Автор: Роджерс.
Исторический период, в который была создана: 1951—1975.
Решающее влияние на формирование позиции К. Роджерса относительно природы человека оказал его личный опыт работы с людьми, имеющими психологические проблемы.
Основные тезисы, ключевые концепции:
• Материальная действительность есть объективная реальность, которая получает субъективную интерпретацию в сознании человека, соответствующую специфике его
восприятия в данный момент времени. Таким образом, субъективное восприятие представляет собой личную реальность человека и, следовательно, является той основой, на которой формируется его поведение.
• Поведение человека можно пенять только исходя из его субъективной интерпретации событий, ее персонального значения и в терминах субъективного восприятия действительности.
• Самость — важный элемент в жизни человека, его основной целью является достижение своей «реальной сущности». «Самость», «Я-концепция» — взаимозаменяемые термины в теории Роджерса, которые он определял как: «Организованный, последовательный кон
цептуальный гештальт, составленный из восприятий свойств «Я» или меня» и восприятий взаимоотношений «Я» или «меня» с другими людьми и с различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этими восприятиями. Это гештальт, который доступен
осознаванию, хотя не обязательно осознаваемый»34.
|
|
• Я-концепция включает в себя Я-реальное — восприятие того, каким индивид является в настоящий момент, и Я-идеальное — то, каким он хотел бы быть и к реализации которого он стремится.
• Я-концепция является продуктом социализации. Для ее развития нужны следующие условия: позитивное внимание; условия ценности — обстоятельства, при которых индивид может рассчитывать на позитивное внимание со стороны других членов общества; без
условное позитивное принятие.
• Люди сами определяют свою жизнь и несут полную ответственность за все, что с ними происходит.
• В своей сути люди добры и обладают врожденным стремлением к совершенству, гармонии.
• Единственным мотивационным конструктом человеческой жизни является стремление к актуализации — сохранение и развитие лучших заложенных от природы
качеств личности. Стремление к достижению — способ совершенствования потенциала, выражаемое различными формами поведения.
• Стремление к реализации представляет собой суть жизни и является общим дай всех форм жизни;
• Люди оценивают — организмический оценочный процесс — переживания и события с позиции того, насколько они благоприятны для актуализации.
• С позиции личности наиболее важным аспектом актуализации является самоактуализация— процесс становления полноценно функционирующей личности, протекающий в течении всей жизни.
|
|
• Единственным мотивом к самоактуализацни является врожденная сущность человечества.
• Люди, полноценно использующие свой потенциал и стремящиеся к познанию себя и сущности своих переживаний, являются «полноценно функционирующими
людьми» (термин Роджерса).
• Полноценно функционирующие люди обладают определенными личностными характеристиками: открытость переживанию; экзистенциальный образ жизни; организмическое доверие: «внутреннее ощущение типа «я поступаю правильно» является значимым и заслуживающим доверия руководством для истинно хорошего
поведения»35; эмпирическая свобода (относятся к внутреннему чувству свободы и основывается на чувстве ответственности и готовности самостоятельно отвечать за все последствия своего выбора: «Человек за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, человек за все платит сам и потому он свободен»); креативность.
34 Rogers, 1959. Р. 200. Цит. по: Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — М„ 1997. С. 540.
35 Rogers, 1961. Р. 190. Цит. по: Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — М., 1997. С. 550.
• Роджерс основал подход в психотерапии, который известен в настоящее время как терапия, центрированная на человеке36, суть которого заключается в переносе акцента терапии с какой-либо роли человека на его сущность, которая, по мнению Роджерса, и является центром всех взаимоотношений. В рамках данного подхода он также выделил шесть терапевтических условий, необходимых и достаточных для того, чтобы у клиента произошли конструктивные личностные изменения:
1. Два человека, психотерапевт и клиент, находятся в психологическом контакте.
2. Клиент пребывает в состоянии несоответствия.
3. Психотерапевт является гармоничным или интегрированным.
4. Психотерапевт демонстрирует и испытывает к клиенту безусловное позитивное внимание.
5. Психотерапевт находится в состоянии эмпатического понимания клиента и его субъективного мира и стремится передать это клиенту на вербальном и не
вербальном уровнях.
6. Минимум, что должно произойти в процессе психологической сессии, — это передача от психотерапевта клиенту эмпатийного понимания и безусловного позитивного внимания.
Кроме того, Роджерс считал, что именно клиент ответственен за личностный рост в процессе терапии, задача психотерапевта — создание необходимых для изменения условий. Основные положемния относительно природы человека:
1. Роджерс придерживался мнения о свободе на индивидуальном уровне, но не отрицал право науки предполагать определенный детерминизм.
2. Основная предпосылка теории Роджерса заключается в том, что человек разумен.
3. Роджерс стоял на позиции изучения человека как единого целого.
4. Приверженность Роджерса конституционализму можно определить как умеренную. Это наиболее ярко просматривается в его концепции стремления к актуализации.
5. Человек постоянно изменяется в результате личностного роста.
6. Принцип субъективности является сущностью феноменологической позиции.
7. Человек сам делает свой выбор, устремлен в будущее и, следовательно, проактивен.
8. Наличие в теории Роджерса конструкта «стремление к актуализации» указывает на его приверженность гетеростатическому положению.
9. В традиционном научном смысле человек непознаваем, поскольку, с позиции Роджерса, никто не может достичь «объективной истины», живя в»мире субъективных переживаний: «Следовательно, нет такой вещи, как Научное Знание, есть только индивидуальное восприятие того, что для каждого человека представляется таким знанием»37.
|
|
Применение:
• инициирование личностного роста;
• группы встреч, семейное и супружеское консультирование;
• индивидуальное консультирование.
Итак: в вышеизложенном материале дан достаточно подробный анализ пяти теорий личности. Вы можете пополнить свои знания в этой области, обратившись к соответствующей литературе,