Организация – процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность персоналу предприятия работать совместно для достижения целей предприятия. Два аспекта организационного процесса:
деление предприятия на подразделения в соответствии с целями и стратегией;
распределение полномочий, связывающих высшее руководство с исполнителями, обеспечивающих распределение и координацию задач
Средством распределения полномочий является делегирование. Делегирование – передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение и представляет собой акт, который превращает человека в руководителя. Ответственность – обязательство выполнить имеющиеся задачи и отвечать за их решение. Работник при приеме на работу принимает на себя определенную ответственность за определенное вознаграждение. Ответственность не может быть делегирована. Делегирование должно предусматривать передачу полномочий – права использовать ресурсы (трудовые, информационные, финансовые др.) организации и направлять усилия работников на выполнение определенных задач. Полномочия делегируются должности, а не индивиду.
|
|
Типы управленческого аппарата
Линейный аппарат управления | Административный аппарат | Разновидности аппаратных полномочий |
- Консультативный | Рекомендательные | |
- Обслуживающий | Обязательные согласования | |
- Личный | Параллельные полномочия | |
Функциональные полномочия | ||
Линейные полномочия внутри аппарата управления |
Линейные полномочия передаются от начальника подчиненному, и далее другим подчиненным. Делегирование линейных полномочий создает иерархию уровней управления. Цепь команд в этой системе:
Цепь команд, созданных делегированием полномочий, является отличительной чертой любых организаций, кроме мелких.
В начале ХХ века появились штабные структуры управления. По мере развития технологии и усложнения внешней среды потребовалось расширить штабные функции, что привело к разнообразию типов штабов и вариантов штабных полномочий. Полномочия штабного аппарата:
- рекомендательные – подготовка информации для принятия решений линейным руководителем, рекомендации к решениям;
- обязательные согласования – в процедуру принятия решения включается согласование решения с заинтересованным штабным аппаратом. Параллельные полномочия дают право штабному аппарату отклонять решения линейного руководства, устанавливая жесткий контроль и предотвращая ошибки;
- функциональные полномочия – право разрешения и запрета действий в области своей компетенции;
|
|
- линейные полномочия внутри аппарата возникают в штабе в крупных организациях, где образуется штабной аппарат с несколькими уровнями управления.
Чтобы распределение полномочий было эффективным, оно изменяется с изменением внешних и внутренних факторов. Линейное управление непосредственно связано с созданием продуктов (услуг), производимых предприятием. Аппарат способствует (помогает) выполнению этих функций.