с суммой соответствующей ей переменных затрат. При этом учитывается, что условно-постоянные расходы уже возмещаются через цены изделий основной производственной программы.
Отличие калькуляции по элементам полных затрат от прямых затрат:
- классификация затрат по местам возникновения организовывается с разделением на постоянную/переменную части;
- классификация затрат по носителям затрат: постоянные затраты не распределяются между носителями и только переменные относят на носители;
|
|
- определение результатов по носителям затрат: переменные затраты на единицу вычитают из цены изделия и на основе разности исчисляют брутто-прибыль;
- определение результатов за период: общую выручку за период сравнивают с величиной переменных затрат, а общую сумму постоянных затрат за период относят на тот период, в котором она возникла.
При использовании такого метода учета сокращенных затрат цена (Ц) будет определяться следующим образом:
Ц= Зпер.ед. +МД,
где Зпер.ед. — сумма переменных затрат при производстве единицы продукции, р.;
МД — покрытие переменных затрат (или маржинальный доход), р.
В свою очередь покрытие переменных затрат состоит из
МД = Зпост.ед +Пр. ед,
где Зпост.ед — сумма постоянных затрат при производстве единицы продукции, р.;
Пр.ед — прибыль на единицу продукции, р.
В процессе управленческой деятельности на предприятии необходимо рассчитать окупаемость постоянных затрат при заданном уровне рыночной цены. При этом следует исходить из того, что переменные затраты непосредственно включаются в цену и полностью возмещаются покупателем после реализации продукции. Эти затраты можно окупить и в том случае, если производство не состоялось. Например, сырье, материалы можно продать, заработную плату не выплачивать, если рабочих не привлекали.
Постоянные затраты будут существовать даже в том случае, если фирма, предприятие ничего не производит. Они возместятся или окупятся только после производства и реализации определенной партии продукции. Причем, если общая сумма постоянных издержек по мере изменения объема производства практически не меняется, то их размер в расчете на единицу продукции уменьшается при увеличении масштабов производства и возрастает при его уменьшении. Окупаемость постоянных затрат (точка безубыточности) можно рассчитать следующим образом:
|
|
Опост.з = Зпост.общ:Ппер,
где О пост.з — окупаемость постоянных затрат, натуральные единицы измерения; Зпост.общ — сумма постоянных затрат по предприятию (или по выпуску определенного вида изделий), р.
Окупаемость постоянных затрат показывает, какой объем продукции в натуральном выражении нужно произвести и продать по рыночным ценам, чтобы возместить (окупить) постоянные затраты. При этом прибыль и убытки будут равны нулю. Для того чтобы определить, каким должен быть объем продаж, чтобы достигнуть заданной (или целевой) прибыли, нужно сделать расчет по следующей формуле:
Vпр = (Зпост.общ + Пцел.общ): Ппер,
где Vпр — объем продаж, количество; П цел.общ — сумма целевой прибыли, р.
Применение метода сокращенных затрат дает возможность более четко организовать их планирование, учет и контроль и таким образом управлять затратами, проводить эффективную ценовую политику, выявлять наиболее выгодные (высокорентабельные) для фирмы виды продукции по разнице между рыночной ценой и переменными затратами.
Как показывает опыт стран с переходной экономикой, с наступлением первых признаков финансовой стабилизации при низкой платежеспособности потребителей становится актуальным обоснование различных вариантов снижения цен. Как такие ценовые решения повлияют на изменение массы прибыли и объем продаж? Всегда ли, как принято считать, снижение цен принесет дополнительную прибыль?
Чтобы ответить на эти вопросы, на основе приведенных выше понятий и показателей можно вывести зависимости между снижением цен, изменением объемов продаж и массы прибыли:
П= Цо ×V0 − Зпер.ед. × V0 − Зпост.общ,
где П — прибыль от реализации партии товара, р.; Ц0 — первоначальная цена, p.; V0 — исходный объем продаж, натуральные единицы измерения.
Выразим теперь ту же прибыль при уменьшении цены и изменении объема продаж:
П= (Цо−∆Ц) × V0 × Т−Зпер.ед ×V0 ×Т−Зпост.общ
где ∆Ц — снижение цены, р.; Т — темп роста объема продаж.
Прировняв уравнения, получим зависимости изменения цены и темпов роста продаж, позволяющие обеспечить сохранение имеющейся прибыли:
Т= (Цо−Зпер.ед):(Цо−∆Ц –Зпер.ед);
∆Ц = (Цо−Зпер.ед)−[(Цо−Зпер.ед):Т].
Таким образом, не всякое снижение цены приносит увеличение прибыли за счет роста объема продаж, как это принято считать. Для того чтобы при изменении цены сохранить имеющуюся прибыль, нужно соответственно увеличить объем продаж такими темпами, которые будут зависеть от соотношения переменных и постоянных затрат. Причем, чем больше доля переменных затрат в себестоимости, тем соответственно больший нужен прирост объема продаж для сохранения имеющейся прибыли при снижении цены. И наоборот, принимая решение об увеличении объема продаж, можно рассчитать, насколько можно снизить цену, чтобы сохранить имеющийся размер прибыли. Аналогично можно сделать расчеты планируемого увеличения прибыли за счет снижения цены или увеличения объема продаж.
Неизменность постоянных затрат при изменении масштабов производства позволяет утверждать, что рентабельность следует определять как отношение разницы между ценой изделия и сокращенными затратами к сокращенным затратам, т.е. при определении выгодности изделий постоянные затраты не должны учитываться.
Цель применения данного метода заключается в нахождении оптимального варианта загрузки производственных мощностей, обеспечивающего получение наибольшей прибыли. При произвольном отнесении постоянных затрат на единицу продукции возможно принятие неверного решения о дальнейшем развитии производства.
|
|
В таблице 7.11. приведены данные сравнительного анализа калькулирования по полным и сокращенным затратам.
Таблица 7.11. Сравнительный анализ калькулирования по полным и сокращенным затратам
Показатель | Изделие | ||
А | Б | С | |
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| 8,5 |
Определение цен на базе только переменных издержек позволяет фирме в условиях сильной конкуренции установить более низкий уровень цен на данный товар и за счет этого добиться увеличения продаж и получения приемлемой прибыли.
Данный метод позволяет исчислить предел цены, ниже которого она не может опуститься. Нижний предел (порог) цены может различаться в зависимости от конъюнктуры рынка. Различают три вида нижнего предела цены:
- цена целевая (достаточная) определяется как сумма полных затрат и прибыли на единицу продукции (прибыль может определяться как традиционная или среднеотраслевая). Может считаться нижней границей при благоприятной конъюнктуре;
- цена техническая (долгосрочная) соответствует полным затратам на одно изделие. Продажа товара по технической цене обеспечивает покрытие затрат, но не позволяет получить прибыль;
- цена предельная (краткосрочная) включает только удельные переменные затраты. При дальнейшем снижении цены производство прекращается.
Расчет нижней границы цены необходим для принятия решения о приеме или отклонении добавочных заказов, об остановке или продолжении производства, об участии в конкурсах на получение контракта. Для фирмы с неполной загрузкой производственных мощностей прием заказа по цене, покрывающей переменные и часть постоянных затрат.
|
|
Применение калькулирования по сокращенным затратам имеет следующее ограничение: обоснование цен на базе только сокращенных затрат нельзя использовать одновременно на все выпускаемые фирмой товары, поскольку постоянные издержки должны быть возмещены фирмой в общей ее выручке; информация, полученная с помощью данного метода не отвечает на вопрос о возможности замены менее прибыльной продукции более прибыльной; необходимо оценить влияние прекращения производства одной продукции на спрос на другие товары.
Использование калькулирования по сокращенным затратам весьма эффективно во внешнеторговой деятельности, при экспорте продукции (в том числе по более низким ценам), в условиях неполной загрузки производственных мощностей, когда относительно увеличиваются постоянные расходы. Эту систему целесообразно использовать для обоснования шкал или каталогов скидок с цен.
Задача предприятия определение того объема выпуска, при котором общая прибыль максимальна: первый способ: сравнение общего дохода и общих издержек при разных объемах производства; второй способ: сравнение предельного дохода и предельных издержек при разных объемах производства.
Знание предельных издержек помогает руководству предприятия установить: увеличивать или уменьшать выпуск продукции; какому поставщику сырья отдать предпочтение; в каких границах должен осуществляться производственный процесс.
В процессе управления фирмой становится возможным наиболее эффективно решать такие задачи, как целесообразность дополнительного выпуска продукции или выполнения дополнительного заказа по сниженной цене, производить ли своими силами или закупать на стороне комплектующие изделия или полуфабрикаты, определять оптимальные размеры партии или серии деталей, продуктов, рассчитывать и выбирать различные комбинации цены на товар и объемов его реализации и др.