Феноменологическая теория

Автор: Роджерс.

Исторический период, в который была создана: 1951—1975.

Решающее влияние на формирование позиции К. Роджерса относительно природы человека оказал его личный опыт ра­боты с людьми, имеющими психологические проблемы.

Основные тезисы, ключевые концепции:

• Материальная действительность есть объективная реаль­ность, которая получает субъективную интерпретацию в сознании человека, соответствующую специфике его
восприятия в данный момент времени. Таким образом, субъективное восприятие представляет собой личную реальность человека и, следовательно, является той ос­новой, на которой формируется его поведение.

• Поведение человека можно пенять только исходя из его субъективной интерпретации событий, ее персонального значения и в терминах субъективного восприятия действительности.

• Самость — важный элемент в жизни человека, его основной целью является достижение своей «реальной сущности». «Самость», «Я-концепция» — взаимозаме­няемые термины в теории Роджерса, которые он опре­делял как: «Организованный, последовательный кон­
цептуальный гештальт, составленный из восприятий свойств «Я» или меня» и восприятий взаимоотноше­ний «Я» или «меня» с другими людьми и с различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с эти­ми восприятиями. Это гештальт, который доступен
осознаванию, хотя не обязательно осознаваемый»34.

• Я-концепция включает в себя Я-реальное — восприя­тие того, каким индивид является в настоящий момент, и Я-идеальное — то, каким он хотел бы быть и к реали­зации которого он стремится.

• Я-концепция является продуктом социализации. Для ее развития нужны следующие условия: позитивное внимание; условия ценности — обстоятельства, при которых индивид может рассчитывать на позитивное внимание со стороны других членов общества; без­
условное позитивное принятие.

• Люди сами определяют свою жизнь и несут полную от­ветственность за все, что с ними происходит.

• В своей сути люди добры и обладают врожденным стремлением к совершенству, гармонии.

• Единственным мотивационным конструктом человече­ской жизни является стремление к актуализации — со­хранение и развитие лучших заложенных от природы
качеств личности. Стремление к достижению — способ совершенствования потенциала, выражаемое различными формами поведения.

• Стремление к реализации представляет собой суть жиз­ни и является общим дай всех форм жизни;

• Люди оценивают — организмический оценочный процесс — переживания и события с позиции того, на­сколько они благоприятны для актуализации.

• С позиции личности наиболее важным аспектом актуа­лизации является самоактуализация— процесс станов­ления полноценно функционирующей личности, про­текающий в течении всей жизни.

• Единственным мотивом к самоактуализацни является врожденная сущность человечества.

• Люди, полноценно использующие свой потенциал и стремящиеся к познанию себя и сущности своих пере­живаний, являются «полноценно функционирующими
людьми» (термин Роджерса).

• Полноценно функционирующие люди обладают определенными личностными характеристиками: открытость переживанию; экзистенциальный образ жизни; организмическое доверие: «внутреннее ощущение типа «я поступаю правильно» является значимым и заслу­живающим доверия руководством для истинно хорошего
поведения»35; эмпирическая свобода (относятся к внутреннему чувству свободы и основывается на чувстве ответственности и готовности самостоятельно отвечать за все последствия своего выбора: «Человек за все пла­тит сам: за веру, за неверие, за любовь, человек за все платит сам и потому он свободен»); креативность.

34 Rogers, 1959. Р. 200. Цит. по: Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — М„ 1997. С. 540.

35 Rogers, 1961. Р. 190. Цит. по: Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — М., 1997. С. 550.

• Роджерс основал подход в психотерапии, который из­вестен в настоящее время как терапия, центрирован­ная на человеке36, суть которого заключается в переносе акцента терапии с какой-либо роли человека на его сущность, которая, по мнению Роджерса, и является центром всех взаимоотношений. В рамках данного под­хода он также выделил шесть терапевтических условий, необходимых и достаточных для того, чтобы у клиента произошли конструктивные личностные изменения:

1. Два человека, психотерапевт и клиент, находятся в психологическом контакте.

2. Клиент пребывает в состоянии несоответствия.

3. Психотерапевт является гармоничным или интег­рированным.

4. Психотерапевт демонстрирует и испытывает к кли­енту безусловное позитивное внимание.

5. Психотерапевт находится в состоянии эмпатического понимания клиента и его субъективного мира и стремится передать это клиенту на вербальном и не­
вербальном уровнях.

6. Минимум, что должно произойти в процессе пси­хологической сессии, — это передача от психотера­певта клиенту эмпатийного понимания и безуслов­ного позитивного внимания.

Кроме того, Роджерс считал, что именно клиент от­ветственен за личностный рост в процессе терапии, за­дача психотерапевта — создание необходимых для из­менения условий. Основные положемния относительно природы человека:

1. Роджерс придерживался мнения о свободе на индиви­дуальном уровне, но не отрицал право науки предполагать определенный детерминизм.

2. Основная предпосылка теории Роджерса заключается в том, что человек разумен.

3. Роджерс стоял на позиции изучения человека как еди­ного целого.

4. Приверженность Роджерса конституционализму можно определить как умеренную. Это наиболее ярко просматрива­ется в его концепции стремления к актуализации.

5. Человек постоянно изменяется в результате личностно­го роста.

6. Принцип субъективности является сущностью феноме­нологической позиции.

7. Человек сам делает свой выбор, устремлен в будущее и, следовательно, проактивен.

8. Наличие в теории Роджерса конструкта «стремление к актуализации» указывает на его приверженность гетеростатическому положению.

9. В традиционном научном смысле человек непознава­ем, поскольку, с позиции Роджерса, никто не может дос­тичь «объективной истины», живя в»мире субъективных пе­реживаний: «Следовательно, нет такой вещи, как Научное Знание, есть только индивидуальное восприятие того, что для каждого человека представляется таким знанием»37.

Применение:

• инициирование личностного роста;

• группы встреч, семейное и супружеское консультиро­вание;

• индивидуальное консультирование.

Итак: в вышеизложенном материале дан достаточно под­робный анализ пяти теорий личности. Вы можете пополнить свои знания в этой области, обратившись к соответствующей литературе,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: