Наименование приема | Краткое описание | Применение |
«Эврика» | Создание условий, при которых ребенок, выполняя учебное задание самостоятельно и проявив неизвестные ранее возможности, получит интересный, оригинальный результат | С целью открытия перед ребенком новой перспективы познания |
«Умышленные ошибки» | Умышленная ошибка в действии, вызывающая творческую мыслительную работу | Применяется с учетом возраста на известном учащимся материале, использующемся в качестве опорных знаний для более внимательного восприятия получаемых знаний |
«Линия горизонта» | Побуждение подростка к новому интеллектуальному поиску | Для раскрытия дальнейшей перспективы, осознания незнания и формирование радости его преодоления |
«Нейтральная информация» | Сообщение учителем о каких-либо фактах, ничем не обнаруживая своего отношения к ним, приглашая тем самым подростков к их обсуждению | Когда речь идет о позиции либо учителя, либо учащихся, пользующихся его расположением; когда какие-либо факты могут вызвать бурную и нежелательную реакцию; когда учителю необходимо сдержать собственные эмоции |
«Акцентированная информация» | Прогнозирование реакции учащихся при освещении событий, требующих оценки | Заранее предполагается солидарность учащихся е учителем |
«Обнаженная позиция» | Выражение именно своего эмоционального состояния, своего кредо, позиции по поводу тех или иных событий | В случаях, когда подростки, боясь последствий, не хотят высказать свое мнение по поводу отдельных фактов |
«Консен- сус» | Вызов подростков на дискуссию при использовании разных подходов, с целью найти в их взглядах общие элементы, образующие единую позицию, являющуюся компромиссом для всех участников дискуссии | В случаях, когда приходится сталкиваться с противоречивыми или взаимоисключающими оценками |
«Отсрочка» | Побуждение подростков глубже осмыслить факт, вызвавший дискуссию; развитие умения слушать других и считаться с их мнением; привитие интеллектуальной терпимости, создающей предпосылки подлинной интеллектуальности | В случаях, когда мнения сильно расходятся и в доводах каждой позиции есть свои сильные и слабые стороны |
«Бумеранг» | Создание ситуации, когда педагог сталкивает учащихся с последствиями условий, ими самими созданных, проверяя учителя, но которые оказались невыгодными для них благодаря его находчивости | Когда нужно вызвать у учащихся чувство понимания, сочувствия учителю в ситуации выбора, который он должен сделать, чувство переживания за него в случае, если он сделает неверный шаг |
«Гротеск» | Действия учащегося представляются в шаржированном, гротескно преувеличенном виде, чтобы отчетливо обнаружилась их неприемлемость с точки зрения общепринятых норм поведения | Когда поступок отдельного подростка задевает интересы, достоинство коллектива и личности, когда надо показать, что, унижая других, он сам оказывается униженным |
«Гипертрофия» | Расширение (или ограничение) прав учащегося, которое показывает несовместимость его действий, поступков с нормами коллектива, нравственности, с честью и достоинством окружающих | Когда необходимо, чтобы по реакции окружающих подросток понял всю нелепость своего положения и избранного способа самоутверждения |
«Вынужденный самоанализ» | Создание условий, когда ребенок сам попытается разобраться в причинах сложившейся ситуации | При необходимости определение своего места в ситуации, нравственного содержания поступка |
Таблица 8