Анализ чувствительности позволяет оценить, как изменяется показатель эффективности операционной деятельности транспортного предприятия при различных значениях параметров.
Анализ чувствительности осуществляется путем последовательного единичного изменения параметров и расчета соответствующего значения показателя эффективности. После этого рассчитывается процентное изменение показателя эффективности. Затем определяется эластичность изменения показателя эффективности – % изменения значения показателя эффективности при изменении значения параметра на 1%.Операция повторяется для всех параметров. На основании полученных результатов проводится ранжирование параметров по степени важности их влияния на значение показателя эффективности. Полученные данные заносятся в таблицу 3.3.
Таблица 3.3
Ранжирование параметров операционной деятельности
транспортного предприятия
Параметр | Изменение параметра, % | Изменение параметра | Прибыль ден. ед. | Изменение показателя эффективности, % | Эластичность значения показателя эффективности | Рейтинг параметра |
Постоян-ные расходы | 1855044,95 | 3766303,45 | -4,29 | -0,429 | ||
Перемен-ные расходы | 25,52 | 3560187,34 | -9,52 | -0,952 | ||
Количество услуг | 177686,3 | 4497078,74 | 14,29 | 1,429 | ||
Стоимость услуги | 63,8 | 4871835,3 | 23,81 | 2,381 |
Влияние изменения каждого параметра на значение показателя эффективности необходимо изобразить графические, используя данные таблиц 3.4-3.7.
|
|
Таблицы 3.4-3.7
Анализ чувствительности показателя эффективности к изменению количества услуг
Постоянные расходы | ||||||||||||
Изменение параметра, % | -25 | -20 | -15 | -10 | -5 | |||||||
Изменение показателя эффективности, % | 10,71 | 8,57 | 6,43 | 4,29 | 2,14 | 0,00 | -2,14 | -4,29 | -6,43 | -8,57 | -10,71 | |
Переменные расходы | ||||||||||||
Изменение параметра, % | -25 | -20 | -15 | -10 | -5 | |||||||
Изменение показателя эффективности, % | 23,81 | 19,05 | 14,29 | 9,52 | 4,76 | 0,00 | -4,76 | -9,52 | -14,29 | -19,05 | -23,81 | |
Продолжение табл. 3.6 – 3.7
Количество услуг | |||||||||||
Изменение параметра, % | -25 | -20 | -15 | -10 | -5 | ||||||
Изменение показателя эффективности, % | -35,71 | -28,57 | -21,43 | -14,29 | -7,14 | 0,00 | 7,14 | 14,29 | 21,43 | 28,57 | 35,71 |
Стоимость услуги | |||||||||||
Изменение параметра, % | -25 | -20 | -15 | -10 | -5 | ||||||
Изменение показателя эффективности, % | -59,52 | -47,62 | -35,71 | -23,81 | -11,90 | 0,00 | 11,90 | 23,81 | 35,71 | 47,62 | 59,52 |
Пример графического изображения анализа чувствительности показателя эффективности к изменениям значений параметров операционной деятельности транспортного предприятия представлен на графике 3.1
График 3.1. Анализ чувствительности показателя эффективности к изменениям значений параметров операционной деятельности транспортного предприятия
|
|
Используя данные ранжирования параметров, необходимо учесть взаимное влияние на значение показателя эффективности двух параметров, занявших первое и второе место в рейтинге (табл. 3.8).
Таблица 3.8
Анализ чувствительности показателя эффективности к изменению стоимости услуг и количества услуг
изменение параметра, % количество услуг изменение параметра, % стоимость услуг | -30 | -20 | -10 | ||||
-30 | 281067,44 | 562134,86 | 843202,28 | 1124269,70 | 1405337,12 | 1686404,54 | 1967471,96 |
-20 | 936891,42 | 1311647,98 | 1686404,54 | 2061161,10 | 2435917,66 | 2810674,22 | 3185430,78 |
-10 | 1592715,40 | 2061161,10 | 2529606,80 | 2998052,50 | 3466498,20 | 3934943,90 | 4403389,60 |
2248539,38 | 2810674,22 | 3372809,06 | 3934943,90 | 4497078,74 | 5059213,58 | 5621348,42 | |
2904363,36 | 3560187,34 | 4216011,32 | 4871835,30 | 5527659,28 | 6183483,26 | 6839307,24 | |
3560187,34 | 4309700,46 | 5059213,58 | 5808726,70 | 6558239,82 | 7307752,94 | 8057266,06 | |
4216011,32 | 5059213,58 | 5902415,84 | 6745618,10 | 7588820,36 | 8432022,62 | 9275224,88 |
Пример графического анализа влияния совместного изменения двух параметров на значение показателя эффективности представлено на графике 3.2.
График 3.2 Анализ чувствительности показателя эффективности к совместному изменению параметров операционной деятельности транспортного предприятия
В результате качественного и количественного анализа можно сделать вывод, что на показатель эффективности работы предприятия в ИМТП больше всего влияют стоимость услуг и их количество. Наиболее негативные изменения наступят при уменьшении количества услуг на 30% и стоимости услуг на 30%, тем самым значение показателя эффективности составит 281067,44 грн.