Типы поведения клиентов

Существует два основных типа поведения: первый — «здесь и теперь» и второй — «там и тогда».

25 Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. — Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. — 384 с. С. 150.

26 Философский энциклопедический словарь. — М.: ИНФРА-М, 1999. С. 244

Для людей с первым типом поведения, «здесь и теперь», характерно присутствие постоянного ощущения срочности, стремления к соревновательности, повышенные уровни аг­рессивности, гневливости, конфликтности. В ряде иссле­дований выявлена взаимосвязь между данным типом поведе­ния и возникновением сердечно-сосудистых заболеваний. Вероятно, основным фактором, провоцирующим возникно­вение подобных заболеваний, являются компоненты данной структуры поведения.

Тик поведения «яшм и тогда» является противополож­ным по своей структуре типу «здесь и сейчас». Людей данно­го типа отличает высокий уровень тревожности, занижен­ный уровень самооценки, рефлексивность, склонность к ас­теническим состояниям. Агрессия не выплескивается вовне, а обращается на себя. С данным типом поведения коррелируются такие заболевания, как язвенные болезни (язва желуд­ка, двенадцатиперстной кишки), астма, неврастении.

К причинам, оказывающим влияние на формирование данных типов поведения, относят социально-культурные ус­ловия. Например, в первом случае — ожидание родителями высоких результатов, во втором — сенсорная депривация в детско-подростковый период.

Таким образом, важным моментом при анализе личности клиента, независимо от стратегии поведения, являются так кие характеристики, как: агрессивность, тревожность, склон­ность к астеническим состояниям. Это обусловлено тем, что многие психологические проблемы клиентов возникают как результат дуалистичного противостояния взаимоисключающих устремлений на пути экзистенциального развития, а именно: стремление к социальному успеху, декларируемое социокуль­турными нормами, и вечное человеческое желание быть доб­родетельным..

Агрессивность—устойчивая черта личности, характеризу­ющаяся готовностью к агрессивному поведению. Агрессивное поведение — поведение или действие, направленное на на­несение физического или психического вреда субъекту общения. Как правило, высокий уровень агрессивности бу­дет коррелироваться с заниженным уровнем самооценки и склонностью индивида определять достаточно большой спектр ситуаций как угрожающих (жизни, статусу, самоуважению).

Тревожность понимается как готовность к страху и явля­ется состоянием целесообразного подготовительного повы­шения сенсорного внимания и моторного напряжения в си­туациях возможной опасности, обеспечивающим соответству­ющую реакцию на страх. Склонность индивида к пережива­нию тревоги является естественной и культурологически оп­равданной, а порог возникновения тревоги — одним из ос­новных параметров индивидуальных различий. Измерение порога тревожности как свойства личности важно и диагностично одновременно, так как это свойство во многом об­уславливает поведение субъекта. Известно, что определен­ный уровень тревожности — естественная и обязательная осо­бенность активной, деятельной личности. У каждого чело­века существует свой оптимальный, или желательный, уровень тревожности (полезная тревожность). Насколько чело­век может адекватно оценивать свое состояние в этом отно­шении является для него существенным компонентом само­контроля и самовоспитания. Однако устойчиво сохраняюща­яся, сильная, хроническая или возникающая вновь тревож­ность, которая проявляется не в результате возникших в ре­альной жизни стрессов, обычно считается признаком эмо­циональных нарушений.

Тревожность вызывается многими причинами и ее возмож­но исследовать с различных точек зрения. Фрейд смотрел на тревожность как на симптоматическое проявление внутрен­него эмоционального конфликта, вызванного бессознатель­но подавляемыми ощущениями, чувствами, импульсами, воспринимаемые как нечто угрожающее или раздражающее. С другой стороны, тревожность можно рассматривать и как некое чувство, появление которого спровоцировано угрозой Я или самооценке. Бихевиористы рассматривают тревож­ность, как неудачную заученную реакцию на угрожающие со­бытия, имеющие место в реальной жизни. Таким образом, эти обстоятельства начинают служить неким пусковым меха­низмом, действующим независимо внешней ситуации. Эти воззрения, следует отметить, имеют свои истоки в утверж­дении Дарвина о том, что страх возникает как реакция на определенные ситуации, определяемые как опасные, в ре­зультате взаимодействия человека с внешним миром. Если человек недостаточно контролирует у себя проявление трево­ги, то у него могут развиться: повышенная тревожность, при­ступы раздражительности, усиления сердцебиения, страх смерти или страх умопомешательства

Таким образом, основными психологическими различия­ми между тревогой и тревожностью является их характер: ос­трый или хронический. В нейрофизиологическом отноше­нии очень важна также продолжительность феноменов трево­ги и страха. В целом повышение уровня тревожности можно характеризовать как субъективное проявление неблагополучия личности. Высокий уровень тревожности характерен при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях; у здоровых людей, находящихся в постстрессовом состоянии; у лиц с девиантным поведением. Таким образом, своевре­менное определение повышенного уровня тревожности спо­собствует правильной постановки как клинического, так и психологического диагнозов.

В настоящий момент тревожность разделяют на личност­ную и ситуативную. Под личностной тревожностью пони-i мается устойчивая индивидуальная характеристика, отража­ющая предрасположенность субъекта к тревоге и предполага­ющая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий спектр ситуаций как угрожающие, отвечая на каж­дую из них определенной реакцией. Как предрасположенность личностная тревожность активизируется при восприятии оп­ределенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные, связанные со специфическими ситуациями угрозы его пре­стижу, самооценке или самоутверждению. Ситуативная, или реактивная, тревожность как состояние характеризу­ется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Данное со­стояние возникает как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности и дина­мичным по времени.

Мы предлагаем типологию видов тревожности27, в осно­ве которой лежит принцип осознаваемости-неосознаваемости личностью наличия и степени выраженности этого состоя­ния. Кроме того, данное состояние может различаться по проявлению или непроявлению во внешнем мире, при взаи­модействии с социумом, а также в сферах проявления: ин­теллектуальная, психоэмоциональная, соматическая (рис. 2).

Принцип осознанности-неосознанности основан на степе­ни понимания субъектом переживания своих чувств, эмоций и их истоков. Данные эмоции, чувства проявляются либо вовне, и в этом случае возможно наблюдать поведенческие реакции, вызванные комплексом переживаний человека, либо их проявление сдерживается сознательно или протекает

27 Колесникова Г.И. Категория «гармония» в социокультурном аспекте. Монография. — Томск, 2002.

незаметно (внутренне) для окружения вследствие индивидуаль­ных особенностей личности. Проявления процесса пережи­вания (реакции) возможно в различных сферах, составляю­щих бытийную реальность субъекта. Интеллектуализация встречается у людей с достаточно высокими интеллектуаль­ными способностями и развитой речью. По типу темпера­мента она скорее будет свойственна меланхоликам и флегма­тикам. Психоэмоциональные проявления более свойствен­ны холерикам, причем на самых ранних стадиях стресса. Со­матические проявления включают в себя болезнь, как тако­вую, и такие реакции тела, как головная боль, боль в мыш­цах, слабость, сонливость. На соматическом уровне измене­ния происходят в тех случаях, когда травматическая ситуация приобретает затяжной характер. Болезни и хронические бо­лезни будут у любого типа свидетельствовать о наличии за­тяжного характера тревожности, которая, скорее всего, при­обрела статус личностного свойства. У сангвиников, веро­ятнее всего, равновесно будут проявляться все три способа. В своем стремлении избавиться от тревожности, индивид может направить свои усилия либо на восстановление ком­форта, либо на поиск истинных причин неблагополучия и самосовершенствование. Какое именно направление он выберет, зависит от его приоритетов: стремление к безопаснос­ти или творческое самовыражение.

Таким образом, тревожность, как иррациональная состав­ляющая личности, имеет значение и как индикатор личност­ного неблагополучия и как диагностический инструмент.

Личности, относимые к категории высокотревожных, склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать весь­ма напряженно, выраженным состоянием тревожности. Сле­довательно, если психологический тест выявляет у испытуе­мого высокий показатель личностной тревожности, то это дает основание предполагать у него появление состояния тревож­ности в разнообразных ситуациях.

Большинство из известных методов измерения тревожно­сти позволяет оценивать либо личностную тревожность, либо само наличие состояния тревожности. Валидной методикой, позволяющей дифференцированно измерять тревожность и как личное свойство и как состояние, является методика, пред­ложенная Ч Д. Спилбергером и адаптированная на русском языке ЮЛ. Ханиным. Бланк шкал самооценки Спилбергера включает в себя сорок вопросов-рассуждений, двадцать из которых предназначены для оценки уровня ситуативной и двадцать — для оценки личностной тревожности. Повыше­ние уровня личностной тревожности, вероятнее всего, будет соответствовать «застарелой» проблеме клиента, в то время, как высокий уровень ситуативной тревожности — о важности данной ситуации для клиента. Высокий уровень по каждой из шкал с большей вероятностью будет свидетельствовать о психологическом неблагополучии в данный пространствен­но-временной отрезок бытия.

Для прояснения проблемных зон наиболее информатив­ными являются личностные опросники, например, много­факторный личностный опросник FPI (модификационная форма В), опросник Айзенка (опросник EPQ), личностный тест Р. Кэтгелла (16PF), личностный опросник А.Т. Джерсайлда.

Астеническое состояние, или снижение психической ак­тивации, — психическое состояние, характеризующееся общей, прежде всего психической, слабостью; повышенной истощаемостью, раздражительностью, снижением продуктив­ности психических процессов, расстройствами сна, физиче­ской слабостью и другими вегетативно-соматическими нару­шениями. С целью диагностики данного состояния приме­няется шкала астенического состояния (ШАС), разработан­ная Л.Д. Малковой и адаптированная Т.Г. Чертовой на базе данных клинико-психологических наблюдений и опросника MMPI.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: