Инфляционные ожидания

Если люди привыкли жить в ожидании роста цен и учитывать это в планах на будущее, то инфляция встраивается в ожидания и сама себя подхлестывает. Потребители берут товары впрок, усиливая давление на рынок, производители закладывают ожидания в цену производимой продукции, идет цепная реакция. Конечно, нужна ясная правительственная политика: стабильные темпы роста денежной массы, положительное сальдо государст­венного бюджета и платежного баланса, обменный валютный курс должен отражать реальное состояние экономики. Инфляция может быть вызвана не только объективными, но и субъективны­ми факторами: чрезмерным воздействием государственной влас­ти, недальновидной экономической политикой. По словам Л.Эрхарда, «Инфляция не обрушивается на нас как проклятье или трагически роковое событие. Она всегда вызывается легкомыс­ленной или даже преступной политикой».

Формы инфляции

Инфляция — это не только нарушение денежного обращения, а болезнь всего механизма воспроизводства, результат макроэкономических на­рушений. При этом рост цен выступает как следствие, внешний признак инфляции, по которому ее и определяют. Так, если цены на все товары и услуги в 1991 г. повысились в 2,6 раза, то в 1992 г. — уже в 26,1 раза. Однако существуют и другие признаки про­явления инфляции:

1. Падение покупательной способности денежной единицы. Так, в результате августовского кризиса 1998 г. покупательная способность рубля снизилась в течение месяца в 2 раза. На 1 рубль стало возможно приобрести в два раза меньше товаров и услуг.

2. Изменение валютных курсов (в августе 1998 г. 1 доллар стоил 6 рублей, в ноябре 1998 г. — 14,5 руб., в декабре 2001 г. — 29,3 руб., в январе 2002 г. — 30,6 руб.).

3. Изменение условий предоставления кредитов в сторону удорожания и сокращения сроков (в начале 90-х гг. кредиты предоставлялись в лучшем случае на три месяца, а чаще — на один месяц).

4. Рост стоимости потребительской корзины на товары первой необходимости — пищевые продукты, одежду, обувь, жилье. Количество товаров, входящих в расчеты стоимости потребительской корзины, может колебаться от 25 в России до 400 в США. В развитых странах, где инфляцию трактуют шире, в потребительскую корзину включают общую сумму затрат потребителя на приобретение товаров, их поиск, стояние в очередях за товарами и услугами, дополнительные расходы и неудобства из-за вынужденной замены отсутствующего на рынке товара другим.

Критерии, виды и социально-экономические последствия инфляции


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: