Ситуации | Отношение клиента к проблеме |
Кризисная ситуация | - не знают, как поступить в данной ситуации; - знают, как решить проблему, но ищут поддержки |
«Хронический» тяжелый период | - не знают, как поступить в данной ситуации; - знают, как решить проблему, но ищут поддержки; - исчерпаны ресурсы для самостоятельного решения проблемы |
Состояние эмоционального срыва («Последняя капля») | Не знают, как поступить в данной ситуации |
Помологическое одиночество | - стремление к общению; -любопытство; - желание «бросить вывоз» |
На основе видов проблем возможно выделить ситуации, в которых люди обращаются за помощью к психологу-консультанту.
Независимо от того, какие истинные цели преследует клиент и каким образом он себя ведет согласно профессиональной этике, консультант обязан оказывать помощь всем нуждающимся.
В процессе психологического консультирования специалист должен решить ряд задач:
1) изучить личность клиента;
2) выявить суть проблемы;
3) определить наличие ресурсов у клиента для решения проблемы;
|
|
4) сформулировать цель (как клиент поймет, что проблема решена);
5) создать совместно с клиентом алгоритм достижения цели;
6) добиться осознания клиентом причин возникновения данной проблемы;
7) обучить клиента способам предупреждения подобных проблем в будущем;
8) в случае необходимости предоставить информацию клиенту о его личностных особенностях и сути проблемы.
Таким образом, психологическое консультирование относится к виду психологической помощи, в котором клиента метафорически можно представить в виде оркестра, состоящего из некой жизненной истории, личностных свойств, особенности социальной ситуации прошлого, настоящего и возможного будущего, субъективно воспринимаемых образов значимых близких, психологического затруднения, определяемого им как проблема, а специалиста — в роли композитора-дирижера, создающего произведение под названием «Решение психологической проблемы клиента N».